Оценка взаимодействия воспитателя с детьми в образовательном процессе

843
Оценка взаимодействия воспитателя с детьми в образовательном процессе

Когда мы говорим о взаимодействии педагога с детьми в образовательном процессе, то, естественно, это взаимодействие будет проявляться в поведении педагога и детей в процессе организованной непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД). Наиболее эффективным методом, позволяющим выявить особенности поведения, является наблюдение.

Метод наблюдения широко применяется в тех случаях, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Он позволяет, не вмешиваясь в естественное течение процесса, непосредственно зафиксировать поведение наблюдаемого объекта, одновременно охватить поведение нескольких человек по отношению друг к другу или определенным задачам, фиксировать сразу несколько параметров.

В качестве средства фиксации результатов наблюдения обычно используется карта наблюдения, в которой поведение объекта описывается на основании выделенных параметров. Содержание выделенных параметров наблюдения отражает теоретические представления авторов о ключевых характеристиках наблюдаемого объекта, ситуации или процесса, которые позволяют решить поставленные задачи (оценки или исследования) в рамках организованного наблюдения.

Карты наблюдения достаточно широко применяются в психолого-педагогической практике и зарекомендовали себя как инструментарий, позволяющий педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательной деятельности.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и педагогической практики, с одной стороны, и современных требований, предъявляемых к организации взаимодействия педагога с дошкольниками в образовательном процессе, с другой, была сделана попытка разработать карту наблюдения, позволяющую оценить эффективность взаимодействия педагога с дошкольниками в НОД (далее – карта наблюдения).

При разработке данной карты наблюдения мы исходили из того, что эффективность взаимодействия педагога с дошкольниками в ходе НОД определяется, с одной стороны, условиями, которые обеспечивает взрослый, а с другой – результативностью взаимодействия взрослого с детьми. На основании этого и были выделены параметры наблюдения, которые, по нашему мнению, позволяют оценить эффективность взаимодействия воспитателя с детьми.

Четыре параметра оценки

  • Было выделено четыре параметра наблюдения:
  • "Характеристика средств общения, используемых воспитателем при взаимодействии с детьми";
  • "Характеристика образовательного содержания, реализуемого воспитателем при взаимодействии с детьми";
  • "Характеристика организуемой совместной деятельности с детьми";
  • "Реализация образовательных задач".

Первые три из этих параметров относятся к характеристике условий взаимодействия взрослого с детьми, а четвертый – к его результативности.

Внимание!
Посмотреть на образец карты и пример ее заполнения, а также прочитать статью "Оценка взаимодействия воспитателя с детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности" полностью вы можете в журнале "Справочник педагога-психолога. Детский сад" №10. Подпишитесь на него прямо сейчас!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль