Особенности ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

872
Особенности ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

Термин "дети с ограниченными возможностями здоровья" не вполне корректен, так как возможности полноценной жизнедеятельности, обучения, передвижения есть у самого гражданина (ребенка), а не у здоровья.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций и систем организма. Ограничения жизнедеятельности у гражданина (ребенка) возникают в связи со значительными нарушениями здоровья.

В документах Всемирной организации здравоохранения используется понятие "дети с особыми потребностями, обусловленными нарушениями здоровья".

Вместе с тем, принимая во внимание, что термин "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" используется в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", допустима следующая трактовка понятия "дети с ограниченными возможностями здоровья" – это несовершеннолетние, у которых возможности жизнедеятельности в обществе ограничены из-за нарушений здоровья и/или патологических состояний в соматической, психической и сенсорных сферах. Данная формулировка была согласована с Минздравом России осенью 2014 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ) утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598.

Стандарт будет применяться к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Обучение детей, зачисленных до 1 сентября 2016 г., по адаптированным образовательным программам будет осуществляться по ним до завершения обучения.

Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ весьма актуально, поскольку в России проживает свыше 0,5 млн детей-инвалидов, ежегодно 27–28 тыс. несовершеннолетних признаются инвалидами впервые, примерно столько же человек достигают возраста 18 лет и становятся взрослыми инвалидами. Вместе с тем все дети нуждаются в получении начального и/или общего образования по адаптированным программам в пределах своих возможностей, способностей и состояния здоровья.

Новый стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к структуре, условиям реализации, результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО; адаптированные программы) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Адаптированные программы разработаны для детей с наиболее часто встречающимися тяжелыми нарушениями здоровья: глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и сочетанной патологией (далее – обучающиеся в ОВЗ).

Адаптированные программы разрабатываются в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, способностей обучающихся и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей.

Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях. В нем учтены возрастные, типологические и индивидуальные особенности, образовательные потребности детей с различными тяжелыми нарушениями здоровья.

Стандарт является основой:

  1. для разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
  2. разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
  3. определения требований к условиям реализации АООП НОО, в т. ч. на основе индивидуального учебного плана;
  4. определения требований к результатам освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ;
  5. разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
  6. объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям ФГОС НОО ОВЗ, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
  7. проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;
  8. осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации;
  9. разработки основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.

В полной версии статьи читайте:

  • какие задачи решает стандарт;
  • из каких частей состоит адаптированная программа для детей с ОВЗ;
  • варианты адаптированной программы в зависимости от вида заболевания;
  • как выбрать подходящий вариант АП.

А также:

  • какие требования предъявляются к образовательной среде для детей с ОВЗ;
  • особенности программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • коррекционные курсы "адаптивная физическая культура".

Где прочитать статью полностью?
Прочитать статью "Особенности ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ" полностью вы можете в журнале "Нормативные документы ОУ" №11.
Подпишитесь на него прямо сейчас!

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль