Подготовка к школе детей с тяжелыми формами аутизма

444
Подготовка к школе детей с тяжелыми формами аутизма

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Часто аутизм сопровождается умственной отсталостью, нарушениями координации и моторики, сниженной концентрацией внимания и др. В образовательном процессе у таких детей возникают сложности с самостоятельным выполнением полученного задания и пониманием фронтальных инструкций учителя, обобщением полученных навыков, общением со сверстниками, возможностью работать в группе с другими детьми, обращением за помощью и привлечением внимания учителя.

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной и правильно организованной коррекционной работе 60% детей с аутизмом получают возможность обучаться по программе массовой школы, 30% – по программе специальной школы того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20–30% адаптируются относительно (они нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2–3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

Прикладной анализ поведения (АВА) и ресурсный класс

ABA, или прикладной анализ поведения, – это наука, в фокусе внимания которой находится поведение человека. Суть поведенческого подхода заключается в следующем: каждый человек обучается под воздействием факторов окружающей среды, т. е. в ситуации, когда к нему предъявляются некоторые требования. Большинство людей обучается новым навыкам, сами того не осознавая.

Но люди с аутизмом могут чему-то научиться только в ситуации, когда «требования», которые предъявляет к ним окружающая действительность, продуманы и структурированы, каждый необходимый навык подолгу тренируется, а их успешное освоение и применение всячески подкрепляется.

ABA-терапия включает в себя много различных методов. Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение), а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение).

Одной из ключевых методик АВА является положительное подкрепление/усиление. Ее суть состоит в том, что, когда за поведением следует вознаграждение или поощрение, высока вероятность того, что такое поведение будет повторяться в будущем.

Другими наиболее распространенными видами лечения, основанными на принципах ABA, являются обучение отдельными блоками, случайное обучение детей с аутизмом (или обучение в натуральной среде), тренинг вербального поведения, обучение опорным навыкам и т. п.

Прикладной анализ поведения позволяет воздействовать на поведение человека шестью разными способами:

  1. усиливать или подкреплять желаемое поведение и уменьшать проявление нежелательного, например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение;
  2. обучать новым навыкам – при помощи систематического повторения инструкций и подкрепления желаемого поведения можно обучить ребенка навыкам самопомощи, социальным навыкам или навыкам коммуникации;
  3. поддерживать и обобщать новые навыки – обучение навыкам самоконтроля и процедурам самопроверки поможет поддержать и обобщить навыки, необходимые для успешной работы и учебы;
  4. обобщать полученные навыки и переносить их из одной ситуации в другую, например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в общеобразовательном классе;
  5. адаптировать материалы для занятий и окружающую среду так, чтобы снизить вероятность появления нежелательного поведения;
  6. снизить вероятность появления нежелательного поведения, которое может угрожать здоровью и жизни ребенка и/или его окружения.

Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.

В полной версии статьи читайте:

  • в каких направлениях методы ABA-терапии оказывают поддержку детям с аутизмом,
  • что такое ресурсный класс,
  • организация работы в ABA-классе,
  • примеры занятий и заданий для детей-аутистов,
  • особенности подготовки к школе,
  • варианты проведения уроков,
  • результаты работы ABA-класса.

Где прочитать статью полностью?
Прочитать статью "Подготовка к школе детей с тяжелыми формами аутизма" полностью вы можете в журнале "Справочник педагога-психолога. Детский сад" №11.
Подпишитесь на него прямо сейчас!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль