Экспресс-диагностика адаптации первоклассников к школе

1091
Экспресс-диагностика адаптации первоклассников к школе

Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка. в статье рассматривается экспресс-диагностика, осуществляемая с помощью пяти методик. Проводить ее может и педагог-психолог, и учитель начальных классов.

В последнее время все больше детей уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Им требуется особое внимание педагога и педагога-психолога, т. к. хроническое отставание в начальной школе может отрицательно сказаться на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. И учителю, и родителям следует знать, с какими проблемами сталкивается ребенок (или может столкнуться в будущем), как можно помочь ему и что необходимо сделать для создания благоприятной атмосферы и условий, способствующих его успешной адаптации к обучению в школе.

На сегодняшний день психолого-педагогическая литература предлагает немало программ для исследования адаптации первоклассников. Однако большинство из них носит характер индивидуальной диагностики, что требует много сил и времени в ходе реализации и при обработке полученных результатов.

В большинстве школ насчитывается от трех до восьми первых классов, в связи с чем актуальной стала проблема разработки программы исследования адаптации первоклассников с использованием надежных, апробированных методов, удобной в использовании и применении, а кроме того – не требующей каких-либо существенных временных ресурсов и затрат. В СОШ № 31 г. Сыктывкара эту проблему решили, создав экспресс-диагностику, осуществляемую с помощью пяти методик:

  1. "Беседа о школе" (Т.А. Нежнова) – помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как он воспринимает учебный процесс, понимает ли, для чего ходит в школу.
  2. Методика исследования мотивации учения (М.Р. Гинзбург) – направлена на изучение сформированности мотивов учения и выявление ведущего мотива.
  3. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) – позволяет определить уровень школьной тревожности, проанализировать школьные ситуации, вызываю- щие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.
  4. Цветовой тест Люшера (модификация Л.А. Ясюковой) – направлен на определение эмоционального состояния ребенка в школе, выявление положительных и отрицательных эмоций в определенных учебных ситуациях, исследование эмоциональной самооценки ребенка, а также особенностей его работоспособности.
  5. Методика изучения поведенческих особенностей учащихся – позволяет выявить формы дезадаптированного поведения ребенка, особенности его взаимоотношений с окружающими.

Экспресс-диагностику может проводить как педагог-психолог, так и учитель начальных классов. Оптимальное время проведения исследования – октябрь – ноябрь, поскольку сначала нужно дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомить- ся с одноклассниками, привыкнуть к учителю. В сентябре педагог- психолог может присутствовать на уроках и наблюдать за детьми, отмечать особенности их поведения во время перемен.

ВАЖНО! Подробное описание методик, а также условия проведения экспресс-диагностики и методика обработки и интерпретации результатов - в полной версии статьи, опубликованной в №9 журнала "Справочник педагога-психолога. Школа".

ПОДПИШИТЕСЬ на журнал прямо сейчас - не пропускайте САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль