Подготовка к школе детей с тяжелыми формами аутизма

436
Подготовка к школе детей с тяжелыми формами аутизма

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Часто аутизм сопровождается умственной отсталостью, нарушениями координации и моторики, сниженной концентрацией внимания и др. В образовательном процессе у таких детей возникают сложности с самостоятельным выполнением полученного задания и пониманием фронтальных инструкций учителя, обобщением полученных навыков, общением со сверстниками, возможностью работать в группе с другими детьми, обращением за помощью и привлечением внимания учителя.

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной и правильно организованной коррекционной работе 60% детей с аутизмом получают возможность обучаться по программе массовой школы, 30% – по программе специальной школы того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20–30% адаптируются относительно (они нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2–3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

Прикладной анализ поведения (АВА) и ресурсный класс

ABA, или прикладной анализ поведения, – это наука, в фокусе внимания которой находится поведение человека. Суть поведенческого подхода заключается в следующем: каждый человек обучается под воздействием факторов окружающей среды, т. е. в ситуации, когда к нему предъявляются некоторые требования. Большинство людей обучается новым навыкам, сами того не осознавая.

Но люди с аутизмом могут чему-то научиться только в ситуации, когда «требования», которые предъявляет к ним окружающая действительность, продуманы и структурированы, каждый необходимый навык подолгу тренируется, а их успешное освоение и применение всячески подкрепляется.

ABA-терапия включает в себя много различных методов. Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение), а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение).

Одной из ключевых методик АВА является положительное подкрепление/усиление. Ее суть состоит в том, что, когда за поведением следует вознаграждение или поощрение, высока вероятность того, что такое поведение будет повторяться в будущем.

Другими наиболее распространенными видами лечения, основанными на принципах ABA, являются обучение отдельными блоками, случайное обучение детей с аутизмом (или обучение в натуральной среде), тренинг вербального поведения, обучение опорным навыкам и т. п.

Прикладной анализ поведения позволяет воздействовать на поведение человека шестью разными способами:

  1. усиливать или подкреплять желаемое поведение и уменьшать проявление нежелательного, например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение;
  2. обучать новым навыкам – при помощи систематического повторения инструкций и подкрепления желаемого поведения можно обучить ребенка навыкам самопомощи, социальным навыкам или навыкам коммуникации;
  3. поддерживать и обобщать новые навыки – обучение навыкам самоконтроля и процедурам самопроверки поможет поддержать и обобщить навыки, необходимые для успешной работы и учебы;
  4. обобщать полученные навыки и переносить их из одной ситуации в другую, например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в общеобразовательном классе;
  5. адаптировать материалы для занятий и окружающую среду так, чтобы снизить вероятность появления нежелательного поведения;
  6. снизить вероятность появления нежелательного поведения, которое может угрожать здоровью и жизни ребенка и/или его окружения.

Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.

В полной версии статьи читайте:

  • в каких направлениях методы ABA-терапии оказывают поддержку детям с аутизмом,
  • что такое ресурсный класс,
  • организация работы в ABA-классе,
  • примеры занятий и заданий для детей-аутистов,
  • особенности подготовки к школе,
  • варианты проведения уроков,
  • результаты работы ABA-класса.

Где прочитать статью полностью?
Прочитать статью "Подготовка к школе детей с тяжелыми формами аутизма" полностью вы можете в журнале "Справочник педагога-психолога. Детский сад" №11.
Подпишитесь на него прямо сейчас!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль