Опасности, подстерегающие ребенка в сети Интернет

6705

Здравствуйте, мне 15 лет, зовут Миша. Меня оскорбляют, а также угрожают в Интернете в одной из социальных сетей. Я обращался к администрации сайта, но они пока не отвечают на мои письма. Мне угрожает один пользователь сети, который самостоятельно добавился ко мне в друзья и причисляет себя к фашистской организации. Он постоянно шлет мне оскорбления, угрозы расправиться со мной и моей семьей. Оскорблять меня он начал сразу, без всякого повода и разговора на какие-либо темы. У меня есть вся переписка с ним, также я сохранил изображение его паспорта, так как оно находилось в открытом доступе. В список моих друзей он добавился сам. Я также знаю, что другие люди получают от него похожие угрозы. Я сообщил этому человеку, что пойду в милицию, так как у меня есть его данные и есть доказательства его угроз.

В профиле информация обо мне – только настоящий город, имя, фамилия и школа. Этот человек живет в другом городе, но я действительно опасаюсь за жизнь и здоровье свое и родителей, так как подобные организации есть в каждом городе, и у него может быть налажена связь с такими же, как он, в том городе, где я живу.

Я говорил об этом с мамой, она посоветовала найти какой-либо сайт и проконсультироваться у специалистов. Помогите и скажите, пожалуйста, что мне делать?

Россия входит в зону повышенного риска по проблеме безопасности детей и подростков в глобальной сети. Это обуславливается высокой пользовательской интернет-активностью российских школьников, снижением возрастного ценза пользования сетью, расширением диапазона информационной и коммуникационной деятельности в Интернете и высоким уровнем ее бесконтрольности, ростом числа контетных и коммуникационных онлайн-рисков, а также сохраняющимся "цифровым разрывом" между родителями и детьми, предполагающим в т. ч. низкую осведомленность о рисках и опасностях интернет-среды.

С целым рядом проблем, которые возникают в сети, детям в силу неопытности бывает трудно справиться в одиночку. В то же время российские школьники очень часто пользуются Интернетом без всякого контроля со стороны взрослых. Чем старше школьники, тем слабее контроль: 70% учеников 9–10-ти лет и свыше 90% школьников старше 13-ти лет пользуются Интернетом, когда рядом нет родителей, учителей, других взрослых. Это увеличивает вероятность столкновения с рисками, опасными для психического и физического развития, а также возникновения интернет-аддикций (зависимостей) разного рода.

 

наверх

Умеют ли дети безопасно пользоваться Интернетом 

Виды деятельности в Интернете становятся разнообразнее, и каждый ребенок может найти себе занятие по вкусу. Освоение различных видов интернет-активности – основа онлайн-социализации. Данные исследования "Дети России онлайн", осуществленного сотрудниками Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования Минобрнауки России, показывают, что российские школьники пытаются освоить практически все возможные виды активности в сети, отдавая в первую очередь предпочтение коммуникационной деятельности.

Школьники заходят в социальные сети, скачивают музыку и фильмы, выкладывают в сети фото, музыку, видео, посещают чаты, создают персонажи, животных, аватары, пользуются файлообменниками. Активная деятельность в этих направлениях несет с собой расширение диапазона контентных, коммуникационных и электронных рисков.

Опасности, подстерегающие ребенка в сети Интернет

Рис. 1. Диаграмма "Что сообщают о себе школьники
в профиле социальной сети"

В ходе исследования был проведен опрос детей старше 11-ти лет о том, умеют ли они безопасно пользоваться Интернетом: сравнивать сайты для оценки достоверности информации, изменять настройки профиля в социальной сети, блокировать сообщения от кого-либо, уничтожать историю переписки, блокировать нежелательную рекламу и спам, добавлять сайт в закладки, изменять настройки фильтра и находить информацию о безопасном пользовании Интернетом.

Среди детей 11–12-ти лет меньше половины умеют выполнять какие-либо из перечисленных действий. Около 55% опрошенных девочек этого возраста умеют блокировать сообщения и изменять настройки профиля социальной сети. Особенно сложно детям овладевать настройками фильтра: всего 10% девочек и 15% мальчиков 11–12-ти лет ответили, что умеют это делать.

С возрастом дети лучше овладевают этим и другими навыками. Так, 40% мальчиков старше 13-ти лет могут изменять настройки фильтра. Также большинство детей старше 13-ти лет умеют блокировать сообщения, добавлять сайты в закладки, менять настройки конфиденциальности профиля.

Около половины юных респондентов сказали, что могут сравнивать сайты для оценки достоверности информации, чуть больше умеют уничтожать историю и блокировать спам. 65% мальчиков и девочек 15–16-ти лет отметили, что умеют искать информацию о безопасном использовании Интернета. 

наверх

Буллинг как важная проблема общения в сети

Исследования буллинга во многих странах начались еще в 70-е гг. ХХ в. И актуальность этой темы не ослабевает. Под буллингом обычно понимается неоднократное умышленное агрессивное поведение, как физическое, так и вербальное, направленное против кого-то, кто по каким-либо причинам считается слабее, с целью унижения его достоинства. Это поведение всегда присутствует в подростковой среде.

Исследование показывает, что в среднем по России 23% детей, которые пользуются Интернетом, являются жертвой буллинга онлайн или оффлайн. В Санкт-Петербурге эта цифра достигает 35%.

Пятая часть российских детей – жертв буллинга – подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1–2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для пользователей 11–12-ти лет: почти треть детей данной возрастной группы, подвергшихся буллингу, сталкивается с этим явлением чаще одного раза в неделю.

Новые инфокоммуникационные технологии предоставляют дополнительные возможности для буллинга. Российские дети подвергаются буллингу в Интернете так же часто, как и в реальной жизни. Оскорбления в чатах, на форумах, в блогах и в комментариях к ним, поддельные страницы или видеоролики со ценами издевательств и даже избиений уже давно стали привычной частью Рунета.

Основной площадкой кибербуллинга становятся социальные сети. В них можно не только оскорблять человека в сообщениях: нередки случаи, когда взламывали страницу жертвы или создавали поддельную на ее имя, где размещали унизительный контент. Особенно тяжело переживают кибербуллинг пользователи 9–10-ти лет: 52% детей этого возраста, сталкивавшиеся с буллингом, в первую очередь девочки, указали, что были этим сильно или очень сильно расстроены. Кроме того, нередко и сами школьники выступают агрессорами. В России 25% детей признались, что за последний год обижали или оскорбляли других людей в реальной жизни или в Интернете. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам. При этом и российские, и европейские школьники чаще сознаются, что проявляли агрессию лицом к лицу (соответственно 16% в России и 10% в ЕС), и гораздо реже признаются, что вели себя агрессивно в Интернете (6% в России и 3% в ЕС).

Опасности, подстерегающие ребенка в сети Интернет 

Рис. 2. Диаграмма "Как часто дети сталкиваются с буллингом?"

Опасности, подстерегающие ребенка в сети Интернет

Рис. 3. Диаграмма "В каких ситуациях дети подвергаются буллингу?"

Половина российских детей постоянно знакомится в Интернете с новыми людьми, а 40% детей признаются, что встречались с интернет-знакомыми в реальной жизни.

Треть российских детей 11–12-ти лет поддерживает контакты в сети с незнакомцами. Среди 15–16-летних таких уже больше половины.

Чаще всего с этими людьми российские школьники общаются в социальных сетях, чатах, играя в онлайн-игры.

 

наверх

Служба консультирования по проблемам безопасного использования Интернета

В аудитории российского Интернета юные пользователи составляют большинство. Зачастую уже с самого маленького возраста они могут находиться в мировой сети практически без контроля взрослых, которые нередко даже не представляют себе, чем занимаются дети в Интернете и что их может там подстерегать.

Между тем перечень интернет-угроз достаточно обширен: от обыкновенных вирусов до мошенничества, вымогательств, кибербуллинга. При столкновении с какой-либо неприятной ситуацией при использовании Интернета дети часто не знают, как поступить и куда обратиться за поддержкой, а родители и педагоги не всегда в состоянии помочь им справиться с возникшей проблемой, т. к. недостаточно знакомы с современными технологиями или сами чувствуют себя растерянными и беспомощными.

Линия помощи "Дети онлайн" – служба телефонного и онлайн-консультирования по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений.

Задачи проекта: психологическая помощь детям и подросткам, столкнувшимся с опасностью во времяпользования Интернетом и/или мобильной связью; информационная и консультационнаяподдержка детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи детьми.

Целевая аудитория: несовершеннолетние (до 18-ти лет) пользователи Интернета и мобильной связи; родители; работники образовательных и воспитательных учреждений (преподаватели, учителя, классные руководители, воспитатели).

На Линии помощи "Дети онлайн" работают профессиональные эксперты – психологи Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, которые объясняют, как защититься от интернет-угроз, инструктируют о необходимых практических шагах в опасных для ребенка ситуациях, консультируют родителей и педагогов по вопросам обеспечения безопасного пользования Интернетом для детей.

Обратиться на Линию помощи можно:

позвонив на бесплатный федеральный номер 8-800-25-000-15 (с 9 до 18 часов по московскому времени в рабочие дни);

отправив письмо по электронной почте:

 

наверх

Проблемы и опасности,
с которыми дети чаще всего сталкиваются в сети

 

Линия помощи "Дети онлайн" провела анализ первых результатов своей деятельности.

 Анализ принятых звонков и электронных писем позволил выделить основные темы обращений и объединить их в блоки.

Контентные риски: материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. д.

Электронные (кибер) риски: кибердеятельность, которая может включать в себя хищение персональной информации пользователя, вирусные атаки, онлайн-мошенничество, спам.

Коммуникационные риски: кибердеятельность, связанная с межличностными отношениями интернет-пользователей. Это могут быть незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т. д.

Практически равное количество поступивших на Линию помощи звонков и обращений связано с запросами на психологическую помощь и поддержку в ситуациях столкновения с электронными рисками (блокирование компьютера вирусом, интернет-мошенничество, кража личных данных, создание подставных страниц) и коммуникационными рисками.

 Опасности, подстерегающие ребенка в сети Интернет

Рис. 4. Диаграмма "Темы сообщений, поступивших на линию помощи"

Наибольшее количество обращений от детей и подростков по вопросам коммуникационных рисков связано с кибербуллингом (52%).

Школьники нередко получают оскорбительные сообщения в свой адрес на страницах социальных сетей и различных сообществ. Чаще всего такие послания приходят от незнакомых людей, однако были случаи получения оскорблений и угроз от людей, с которыми дети знакомы в реальной жизни.

Большое количество звонков поступает от родителей с рассказами о переписке незнакомых взрослых людей с их несовершеннолетними детьми (18%). Контакты происходят следующим образом: незнакомцы представляются ровесниками и начинают общаться со школьниками.

Потом дети получают предложение встретиться, и если отказываются, то в их адрес летят оскорбления. Цели таких встреч чаще всего имеют сексуальный характер. Очень часто дети в процессе беседы успевают сообщить о себе довольно много личной информации и поздно ставят в известность своих родителей о том, что случилось. В результате избавиться от домогательств таких людей становится еще сложнее – преследования выходят за рамки интернет-общения (оскорбительные сообщения могут приходить уже на мобильный телефон).

наверх

Варианты решения проблемы кибербуллинга 

 

Как же можно решить проблему кибербуллинга? И что ответить мальчику Мише, который столкнулся с угрозами, оскорблениями в свой адрес от интернет-собеседника?

 

С.Н. Ениколопов, канд. психол. наук, доц., рук. отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН:

В письме речь идет о сталкерах, или преследователях, – явлении, которое, к сожалению,пока не изучено нашими психологами, но уже давно исследуется за рубежом. Преследователи были и раньше, например, – поклонники эстрадных артистов. С появлением Интернета проблема стала гораздо серьезнее.

Самое печальное (и это отражено в письме) – у жертвы возникает ощущение, что за ним наблюдают здесь и сейчас, даже если сталкер находится в другом городе или даже другой стране. О жертве передаются такие подробности, что создается впечатление, будто преследователь рядом. У жертвы возникает паранойяльное состояние, которое выражается в тревожности, подозрительности, страхах, что в итоге может привести к эмоциональным срывам,особенно у подростков и молодых людей.

Исследуя природу этого явления, важно понять и изучить два аспекта. Первый – что движет преследователями? Удовольствие от страха, который он может чувствовать? Второй – это психология жертвы: кого выбирают преследователи, случаен ли этот выбор…

Что делать в такой ситуации? Мальчику, написавшему письмо детям, оказавшимся в подобной ситуации, важно:

1. Обсудить проблему с родителями. А те, в свою очередь, должны осознать всю ее серьезность!

2. Взрослые, прежде всего, должны помочь ребенку отличить шутку и розыгрыш от серьезной угрозы. Если налицо реальная опасность – нужно обращаться в полицию, и сделать это должны родители. Для рядового полицейского это может быть новой, необычной ситуацией, и родителям необходимо доказать серьезность происходящих событий. Если заявление о такой угрозе не принимают в отделении полиции, нужно идти с жалобой в прокуратуру.

 

Л.М. Лялин, почетный адвокат, член президиума Московской областной коллегии адвокатов:

1. Личные оскорбления

Если высказывания, затрагивающие честь и достоинство личности, распространяются публично или в присутствии третьих лиц, то можно ставить вопросо гражданско-правовой защите чести и достоинства в соответствии со ст. 150, 151 Гражданско-процессуального кодекса РФ. Необходимо будет доказать, что распространение произведено публично или в присутствии третьих лиц (в т. ч. эта информация известна родителям, друзьям и иным лицам).Кроме того, высказывания в отношении лица, выраженные в неприличной форме, могут явиться основанием для уголовного преследования по ст. 130 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).

2. Неоднократно высказанные угрозы убийством

Указанные действия попадают под признаки преступления, предусмотренного ст. 119УК РФ:

1. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, – наказывается обязательными работами на срокот 180 до 240 ч, либо ограничением свободы на срок до 2-хлет, либо арестом на срок от 4-х до 6-ти месяцев, либо лишением свободы на срок до2-х лет.

2. То же деяние, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы,– наказывается лишением свободы на срок от 2-х до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

3. Оскорбления по национальному признаку, требования присоединения к профашистской идеологии, принуждение принять ее догмы, использование фашистской символики

Указанные действия подпадают под ст. 282УК РФ как действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации. Необходимо учитывать, что Федеральный закон "О связи" обязывает интернет-провайдера (оператора связи) приостановить услуги связи в случае мотивированного постановления соответствующего органа. В соответствиис ч. 3 ст. 64 данного закона приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицамосуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющегооперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. При этом операторы связи обязаны возобновить оказание услуг на основании решения соответствующего органа, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.

4. Куда обращаться за помощью

О факте противоправного воздействия всети Интернет несовершеннолетнему ребенку необходимо уведомить родителей, после чего вместе с ними составить заявление в местное отделение полиции и (или) в прокуратуру.

Вышеуказанные органы обязаны защищать права ребенка в соответствии с Федеральным законом от 24.08.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации" (ст. 4–7, 14).

Специалисты линии помощи "Дети онлайн":

Хорошо, что Миша не стал терпеть поступающие оскорбления и угрозы, а пытается найти выход из ситуации.  

Мы можем дать мальчику несколько рекомендаций.

Скорее всего, администрация сайта получает подобные уведомления, но так как их очень много, нужно время, чтобы разобраться в ситуации и предпринять какие-либо действия – например, удалить профиль данного пользователя.

Если в твоем профиле в социальной сети находится много личной информации – рекомендуем выставить такие настройки, чтобы она была видна только тем людям, которым ты дашь доступ к твоей странице.

Также ты можешь заблокировать этого человека, поместить его в "черный список", чтобы не получать неприятные сообщения (доказательств его угроз ты уже сохранил достаточно).

Складывается впечатление, что человеку, угрожающему тебе, просто нравится писать оскорбления и угрозы, чтобы почувствовать страх и ненависть в ответ. Вряд ли за этим стоит желание принести реальный вред или кого-то убить.

Однако ты можешь написать данному пользователю, что его угрозы будут переданы в полицию вместе с сохраненными доказательствами (перепиской и паспортными данными). Напиши это спокойно, без угроз и ответных оскорблений. Возможно, не увидев ответной агрессии или страха, преследователь прекратит тебе писать.

Если ты знаешь других людей, которые получают от него угрозы, – стоит объединиться, собрать общие доказательства (копии сообщений с угрозами) и сообщить пользователю, что вы готовы подать на него заявление в полицию. Если ничего не помогает, угрозы продолжаются не только в сети, но и начинают выходить за ее пределы (звонки, встречи и пр.) – необходимо немедленно вместе с родителями идти в полицию.

Конечно, человек может сменить имя, завести новый профиль в сети, поэтому на 100% защититься от новых оскорблений невозможно. Когда полиция начнет заниматься этим делом, технически будет возможно определить, делает это один и тот же пользователь или кто-то другой. Поэтому рекомендуем не удалять информацию: переписку, копию паспорта – это может пригодиться в будущем. Также будь внимателен к своему окружению – особенно к новым знакомым и сообщениям от незнакомых людей.

Если вы столкнулись с проблемой, которая требует передачи в Управление "К", вы можете отправить обращение через сайт МВД www.112.ru – правоохранительный портал Российской Федерации. Раздел – Срочная связь / Сообщить в правоохранительные органы. В строке "Укажите ведомство" выберите"МВД России", поставьте галочку в поле:"Я ознакомлен и согласен с правилами и порядком обращения в МВД России". Далее в поле "Куда" выберите "Департамент Уголовного розыска МВД России". Описывать ситуацию нужно кратко, максимально точно, по возможности дать статическую ссылку на интернет-ресурс или аккаунт, перечислить все сохраненные материалы: скриншоты, расшифровки переписки, разговорыв чатах, логи, распечатку телефонных звонков и др.

Г.В. Солдатова,д-р психол. наук, проф. факультета психологии МГУ
им. М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития Интернет,
Е.Ю. Зотова,науч. сотр. Федерального института развития образования МОН РФ, психолог-исследователь Фонда Развития Интернет
Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль