К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя...

469
К стихам расположили песни,  которые я слышал кругом себя...

120-летие со дня рождения Сергея Есенина – замечательный повод познакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством величайшего поэта Серебряного века, у которого был удивительный дар выражать в своих произведениях любовь к родной земле и русской природе. Писатель Евгения Ярцева оригинальным образом дополнила рассказ о детстве поэта стихами и музыкой, создающими атмосферу, в которой рос маленький Серёжа Есенин.

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина. Друзья, знакомо ли вам это имя? Вы ещё не ходите в школу, поэтому, возможно, не все из вас слышали об этом человеке. Но любому школьнику имя русского поэта Сергея Александровича Есенина хорошо известно, ведь его произведения проходят на уроках литературы. Без его стихов невозможно представить себе русскую поэзию. На стихи Есенина писались и пишутся романсы и песни.

Поэт прожил короткую жизнь – всего-навсего 30 лет, – зато оставил после себя долгую, неизгладимую память. Дети, взрослые, пожилые люди – все помнят хотя бы несколько строчек из его самых известных стихотворений, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. Каким же был Сергей Есенин в вашем возрасте? Какой была его жизнь в детстве?

Родился будущий поэт 3 октября 1895 года в небольшом селе Константинове, неподалёку от старинного русского города Рязань. «В нашем Константинове не было ничего примечательного, – вспоминала младшая сестра Есенина, Александра Александровна. – Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры».

И все же родное село поэта, хоть и не имело, по словам сестры, особых достопримечательностей, было на редкость красивым. Ведь расположено оно возле реки Оки, на её высоком берегу, с которого открывается чудесный вид: поля, леса и необъятное небо над головой... (Продемонстрировать детям фотографии берега Оки в селе Константинове.)

Родители Сергея Есенина были простыми крестьянами. Его отец Александр в молодости пел в церковном хоре, а потом уехал в Москву, чтобы найти там работу, и устроился приказчиком – помощником хозяина-купца – в мясную лавку. А когда будущему поэту было всего два года, его мама Татьяна тоже уехала на заработки в Рязань. Каждый месяц она присылала на содержание сына три рубля – по тем временам немалые деньги. Сын в это время жил в доме дедушки и бабушки – маминых родителей, Фёдора Андреевича и Натальи Евтихиевны Титовых. Они-то и занимались его воспитанием.

Сегодня этот дом – главная достопримечательность села Константинова, да и всей Рязанской области. После кончины поэта многие почитатели его таланта приезжали сюда, чтобы узнать подробности его жизни, расспросить его родственников и знакомых, взглянуть на места, где он родился и рос. Годы спустя одноэтажный бревенчатый домик, где Сергей Есенин провёл детство, стал знаменитым музеем. (Продемонстрировать детям фотографию Дома-музея Есенина.)

А во дворе дома стоит памятник поэту. (Продемонстрировать детям фотографию памятника Есенину.)

Сам Сергей Есенин, уже будучи взрослым, писал: «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовицкий монастырь, который от нас верстах в сорока. Я, ухватившись за её палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка всё приговаривает: “Иди, иди, ягодка, Бог счастье даёт”». А вообще поэт вспоминал своё детство как беззаботное, весёлое время. У его мамы было трое братьев, которые приходились маленькому Серёже дядями; все трое жили в доме своего отца – дедушки Есенина. Вот что вспоминал поэт: «Мои дяди были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года, они посадили меня на лошадь без седла и пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку: плавал по воде за подстреленными утками».

В селе раскинулась площадь, на которой стояли качели для ребят и высокий столб. На его верхушку во время праздников и весёлых ярмарок подвешивали всякие предметы. Самые ловкие и смелые ребята – в их числе был и будущий поэт – карабкались по столбу и доставали то, что висело наверху. Так же ловко и бесстрашно маленький Серёжа лазил по деревьям, снимая с них заброшенные обветшавшие гнёзда грачей.

Есенин любил повторять, что всегда был заводилой среди деревенских мальчишек. По правде говоря, он прослыл настоящим забиякой и даже драчуном. Он вечно ходил в синяках, потому что не мог пропустить ни одной драки. Дедушка, замечая у внука новый синяк или ссадину, добродушно махал рукой: «Ничего, крепче будет!».

О своей детской драчливости поэт впоследствии упоминал в стихах:

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

Вспоминал Сергей Есенин и о другом своём озорстве: «По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и, чтобы проверить, что я был за обедней, давали четыре копейки. Две копейки за просфору и две за выемку частей священнику».

Обедня – это торжественная служба в храме, а просфора – особый хлеб, который используется во время богослужения. Верующие покупают просфоры, и священник вырезает из них небольшие части в честь Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя, святых и всех священников Православной церкви.

«Я покупал просфору, – вспоминал Есенин, – и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шёл на кладбище играть с ребятами в свинчатку».

Свинчатку использовали во время игры в бабки. Это была любимая забава деревенских ребят. Обычно в бабки играли на деньги. «Бабками» назывались кости, а свинчатка была костью, в которую наливали свинец, чтобы сделать её тяжелее. Бабки выстраивали в ряд; участники игры тяжёлыми битками старались сбить как можно больше бабок за один бросок.

Можно подумать, что маленький Серёжа целыми днями только и делал, что озорничал, дрался и лазил по деревьям. Ничего подобного, друзья! Уже в пять лет он научился читать и от всей души полюбил книги, которые наполнили новым содержанием его беспечную мальчишескую жизнь. «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах», – вспоминал Есенин.

Поначалу в доме были книги церковного содержания: жизнеописания святых, молитвословы, писания православных священников. Позже появились и книги для домашнего чтения, произведения русских писателей-классиков. Особенно интенсивно приобщался будущий поэт к литературе с девяти лет. В то время он поступил в школу, называвшуюся Константиновским земским четырехгодичным училищем. Мама Сергея Есенина, рассказывала: «Читал он очень много всего. И жалко мне было его, что он много читал, утомился. Я подойду погасить его огонь, чтобы он лег, уснул. Но он на это не обращал внимания. Он опять зажигал и читал. Дочитается до рассвета и не спавши поедет учиться опять. Такая у него жадность была к ученью, и знать всё хотел. Учился в своей школе, сельской. Четыре класса...».

Училище располагалось в обыкновенном бревенчатом доме с семью большими окнами на каждой из длинных сторон. Дом был разделен коридором на две части: в одной части проходили уроки одновременно у первого и третьего классов, причём учитель был всего один на оба класса и занимался одновременно с обоими, в правой части таким же образом занимались второй и четвертый классы. Дело в том, что учителей и помещений для раздельных занятий каждого класса не хватало.

Вот как выглядела школа, где ни много ни мало сто десять лет тому назад сидел за партой один из самых знаменитых российских поэтов. (Продемонстрировать детям фотографию школы.)

Деревенским ребятам крайне редко доводилось пройти полный курс обучения даже в четырёх­годичном училище. В селе Константинове было примерно шестьсот-семьсот домов, и в первый класс поступало около сотни учеников. Но четвёртый класс заканчивали человек десять. Детям в те времена нередко приходилось уходить из школы, чтобы помогать родителям по хозяйству; к тому же, некоторые ребята сами не любили и не хотели учиться и предоставленные самим себе (ведь родителям-крестьянам следить за ними было некогда) попросту бросали учёбу. Сергей Есенин был не из их числа: в нём рано проснулась тяга к знаниям. Друг его детства и товарищ по школе позже вспоминал: «Среди учеников он всегда отличался способностями и был в числе первых учеников. Когда кто-нибудь не выучит урока, учитель оставлял его без обеда готовить уроки, а проверку проводить поручал Есенину. Он верховодил среди ребятишек и в неучебное время. Без него ни одна драка не обойдется, хотя и ему попадало, но и от него вдвое».

После окончания четырёхлетнего обучения Сергей Есенин получил похвальный лист. Родители очень гордились успехами своего сына. Отец даже повесил похвальный лист на стенку, ради чего снял все портреты, прежде висевшие на ней.

«После учёбы, – рассказывала мать Есенина, – отправили мы его в семилетку, в которую не всякий мог попасть в это время. Было только доступно господским детям и поповым, а крестьянским нельзя было. Но так как он учился хорошо, священник у нас был опытный человек, видел, что у него талант, посоветовал нам с отцом: “Давай его отправим”».

Священника, о котором упоминала Татьяна Фёдоровна, звали Иван Смирнов. В селе его почитали как праведного человека; он был другом семьи Есениных. Иван Смирнов однажды сказал матери будущего поэта: «Татьяна, твой сын отмечен Богом». Священник, наверное, был первым, кто разглядел в Сергее Есенине яркую одаренность, которую называют «искрой Божией».

Приблизительно в то же время, когда Сергей Есенин начал учиться в школе, он впервые попробовал сочинять стихи. Сам он называл эти попытки «побуждением творческих дум» и добавлял, что «стихи начал слагать рано» – в возрасте около восьми лет. Что же подтолкнуло его, вдохновило и навело на мысль начать сочинять?

«К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их», – писал Есенин. Вот что мы читаем в его воспоминаниях: «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого... Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю».

Также Сергей Есенин очень любил слушать пение своей матери. «Уже в зрелые годы он с большой радостью слушал её в Константинове, где она постоянно жила, и в Москве, куда изредка наведывалась. Споёт она, – вспоминала знакомая Есенина, писательница Софья Виноградская, – а он говорит: “Вот это песня! Сёстры так не умеют, это старая песня”».

Но главные «толчки», по выражению Сергея Есенина, давала ему бабушка. Именно она подтолкнула любимого внука к сочинению первых стихов. «Она рассказывала сказки, – писал Есенин. – Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад».

А ЧТО ДАЛЬШЕ?
Полную версию статьи вы найдете в журнале «Справочник музыкального руководителя» №8. ПОДПИШИТЕСЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!

ПОДПИШИТЕСЬ НА ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ, и вам будут  доступны презентация и фонограммы музыкальных произведений



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу рекомендаций музыкального материала для обогащения звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль