Формирование информационной культуры обучающихся

8212

Компьютер и Интернет являются мощными инструментами поиска, обработки и обмена информацией, которые уже используются и в обучении детей младшего школьного возраста. Однако с ростом популярности сети растет уровень интернет-зависимости обучающихся. Учитель, объединив усилия с родителями ребенка, способен организовать работу по профилактике такой зависимости, при этом его основной задачей будет формирование информационной культуры обучающегося, обеспечения концепции информационной безопасности детей

Многие дети проводят за компьютером практически все выходные и каникулы, по сути, становясь его "заложниками". Родители, как правило, поощряют такое поведение, ведь когда ребенок занят, они могут погрузиться в свои повседневные проблемы. Таким образом, у ребенка может сформироваться интернет-зависимость – навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность прервать работу в сети.

Основные признаки интернет-зависимости ребенка

  • ребенок выглядит утомленным;

  • ухудшается его успеваемость;

  • наблюдается утрата интереса к увлечениям;

  • увеличивается время, которое ребенок проводит в Интернете;

  • ребенок начинает сторониться друзей и знакомых;

  • перестает контролировать время, проведенное в сети;

  • перестает слушать взрослых, особенно если они пробуют сократить время его пребывания за компьютером.

Учитель может выявить негативные проявления в поведении ребенка, вызванные влиянием компьютера, предложив родителям обучающихся заполнить анкету "Мой ребенок и компьютер" (приложение 1).

Если в процессе анкетирования у ребенка были выявлены признаки интернет-зависимости, учителю следует скорректировать свою работу прежде всего с родителями младшего школьника. На родительском собрании или при личной встрече можно предложить родителям обучающегося памятку "Профилактика компьютерной зависимости у ребенка" (приложение 2).

наверх

Основные типы интернет-зависимости

  • навязчивый веб-серфинг – бесцельные путешествия по Интернету, постоянный поиск какой-либо, зачастую ненужной, информации;
  • пристрастие к виртуальному общению – большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети;
  • игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми.

Как правило, в свободное время дети редко используют компьютер в учебных целях, большая часть младших школьников увлечена компьютерными играми. Поэтому педагогу крайне важно формировать информационную культуру младших школьников, которая проявляется в умении адекватно формулировать свою потребность в информации, находить ее, перерабатывать, отбирать, оценивать, создавать качественно новую.

Можно выделить несколько направлений развития информационной культуры ребенка. Это – формирование у обучающихся:

  • потребности в дополнительной информации;
  • умения работать с источниками информации:
    – книги, энциклопедии, справочники;
    – результаты наблюдений, общения с другими людьми (умение задавать вопросы);
    – телевидение, СD, Интернет;
  • умения классифицировать полученную информацию по разным критериям (по алфавиту, числовому значению и т. д.);
  • умения выделять в информации недостоверные и сомнительные элементы;
  • умения использовать информацию для построения умозаключений и принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  • умения применять полученную информацию в практической деятельности при моделировании, создании макетов, графических работ (рисунков), сообщений, проектов.

Проверить, сформировано ли у обучающихся умение выделять в информации недостоверные и сомнительные элементы, можно с помощью задания – найти и исправить ошибки в загадках:

 

1. Я вырос на ветке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Ответ: вырос на грядке.)

 

2. Микробов он сбивает с ног,

Ну а зовут его – морковь.

(Ответ: а зовут его – чеснок.)

3. Привязан кустик к колышку,

На кустике – шары,

Бока подставив солнышку,

Синеют от жары.

(Ответ: краснеют от жары.)

 

4. Зимой в огороде свежие, зеленые,

а зимою в бочке вкусные, соленые.

(Ответ: летом в огороде.)

 

 

В приложении 3 представлено описание игр и заданий, направленных на формирование информационной компетентности младших школьников. Особенно эффективны данные игры в работе с детьми первого года обучения.

наверх

Анкета для родителей обучающихся
"Мой ребенок и компьютер"

Приложение 1

Уважаемые родители, просим вас принять участие в анкетировании. Ваши ответы на вопросы анкеты помогут учителю выстроить дальнейшую работу по обеспечению информационной безопасности обучающихся. Подчеркните один из предложенных вариантов ответа или запишите свой вариант.

1.Умеет ли ваш ребенок пользоваться компьютером?

Варианты ответов: да, нет.

2.Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером в день?

Запишите ответ: _________________________________________________________________.

3.Как ваш ребенок проводит время за компьютером?

Варианты ответов: играет в игры, смотрит мультфильмы или фильмы, другое (запишите, что именно) ____________________________________________________________________________.

4.Вы довольны, что ваш ребенок так увлечен компьютером?

Варианты ответов: да, нет.

5.У вас есть беспокойство по поводу пользования ребенком компьютера?

Варианты ответов: да, нет.

Поясните свой ответ: _____________________________________________________________.

6.Что такое информационная безопасность ребенка, по вашему мнению?

Запишите ответ: _________________________________________________________________.

7.Какие меры по информационной безопасности вашего ребенка вы предпринимаете?

Запишите ответ: _________________________________________________________________.

8.Какие черты характера появились у ребенка после начала использования компьютера?

Запишите ответ: _________________________________________________________________.

9.Сколько времени вы сами проводите за компьютером?

Запишите ответ: _________________________________________________________________.

Благодарим за участие в анкетировании!

Обработка результатов анкетирования

Анализ ответов родителей на вопросы анкеты позволит учителю составить списки детей, которые владеют или не владеют первоначальными навыками работы на компьютере. Эта информация поможет педагогу в организации занятий с применением информационных технологий. Также, проанализировав результаты анкетирования, учитель может определить, как много времени каждый ученик проводит за компьютером и чем он при этом занимается (насколько продуктивна его деятельность): играет в игры или, например, принимает активное участие в работе сетевого проекта. В целом анкета позволяет выявить отношение родителей к присутствию информационных технологий в жизни ребенка и понимание ими роли информационной безопасности младших школьников.

Если родители отметили в анкете, что в результате занятий на компьютере ребенок становится агрессивным, подавленным и безразличным, – это первый признак компьютерной зависимости. При этом негативной информацией являются сведения о том, что родители сами проводят большую часть свободного времени за компьютером. Если родители не считают, что их увлечение компьютером влияет на развитие ребенка, то педагогу следует продумать свою деятельность по организации работы с родителями обучающихся по направлению "Профилактика негативного влияния информационных технологий на развитие ребенка", содержащую серию бесед, круглых столов и родительских собраний на данную тему.

наверх

Памятка для родителей обучающихся
"Профилактика компьютерной зависимости у ребенка"

Приложение 2

1.Поощряйте творческие увлечения ребенка, будь то рисование или занятия музыкой.

2.Приобщайте ребенка к занятиям спортом, ведь у детей, увлеченных спортом, компьютерная зависимость проявляется реже.

3.Не забывайте, для ребенка важен личный пример родителей. Нельзя, чтобы слова расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то и сам не должен играть по три-четыре часа.

4.Если ваша работа связана с компьютером и вы вынуждены проводить за ним много времени, в беседах с ребенком акцентируйте его внимание на том, что компьютер вам необходим для работы.

5.Компьютер может стать вашим помощником в организации совместной творческой деятельности с ребенком. Привлекая ребенка к поиску необходимой информации для подготовки сообщения к уроку или просматривая в Интернете репертуар детских театров, вы будете воспитывать в ребенке культуру работы с компьютером и в Интернете.

6.Соблюдайте режим работы за компьютером. Попытайтесь объяснить ребенку, что компьютер не право, а привилегия, поэтому проведение времени за ним подлежит контролю со стороны родителей. Однако не злоупотребляйте своим "правом на запрет", ведь "запретный плод сладок".

7.Если ребенок все-таки имеет компьютерную зависимость, то не стоит устанавливать резкие запреты или ограничения, ребенок может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной. Обязательно с перерывами.

8.Предложите ребенку другие способы времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми стоит заняться на досуге. Важно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры и т. д.).

9.Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).

10.Обратите внимание на компьютерные игры, в которые играют дети, т. к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждайте игры с ребенком, выбирайте их вместе. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

11.Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, не стоит откладывать или бояться визита к специалисту, важно вовремя обратиться к психологам в специализированные центры.

наверх

Описание игр и заданий, направленных на формирование
информационной компетентности младших школьников

Приложение 3

Направление "Работа с источниками информации"

Задание "Сколько значений у предмета". Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.Поощряются самые оригинальные, неожиданные ответы, и чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др. Ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные стороны.

Задание "Наблюдение как способ выявления проблемы". Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Вот варианты проблем для детских исследований: "Почему светит солнце?", "Почему играют котята?", "Почему попугаи и вороны могут разговаривать?". Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, осенние листья (деревья, яблоки и др.). Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать основные цвета, в которые они окрашены. Можно поговорить о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев.

Направление "Упорядочивание информации"

Игра "Найди общий признак". Можно предложить ребенку сгруппировать предметы, взяв одинаковые по назначению (например, несколько машин, кукол, шаров или мячей). Их можно сначала разложить по предметной соотнесенности: в одну группу – все куклы, в другую – машины, в третью – шары или мячи. Потом перегруппировать по цвету: красные машины, кукла в красном платье и с красным бантом, красный шар. В третий раз – по величине: большие машины, куклы, шары; маленькие машины, куклы, шары. Всякий раз, когда группировка выполнена, нужно сказать, по какому признаку объединялись предметы. Потом можно спросить ребенка: "А как еще можно разместить предметы, чтобы у них что-то было одинаковое?"

Игра "Четвертый лишний". Перед ребенком в произвольном порядке кладут четыре картинки, например, с изображением шкафа, стула, стола и платья. Чтобы правильно определить лишний предмет (платье), он должен выделить мебель как группу и понять, что платье к данной группе не относится, потому что это одежда. Но ребенок может рассуждать и иначе: "Платье надо повесить в шкаф, а для этого надо встать на стул. А стол тут лишний". Поэтому, когда ребенок ошибается, надо терпеливо выяснить, почему он исключил именно эту картинку, а не говорить сразу, что он ошибся. И только после этого объяснить принцип выделения лишнего, основанный на классификации.

Направление "Использование информации для построения умозаключений"

Игра "Умозаключения по аналогии". Учитель может рассказать детям, что некоторые животные, несмотря на свои отличия, очень похожи. Например, у кенгуру задние лапы длинные, а передние короткие, почти так же устроены лапы зайца, только разница в длине между ними не так велика. Туловище рыбы имеет определенную форму, помогающую преодолевать сопротивление воды. Если мы хотим, чтобы создаваемые нами корабли и особенно подводные лодки хорошо плавали, их корпуса должны быть похожи по очертаниям на туловище рыбы.

Детей можно попросить выполнить следующие задания:

  • сказать, на что похожи: узоры на ковре, облака, очертания деревьев за окном, старые автомобили, новые кроссовки;
  • назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.);
  • назвать как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

Игра "Что здесь изображено?" На листе бумаги (или мелом на классной доске) нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Учитель может предложить детям рассмотреть их и ответить на вопрос: "Что здесь изображено?". Педагогу необходимо фиксировать ответы, для этого можно просто проговаривать их вслух или записывать на доске. При правильной организации игры ответов будет много. Отмечая неожиданные, оригинальные и интересные ответы, следует хвалить детей, это придаст им уверенности, поможет в дальнейшем смелее высказывать самые разные идеи. Когда ответов накопится много, нужно подвести итог, задать детям вопрос: "Кто же был прав?". Учителю следует помочь детям прийти к заключению, что каждый ответ можно считать правильным – "правы были все, но каждый по-своему".

С.Ю. Прохорова,канд. пед. наук, доц. каф. начального образования Ульяновского ИПКПРО,

И.А. Сибгатуллова,
учитель начальных классов МОУ "Новомалыклинская начальная
общеобразовательная школа", с. Новая Малыкла, Ульяновская область

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль