Сценарий урока окружающего мира "Семейный бюджет"

13981

Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи:

– образовательные:

  • ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;
  • формировать представление о структуре семейного бюджета;
  • повторить изученные экономические понятия;

– развивающая – развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор;

– воспитательные:

  • формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;
  • формировать умение работать в группе;
  • воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

Оборудование: карточки-схемы, карточки с определениями новых слов ("дефицит", "экономия", "жадный", "экономный"), раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), тесты, карточки с изображениями хмурого, равнодушного и веселого человечков.

Примечание: обучающиеся уже изучили понятие "государственный бюджет" на предыдущем уроке.

Литература:

  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса в 4-х частях. Часть 3;
  • Дмитриева О.Д. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 3 класс.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

2

Организационный момент. Эмоциональный и организационный настрой обучающихся (2 мин)

– Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

На прошлом уроке мы говорили с вами о взаимоотношениях в семье. Вы написали записки, в которых ответили на вопрос "Когда я испытываю чувство радости?". Я прочитала ваши записки, и  мне было приятно узнать, что мои ученики умеют сочувствовать, сопереживать. Очень хорошо и то, что среди нас есть те, кто испытывает радость от того, что может помочь другому человеку (маме, другу, учителю), от того, что достигли успехов в учебе, от общения с друзьями, родными. Послушаем некоторые ответы.

Несколько учеников зачитывают свои ответы.

Ваши рисунки очень хорошо передают чувство радости. (У детей также было задание изобразить чувство радости в рисунке.) Сегодня мы продолжим разговор о жизни в семье.

 

– Определите свое настроение на начало урока

Дети поднимают карточку с изображением человечка (хмурого, равнодушного или веселого)

Актуализация знаний обучающихся о государственном бюджете и основных экономических понятиях (4 мин)

Вопросы учителя:

Что такое государственный бюджет?

Ответ: план доходов и расходов государства.

Что означает выражение "денежная сумка"?

Ответ: бюджет.

Как называются деньги, которые в нее кладут?

Ответ: доходы.

Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета?

Ответ: расходы.

Что составляет доходы государства?

Ответ: налоги граждан и организаций.

На доске изображена схема:

                       Государственный бюджет

Доходы  Расходы:
  • Образование
  • Здравоохранение
  • Армия
  • Милиция
  • Наука
  • Культура
  • Охрана природы
  • Пенсии
  • Стипендии
  • Пособия для детей

     

Устные ответы обучающихся

Постановка проблемы урока (3 мин)

Вопросы учителя:

А может ли быть другой бюджет, кроме государственного?

Ответ: да.

Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство?

Ответ: семья.

Может ли у семьи быть свой бюджет?

Ответ: да.

Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?

Ответ: из доходов и расходов.

Какая же будет сегодня тема урока?

Ответ: семейный бюджет.

Устные ответы обучающихся

"Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет.
Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов (10 мин)

На доске изображена схема:

                              Семейный бюджет

              Доходы                                       Расходы

 

 

– На уроке у нас сегодня четыре группы – четыре семьи. Выберите фамилию своей семье.

Групповая работа обучающихся.

Вопросы учителя:

Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?

Ответ: заработная плата – родители; пенсия – дедушки и бабушки; стипендия – студенты; пособие на ребенка; гонорары, авторское вознаграждение.

 

Устные ответы обучающихся.

Так что такое доход семьи?

Ответ: сумма, заработанная членами семьи за месяц.

 

– У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.

Список товаров и услуг

Товар или услуга

Цена, руб.

Ваш выбор

Лекарства

5

 

Продукты

50

 

Одежда

10

 

Обувь

10

 

Бытовая химия

4

 

Транспор

10

 

Велосипед

15

 

Музыкальная (спортивная) школа

10

 

Книги

5

 

Компьютер

40

 

Игрушки

5

 

Платежи и налоги

30

 

Диски с мультфильмами

6

 

Посещение цирка

6

 

Посещение боулинга

7

 

Туристическая поездка

80

 

Поход в кино

4

 

Мороженное, конфеты

5

 

Фрукты

8

 

 

 

Групповая работа обучающихся.

– Выслушаем, что у вас получилось.

Выступление представителей
от каждой группы.

– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

 

 

– Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимые платежи.

Дети высказывают свои предположения.

– А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

Ученики подсчитывают сумму.

– Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?

Устные ответы обучающихся

Физкультурная минутка. Мышечная и эмоциональная релаксация (2 мин)

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу

Ученики выполняют соответствующие движения

Первичное закрепление нового материала.
Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии (7 мин)

– Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье?

Ответ: доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше расходов.

Устные ответы обучающихся.

– Правильно. А какая формула будет лучшей?

Ответ: та, в которой доходы больше, чем расходы.

 

– Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках-подсказках.

Тексты карточек:

дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;

экономия – бережливое ведение хозяйства;

жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

экономный – бережливо расходующий что-либо.

Дети выполняют задание.

– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

Ответ: если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.

– На чем можно сэкономить?

Варианты ответов:

сладости и излишества в еде;

транспорт (использование проездного билета);

коммунальные услуги (экономия электричества);

одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)

Устные ответы обучающихся.

– Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?

Дети высказывают свои предположения. В случае затруднения обращаются к карточкам-
подсказкам

– Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства

 

Самостоятельная работа. Применение знаний на практике: составление рекомендаций
для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей (7 мин)

– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?

Ответ: премия, наследство.

– А непредвиденные расходы?

Ответ: болезнь, несчастье.

Устные ответы обучающихся.

– Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили?

Готовый список советов по экономии семейного бюджета

Совет

Ваш выбор

Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов

 

Уходя из дома, выключайте свет

 

Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику

 

Бережно относитесь к своим вещам

 

Чаще пользуйтесь услугами такси

 

После похода в магазин оставляйте сдачу себе

 

Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы

 

Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону

 

 

 

Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения они могут воспользоваться готовым списком и выбрать верные утверждения из предложенных вариантов.

 

– Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?

Ответ: нужно много трудиться.

– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.

Варианты ответов:

Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

Кто любит труд, того люди чтут.

Труд человека кормит, а лень портит

Устные ответы обучающихся

Повторение пройденного материала. Обобщение полученных знаний в ходе решения теста.
Воспитание чувства отзывчивости и сострадания к окружающим (8 мин)
– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа
на каждый вопрос.

Групповая работа обучающихся.

Тест

Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара

 

– Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет.)

– Абсолютно верно! Молодцы!

Устные ответы обучающихся.

– Ребята, на электронный адрес нашей школы пришло сообщение "Прошу помочь!". Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Талантливому скрипачу на покупку скрипки. Врачу-ветеринару на открытие приюта для бездомных собак. Спортсменам-лыжникам на поездки на соревнования. Обсудите в своей "семье", согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, и прокомментируйте свой выбор.

– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами.

 

Больше работаешь – лучше живешь,

Лучше живешь – больше людям даешь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить ее? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути

Групповая работа обучающихся. Выступление с ответами представителей от каждой группы

Подведение итогов урока. Рефлексия и самооценка обучающихся.
Рекомендации учителя по выполнению домашнего задания (2 мин)

1. Рефлексия.

 

– Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах – безымянный, кому урок понравился – мизинец.

– Всем спасибо за работу на уроке!

Дети выполняют задание учителя.

2. Самооценка учениками своей деятельности. Оценка настроения в конце урока.

Ученики оценивают свою работу, поднимают карточки с изображениями человечка

3. Домашнее задание.

– Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.

– Составьте список расходов своей семьи за 1 день.

– Благодарю вас за урок!

 

 

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль