• Главная страница
  • » Статьи
  • » Ресобр
  • » Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей. Презентация образовательной программы

Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей. Презентация образовательной программы

11385

Предлагаем ознакомиться с рекомендациями, которые помогут педагогу - ­автору образовательной программы качественно подготовить презентацию своей работы на любой профессиональный конкурс.

Презентация образовательной программы включает следующие элементы:

  • краткую визитную карточку программы;
  • определение ее новизны, сущности авторского замысла;
  • перечень использованных при разработке программы теорий, концепций, технологий;
  • характеристику получаемых результатов, механизма их получения и оценки.

Можно выделить несколько положений, способных помочь при подготовке презентации образовательной программы.

Визитная карточка программы – это вводный момент ее защиты, где следует воспроизвести ее основные параметры, как правило, уже зафиксированные на титульном листе программы (название, направленность, возрастной диапазон, срок реализации), а также кратко обосновать актуальность предлагаемого курса и его цель.

Важнейшее место в презентации занимает характеристика новизны программы, заложенного в ней оригинального авторского замысла, того, что придает программе особые, только ей присущие черты. Собственно говоря, автор программы в этой части презентации должен обосновать претензии на исключительность, эксклюзивность своей работы. Сделать это одновременно кратко и убедительно бывает не всегда просто.

Конечно, новизна и оригинальность авторского замысла могут ярко проявиться и в каких-­то частных моментах программы. Между тем наиболее высоко будет оценена та программа, в которой новизна носит системный характер, пронизывает всю структуру работы: от поставленной цели до методов оценки конечных результатов. И если такая системность в программе присутствует, то необходимо в презентации не просто ограничиться повторением соответствующего раздела текста программы, а показать (хотя бы и в виде простого перечисления) всю цепочку новшеств, которая явилась воплощением оригинального авторского замысла.

Любая авторская образовательная или оздоровительная программа в ДОУ рождается на стыке собственного опыта и существующих в теории разработок. Поэтому в презентации необходимо будет продемонстрировать "связь теории и практики". Можно в этом случае ограничиться простым упоминанием авторов, чьи теоретические построения составили ваш научный фундамент, но более выигрышным вариантом станет указание, наряду с именами авторитетов в данной области, тех конкретных идей или постулатов, которыми вы воспользовались. Если этого не сделать, то может создаться впечатление, что теории были упомянуты больше для солидности, а не по существу дела или что содержание этих теорий на самом деле не известно автору программы.

Раскрыв концептуальные основы программы, целесообразно показать ее место в ряду других известных вам программ – общеобразовательных и программ дополнительного образования детей.

Истинность содержания всякой образовательной программы проверяется через полученные результаты, через их соответствие тому, что предполагалось изначально.

И здесь важно, с одной стороны, показать, в каких формах и по каким критериям вы оцениваете получаемые результаты, доказать, что с их помощью можно обнаружить, зафиксировать и измерить именно те показатели, которые свидетельствуют об эффективности проведенной работы. С другой стороны, поскольку в самой программе прописываются только ожидаемые результаты, но на деле (по итогам реализации программы) уже получены реальные результаты, в заключение вашего выступления вполне уместно будет указать достигнутые за время ее реализации конкретные результаты, вплоть до приведения каких-­либо конкретных случаев, когда именно в результате занятий у вас тот или иной ребенок проявил именно те изменения в своих знаниях, умениях, навыках, поведении, общении, которые закладывались вами в программу.

Можно также перечислить те перспективы и новые возможности, которые открылись по ходу реализации вашей программы, указать на ее потенциальную способность стать источником дальнейшего творческого поиска и новых методических находок.

Регламент презентации ограничивает ее время – как правило, 10 мин. Выбор формы подачи материала и структуры презентации остается на усмотрение автора, но, тем не менее, предполагается, что в ходе презентации можно будет увидеть, пусть и в сжатом виде, картину того, как работает автор, как его программные установки воплощаются в реальную деятельность.

Очевидно, что сделать это с помощью одних слов, даже педагогу, обладающему артистическими способностями, весьма затруднительно. Презентация – это не показательное занятие, где можно, войдя в привычную стихию детской среды, как бы "на автомате" показать все достоинства своих форм и методов работы. Поэтому автору должны помочь, в первую очередь, разнообразные технические, аудио­ и визуальные средства, другой иллюстративный наглядный материал.

В то же время автор программы не должен растворяться в этих средствах, заменять ими самого себя. Презентацию не следует превращать в перечисление использованных форм, методов и приемов с демонстрацией иллюстрирующего их эффективность набора слайдов.

При подготовке презентации не обойтись без разработки ее сценария, который и придаст целостность вашему выступлению, подчинит иллюстративность содержательности, а не наоборот.

При этом следует исходить из двух основных условий.

Первое – в ходе презентации необходимо показать внутреннюю логику вашей деятельности по реализации программы, представить перед глазами жюри что­-то вроде краткой иллюстрированной схемы вашего движения от станции "Цель" до станции "Конечный результат".

Второе – максимально выявить те элементы осуществления авторского замысла, которые позволят жюри судить об оригинальности и новизне в реализации программы.

Очевидно, что совмещение этих условий, тем более в жестких временных пределах 10 мин, представляет немалые трудности. Возможны разные пути их преодоления. Многое определяется опытом педагога, его интуицией, другими личными качествами. Допустимо в данном случае прибегнуть к помощи специалистов в подобного рода мероприятиях.

В методическом плане можно порекомендовать, в первую очередь, отталкиваясь от своих личных качеств и технических возможностей, определиться с моделью презентации и, уже исходя из нее, строить сценарий и его конкретные эпизоды.

Центральным для выбора модели становится определение соотношения между вербальным и визуальным рядом: чему вы отдадите предпочтение в презентации; что выйдет на первый план – ваш текст, иллюстрируемый теми или иными визуальными образами, или визуальная картина, поясняемая словами и комментариями. Но в любом случае должно быть достигнуто соответствие между тем, что говорится, и визуальным образом, который вами используется.

Образный ряд следует подбирать таким образом, чтобы он был способен вызвать необходимую вам ассоциацию даже вне вербального контекста.
В предельном варианте это означает ситуацию, когда то, что вы хотели сказать, будет адекватно понято, даже если вдруг у вас пропал голос.

Все визуальные образы, использованные вами, должны работать – пусть их будет меньше, но зато смысл и ассоциации, которые они вызывают, будут обладать максимальной проясненностью для жюри. Можно ограничиться 10 слайдами или 10 предметами, но они будут способны сказать о логике и новизне вашей работы гораздо больше, чем десятки слайдов или корзина плодов детского творчества, представленная на сцене, из которой будет в лучшем случае извлечена и продемонстрирована самая небольшая их часть.

Любая образовательная программа состоит из ряда тем, в ходе реализации каждой из которых решаются частные задачи и используются частные приемы достижения результата. Естественно, что часть их содержит те новшества, особенности, которые хотелось бы показать на презентации. Поэтому следует отобрать те элементы, в которых, на авторский взгляд, наиболее ярко проявляется общая логика работы, содержатся все основные звенья деятельности педагога и одновременно наиболее заметна та часть новизны, которая подчинена решению целевых установок программы.

Примерный план сценария презентации представлен в приложении.

Приложение

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
сценария презентации авторской образовательной программы

1. Введение: 1–2 мин

Краткое, "в телеграфном стиле" изложение этапов (составных звеньев, основных блоков), которые в совокупности и образуют механизм реализации вашей программы. В данном случае будет очень полезна бумажная или слайдовая схема того, о чем вы говорите. Бумажная даже более полезна, поскольку она, в отличие от слайда, сможет оставаться в поле зрения жюри на протяжении всей презентации. Она должна быть достаточной по размерам и четкости изображения, чтобы члены жюри могли разглядеть ее без дополнительных оптических приборов.

При всей краткости и отчасти формальности этой части презентации желательно и в ней продемонстрировать жюри какую­-нибудь "изюминку". Скорее всего, она будет заключаться в четком указании на ту черту механизма реализации программы, которая убедительно свидетельствует об оригинальности, нестандартности того пути, которым вы идете в работе с детьми.

2. Технологический алгоритм реализации программы: 2–3 мин

Здесь необходимо обозначить стержневые методы и приемы, используемые в занятиях с детьми, определив их место и роль в реализации тех или иных элементов образовательной концепции программы. Конечно, многие из этих методов и приемов относятся к числу хорошо известных и давно применяемых в дополнительном образовании. В данном случае вряд ли стоит вновь "изобретать колесо". Важно именно показать логику вашей работы, ее подчиненность достижению поставленной цели и решению задач, сами по себе методы – это только средства. Если вам удалось найти здесь что­-то необычное, то, конечно, об этом следует упомянуть. Но жюри будет в первую очередь оценивать всю совокупность методов, их системность, внутреннюю взаимосвязь, следовательно, они и должны стать сутью этого этапа презентации.

3. Оценка эффективности реализации программы: 1–2 мин

Ее можно представить в виде простой схемы: "что" ожидается получить в результате осуществления программы и "что" получается в действительности. В первом случае это определенные знания, умения, личностные качества; во втором – их конкретное выявление через те или иные критерии оценки детских достижений. Их соотнесение, соответствие должны прослеживаться с необходимой ясностью и быть представлены в виде конкретных четких формулировок.

4. Конкретизация общего механизма на примере одного занятия или цикла занятий: 3 мин

В этом разделе презентации педагогу предоставляется наибольшая возможность показать жюри главные достоинства своей непосредственно работы с детьми.

Самый удачный способ провести эту заключительную часть презентации – краткий, но яркий, хорошо обеспеченный визуальным рядом, показ смысла и формы именно того занятия, которое, с точки зрения автора, является наиболее яркой или вполне типичной иллюстрацией методов реализации программы и в то же время обладает необходимыми качествами новизны и оригинальности авторского подхода.

Говоря о технических средствах обеспечения презентации, можно предположить, что в пунктах 2–3 допустимо в равной мере использование визуальных образов и на бумажных, и на электронных носителях. Конкретный выбор зависит от объема иллюстративного материала – чем его больше, тем предпочтительнее электронный вариант.

В 4-­м пункте сценария наиболее показательным иллюстративным материалом был бы видеофильм или фотографический ряд, допустимо использование и каких­-либо материальных предметов, применяемых или создаваемых в ходе занятий. Главное условие их подбора – они должны работать как визуальная система доказательств оригинальности реализации авторского замысла.

Л.Н. Буйлова,
канд. пед. наук, зав. кафедрой дополнительного образования детей Московского института открытого образования,
Н.В. Кленова,
канд. философ. наук, директор Городского программно­методического центра дополнительного образования детей Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества,
А.С. Постников, канд. ист. наук, зав. отделом публикаций Городского программно-­ методического центра дополнительного образования детей Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль