Особенности ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

854
Особенности ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

Термин "дети с ограниченными возможностями здоровья" не вполне корректен, так как возможности полноценной жизнедеятельности, обучения, передвижения есть у самого гражданина (ребенка), а не у здоровья.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций и систем организма. Ограничения жизнедеятельности у гражданина (ребенка) возникают в связи со значительными нарушениями здоровья.

В документах Всемирной организации здравоохранения используется понятие "дети с особыми потребностями, обусловленными нарушениями здоровья".

Вместе с тем, принимая во внимание, что термин "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" используется в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", допустима следующая трактовка понятия "дети с ограниченными возможностями здоровья" – это несовершеннолетние, у которых возможности жизнедеятельности в обществе ограничены из-за нарушений здоровья и/или патологических состояний в соматической, психической и сенсорных сферах. Данная формулировка была согласована с Минздравом России осенью 2014 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ) утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598.

Стандарт будет применяться к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Обучение детей, зачисленных до 1 сентября 2016 г., по адаптированным образовательным программам будет осуществляться по ним до завершения обучения.

Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ весьма актуально, поскольку в России проживает свыше 0,5 млн детей-инвалидов, ежегодно 27–28 тыс. несовершеннолетних признаются инвалидами впервые, примерно столько же человек достигают возраста 18 лет и становятся взрослыми инвалидами. Вместе с тем все дети нуждаются в получении начального и/или общего образования по адаптированным программам в пределах своих возможностей, способностей и состояния здоровья.

Новый стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к структуре, условиям реализации, результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО; адаптированные программы) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Адаптированные программы разработаны для детей с наиболее часто встречающимися тяжелыми нарушениями здоровья: глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и сочетанной патологией (далее – обучающиеся в ОВЗ).

Адаптированные программы разрабатываются в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, способностей обучающихся и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей.

Положения стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях. В нем учтены возрастные, типологические и индивидуальные особенности, образовательные потребности детей с различными тяжелыми нарушениями здоровья.

Стандарт является основой:

  1. для разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
  2. разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
  3. определения требований к условиям реализации АООП НОО, в т. ч. на основе индивидуального учебного плана;
  4. определения требований к результатам освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ;
  5. разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
  6. объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям ФГОС НОО ОВЗ, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
  7. проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;
  8. осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации;
  9. разработки основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.

В полной версии статьи читайте:

  • какие задачи решает стандарт;
  • из каких частей состоит адаптированная программа для детей с ОВЗ;
  • варианты адаптированной программы в зависимости от вида заболевания;
  • как выбрать подходящий вариант АП.

А также:

  • какие требования предъявляются к образовательной среде для детей с ОВЗ;
  • особенности программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • коррекционные курсы "адаптивная физическая культура".

Где прочитать статью полностью?
Прочитать статью "Особенности ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ" полностью вы можете в журнале "Нормативные документы ОУ" №11.
Подпишитесь на него прямо сейчас!

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам документ с примерными вопросами мониторинга педагогических компетенций воспитателей в ходе реализации требований ФГОС ДО.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль