Информационная открытость общеобразовательной организации: публичный доклад и отчет о самообследовании

1734
Информационная открытость общеобразовательной организации: публичный доклад и отчет о самообследовании

Демократический характер управления образованием, необходимость процедур независимой оценки качества образования ведут к развитию информационной открытости образовательных организаций и размещаемых на ее официальных сайтах аналитических документов. О роли публичного доклада и отчета о самообследовании расскажут авторы настоящей статьи. Вниманию читателей предлагается сравнительный анализ требований к содержанию публичного доклада и отчета о самообследовании, приводится образец положения о самообследовании.

Нормативно-правовые предпосылки

В сентябре 2013 г. вступил в силу приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией" (далее – Приказ № 462), разработанный в соответствии с п. 13 ст. 28 и п. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Приказ № 462 устанавливает правила проведения самообследования образовательной организацией (далее – ОО) и обозначает его цель – "обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования" (п. 2). С введением Приказа № 462 и связанного с ним отчета о самообследовании возникла проблема разграничения статуса публичного доклада и отчета о самообследовании, подходов к их подготовке и собственно содержания этих документов.

Подготовка публичного доклада ОО до вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ была косвенно обусловлена п. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ № 3266-1), где утверждалась компетенция ОО в части "предоставления учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования)"*. [Пункт 3 ст. 33 Закона РФ № 3266-1 в ред. Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ.]

Письмом Минобрнауки России от 28.10.2010 № 13-312 "О подготовке публичных докладов" (далее – Письмо № 13-312) было закреплено понятие "публичный доклад" и даны детальные рекомендации для его подготовки и размещения на официальном сайте ОО. Публичный доклад определялся в Письме № 13-312 как «аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения".

Статус и назначение публичного доклада

Вступление в силу Федерального закона № 273-ФЗ внесло существенные коррективы в компетенции ОО и заставило пересмотреть статус и назначение публичного доклада. На статус и цели публичного доклада значительно повлияло развитие отечественной системы независимой оценки качества образования (далее – НОКО), инструментарием которой изначально был и остается анализ имеющейся в открытом доступе информации о результатах образовательной деятельности ОО.

Возникло как минимум два вопроса:

  1. Заменяется ли публичный доклад отчетом о самообследовании?
  2. Если публичный доклад сохраняет свою актуальность, то каким образом он согласуется с отчетом о самообследовании?

На первый взгляд, мы должны положительно ответить на первый вопрос, и тогда второй вопрос потеряет свой смысл. Поводом для этого станет преемственность позиций Федерального закона № 273-ФЗ и Закона РФ № 266-1 в части компетенции ОО по "проведению самообследования" и подготовке "отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования)" соответственно. Возникает достаточно оснований считать, что п. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ повторяет (дублирует) предыдущую норму Закона РФ № 3266-1, содержавшуюся в п. 3 ст. 33, и, соответственно, отчет о самообследовании может заменить публичный доклад.

Этот вывод будет ошибочным по двум причинам. Во-первых, Федеральным законом № 273-ФЗ определена новая компетенция ОО, со-стоящая в "разработке и утверждении по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации"*. [Пункт 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ.]

Учитывая изначальную связь публичного доклада с развитием ОО, актуальность публичного доклада можно объяснить именно тем, что в нем отражается практически весь объем текущей и перспективной деятельности ОО.

Во-вторых, наличие публичного доклада ОО выступает условием функционирования независимой системы оценки качества образования (далее – НСОКО). На этом были сделаны акценты в методических рекомендациях по внедрению НСОКО, утв. письмом Минобрнауки России от 14.10.2013 № АП-1994/02**[Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества образования, утв. письмом Минобрнауки России от 14.10.2013 № АП-1994/02 "О методических рекомендациях по внедрению НСОКО"] и последовавших за ними методических рекомендациях по НОКО, закрепленных письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 № АП-512/02***[Методические рекомендации по проведению НОКО организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. письмом Минобрнауки России от 03.04.2015 № АП-512/02 "О направлении методических рекомендаций по НОКО"].

А ДАЛЬШЕ:

  • Отличия публичного доклада и отчета о самообследовании
  • Содержательно-функциональные различия публичного доклада и отчета о самообследовании
  • Cовершенствование качества публичных докладов
  • Подготовка отчета о самообследовании
  • Содержание отчета о самообследовании, подлежащее ежегодному обновлению

ЧИТАЙТЕ ОБ ЭТОМ в полной версии статьи в №8 "Справочника заместителя директора школы" Подпишитесь на это издание прямо сейчас!

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль