Экспериментальная образовательная программа "Школа лидерства"

5068

Воспитание лидеров – процесс не стихийный, его нужно организовать, и сделать это необходимо в период обучения детей в школе. Предлагаем реализовать в образовательном учреждении экспериментальную программу "Школа лидерства".

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств. Обобщенный портрет настоящего лидера таков. Это волевой человек, он способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Лидер независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны. Он надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

 

наверх

Цели и задачи программы

Экспериментальная образовательная программа "Школа лидерства" (далее – программа) предоставит возможность создать благоприятные условия для развития и проявления лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Программа "Школа лидерства" является экспериментальной, имеет культурологическую направленность и предполагает апробацию форм и современного содержания обучения через:

  • "введение" в мир познания истоков, истории малой родины и игрового пространства (первый год обучения);
  • "переход" в мир формирования личностных качеств (второй год обучения);
  • "погружение" в мир общения, общественной жизни (третий год обучения).

Программа является профессионально-прикладной. Жизненные планы, ценностные ориентации, интересы и намерения детей среднего школьного возраста различаются, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни. Профессионально-прикладная направленность программы обеспечивает формирование навыков и умений руководства.

Разрабатывая программу, мы опирались на Федеральную целевую программу "Дети России", в частности на подпрограмму "Одаренные дети".

Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи программы:

образовательные: помогать формированию лидерских качеств обучающихся, навыков и умений руководить, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии;

развивающие: помогать развитию аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритично относиться к себе;

воспитательные: создать условия для нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, благоприятного психологического климата, снижения уровня тревожности в детском коллективе.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • проведение психологического тестирования обучающихся с целью выявления личностных установок;
  • побуждение учащихся к практической и творческой деятельности;
  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.

наверх

Предполагаемый результат обучения по программе

После обучения по программе воспитанник готов к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем.

Ключевые навыки и умения, формируемые у обучающихся в ходе реализации программы:

  • аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения);
  • проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
  • коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
  • рефлексивные (умение осуществлять "самонаблюдение", выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
  • исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

наверх

Учет возрастных особенностей детей

Программа "Школа лидерства" рассчитана на детей среднего школьного возраста.

Показатели этого возраста:

  • сознание телесности: желание физического риска;
  • психомоторное развитие: контроль экспрессии и умение экспрессивно выражать свои чувства, действия;
  • социализация: чувство взрослости, личностное общение со сверстниками, внеучебная деятельность;
  • эмоциональная сфера: формирование социальных чувств (дружбы, верности) и самоотношения;
  • мотивация: перестройка и иерархизация интересов;
  • самопознание: "Кто я?";
  • воля: дисциплинированность, ответственность, стремление к сопротивлению, напряжению, волевому преодолению;
  • познавательная сфера: интерес к собственной личности, самопознание;
  • речевая деятельность: подростковый сленг, вязкость, ригидность дискуссий, споров, подражание взрослым;
  • "Я-образ": Я → сверстник (самопознание путем сравнения себя и сверстника);
  • деятельность: личностно-эмоциональное общение со сверстниками.

В процессе обучения активно используется культурологический материал, направленный на формирование нравственности воспитанников, патриотизма.

Содержание программы дает ребенку возможность развиваться в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки.

наверх

Специфика экспериментального подхода к организации образовательного процесса

Суть экспериментального подхода к содержанию и формам организации образовательной деятельности в рамках программы: выявление, развитие и поддержка лидерских качеств воспитанников в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности (краеведение, психология, избирательное право, журналистика, музыка, изобразительная деятельность, фотоискусство).

Содержание деятельности воспитанников предусматривает обязательное участие обучающихся в работе своего класса, школы, сотрудничество с отделом молодежи, районной избирательной комиссией.

Реализация экспериментальной образовательной программы рассчитана на три года

Год обучения

Периодичность
в неделю
Кол-во часов
в неделю
Кол-во часов
в год

Первый

2 раза

4

144

Второй

3 раза

6

216

Третий

3 раза

6

216

 

В группы первого года обучения принимаются все желающие, без специального отбора. В группы второго и третьего годов переводятся воспитанники, успешно прошедшие тестирование по итогам первого (второго) года обучения; могут приниматься и вновь прибывшие, после тестирования и опроса, при наличии определенного уровня общего развития и интереса.

 

наверх

Основные принципы организации обучения

Принципы организации обучения по программе:

  • принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения (любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическая вера в ребенка, сотрудничество, мастерство общения) являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса;
  • принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование сенсорных каналов и разнообразное их сочетание. Такое многоканальное восприятие дает учащимся возможность лучше узнать себя, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая путь к развитию;
  • принцип открытого общения. Педагог говорит учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Это способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха;
  • принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления его способностей;
  • принцип психологической комфортности предполагает охрану
    и укрепление психологического здоровья ребенка;
  • принцип систематичности, т. е. наличие единых линий развития
    и воспитания.

Обучение по программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В процессе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные стороны, склонности и возможности.

наверх

Формы проведения учебных занятий

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом принципов, поставленной цели, задач программы и возраста воспитанников.

Деловые и ролевые игры (например, деловые игры "Издательство", "Выборы", ролевая игра "Остров") учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, способствуют расширению поведенческого диапазона детей, развитию их уверенности в себе, интеллектуальному росту.

Между практическими блоками организуются беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от их перспективности и от содержания пройденного материала. Беседа может проводиться в начале изучения раздела как введение в вопрос (например, "Правила поведения во время экскурсий") или на заключительных занятиях по разделам программы как обобщение ("Достоинства и недостатки деятельности детской организации"). Наиболее продуктивными являются те занятия, на которых сочетаются беседа/дискуссия (не более 10–15 мин) и практическая деятельность с демонстрацией практических приемов.

Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить, отвечать быстро и аргументированно). Использоваться творческие задания должны обязательно (пусть и нечасто), т. к. они формируют навыки открытого общения и умения применять полученные знания в новой ситуации.

Проектирование и моделирование осуществляются с целью создания условий для выдвижения, развития и реализации воспитанниками творческой идеи – как индивидуальной, так и групповой. В рамках данной программы обучающиеся разработали и реализовали долгосрочный творческий проект "Школьная газета".

Конкурс позволяет определить степень усвоения большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма предполагает игровые элементы: деление на команды, наличие жюри, зрителей и т. д. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию "Я-образа" через соперничество, самопознание путем сравнения себя и сверстника. Участие в районных, областных и всероссийских конкурсах позволяет реализовать "ситуацию успеха".

Коллективно-творческое дело (далее – КТД) – основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей. В рамках данной программы были организованы и проведены КТД "Рождественские посиделки", "День смеха".

Целесообразно также проводить упражнения на взаимодействие в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.

наверх

Проверка результатов обучения

Для проверки прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе организуются три вида контроля:

  • вводный – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа, тренинг);
  • промежуточный – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра);
  • итоговый – апрель – май текущего учебного года (КТД, беседа, проект).

наверх

Первый год обучения (базовый уровень)

Занятия в группах первого года обучения носят подготовительный характер, дают общие знания об истории родного края, оформительского дела, учат работе в коллективе. Осуществляется формирование творческого объединения, диагностика личности каждого участника, распределение социальных ролей внутри объединения.

В конце первого года обучения обучающийся должен знать:

  • историю города, области;
  • особенности работы журналиста;
  • основы публичного выступления;
  • методику работы над КТД;
  • основы актерского мастерства.

Обучающийся должен уметь:

  • составлять генеалогическое древо;
  • разбираться в жанрах журналистики;
  • владеть навыками публичного выступления;
  • составлять экскурсии (заочные и виртуальные);
  • владеть навыками словесного действия;
  • владеть основными навыками оформления выставок;
  • работать в команде.

Содержание программы первого года обучения

Теоретические знания

Примерные темы занятий

Практическая деятельность

Методы
и приемы

Форма проведения

Форма подведения итогов

Материал

1. Вводное занятие (2 ч)

Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг

Наглядный, практический, словесный, беседа, прием сравнения

Беседа, тестирование

Рефлексия

2. Я и мой край (60 ч)

2.1. История моей семьи: история фамилии (8 ч)

Что такое семья?

История появления фамилий. История известных фамилий. Основные понятия

в семейной иерархии. История семейных отношений в России.

Что такое родословная. Генеалогическое древо

"История моей фамилии", "Родственники", "Генеалогическое древо моей семьи", "История фамилий известных людей" и т. д.

Изучение родственных связей в семье, составление генеалогического древа

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Беседа
в сочетании с практической работой. Составление генеалогического древа

Рефлексия

Краски, карандаши, ножницы, цветная бумага, картон

2.2. История Белгородчины с древнейших времен. Белгородская крепость (10 ч)*

Понятия "крепость", основные структурные компоненты крепости, история Белгородчины с древнейших времен. Белгородская крепость. Село Таврово, экскурс в прошлое

"Белгородская черта", "Моя малая родина – Таврово", "Династия Говорухо-Отроков"

Работа
с книгами
по теме, творческие работы

Словесный, наглядный, игровой, беседа и др.

 

Беседа, практическая работа

Защита творческих работ

Краски, карандаши, ножницы, картон

2.3. Белгородчина в годы Великой Отечественной войны. Курская битва. Герои-земляки (8 ч)

Белгородчина в годы Великой Отечественной войны. Битва на Курской дуге

"Великая битва – Курская дуга", "Они защищали Белгород", "Наши знаменитые земляки"

Подбор материала
по теме, работа в библиотеке, мини-исследовательская работа

Словесный, наглядный игровой, беседа и др.

 

Беседа в сочетании с игровой деятельностью

Защита работ

Бумага, карточки
с заданиями, презентация

2.4. Современный Белгород (22 ч)

Современный Белгород: культурные памятники. Заочная экскурсия по улицам Белгорода. Образовательные учреждения г. Белгорода. Знаменитые белгородцы

"Возрождение Белгородского края", "Заочная экскурсия по улицам нашего города", "Ученый Белгород: образовательные учреждения города", "Ими городится Белый город"

Экскурсия
по городу, составление презентации

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Заочная экскурсия "Страницы нашей истории"

Рефлексия

Литература по теме, словарь, компьютер

2.5. История села Таврово (2 ч)

Село Таврово, экскурс
в прошлое. Современное село

Составление экскурсионного маршрута

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Сбор материла по теме, защита творческих работ

Рефлексия

Методическая литература, компьютер, воспоминания жителей

2.6. Красная книга Белгородчины (6 ч)

Географическое расположение Белгородчины. Особенности природы. Полезные ископаемые. "Красная книга"

"Черноземный район", "Животный мир Белгородчины", "Спасите флору: исчезающие растения Белгородской области"

Беседа, составление кроссвордов по теме

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Круглый стол

Викторина "Знаешь ли ты свой край?"

Бумага, компьютер, методическая литература

2.7. Экскурсия в художественный музей (4 ч)

Экскурсия
в краеведческий музей

Словесный, наглядный

Рассказ, беседа

Творческая работа "Мои впечатления"

3. Игровая гавань (42 ч)

3.1. Основы публичного выступления (16 ч)

Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи, основы актерского мастерства, импровизация, аксессуары актера, разработка сценария, музыкальное сопровождение

"Основы публичного выступления", "Постановка голоса", "Ораторское искусство", "Культура речи и правила русской орфоэпии", "Основы актерского мастерства"
и т. д.
Подготовка
к выступлению, подбор интонации, публичное выступление
на заданную тему

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Беседа
в сочетании с практической работой

Защита творческой работы

Методическая литература, компьютер, презентация

3.2. КТД: методика организации и проведение (18 ч)

КТД, методика организации творческого дела. Инструкции по технике безопасности

"Я – актер: основы актерского мастерства. Выбор амплуа", "Компоненты поведения: интонация, мимика, жесты", "Проявление характера персонажа в общении", "Импровизация", "Разработка сценария: этапы работы", "Художественное решение", "Музыкальное сопровождение: передача настроения музыкой"

Работа над ролью-заданием, проведение КТД

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Итоговое занятие "Мой первый сценарий"

Рефлексия

Методическая литература, сценарий, костюмы, декорации

4. Оформительский причал (40 ч)

4.1. Основы журналистского мастерства (18 ч)

Основы журналистики. Права и обязанности журналистов. Издательское дело. Планирование работы редакции. Жанры журналистики

"Я – журналист", "Планирование работы журналиста
и редакции", "Стили оформления газет", "Основные жанры

Сбор информации к выпуску газеты, разработка цветового решения газеты, творче-

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Беседа
в сочетании с практической работой

Рефлексия

Методическая литература, словарь, компьютер

 

журналистики", "Интервью"

ская работа "Первые шаги", выпуск приложения к школьной газете

 

 

 

 

4.2. Стенгазета: специфика жанра (6 ч)

Правила оформления стенгазеты, художественное решение

"Школьная стенгазета", "Оформительская деятельность", "Творческая лаборатория"
и т. д.

Выбор цветового решения, подбор шрифтов, выпуск тематической стенгазеты

Словесный, наглядный, беседа

Практическая работа

Выпуск стенгазеты

Краски, карандаши, ножницы, методическая литература

4.3. Выставки: виды и основы оформления (6 ч)

Методика организации выставок в школе, выбор темы, композиционные правила построения, учет законов цветоведения, организация выставок поделок из природного материала, организация тематических выставок

"Методика организации выставки", "Выставка поделок из природного материала", "Тематические выставки"

Оформление выставки

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Беседа
в сочетании с практической работой

Оформление выставки

Методическая литература, экспонаты

4.4. Школьная газета (10 ч)

Специфика школьной газеты, подбор информации

"Школьная газета:
о чем пишем?", ролевая игра "Издательство"

Подбор информации, выпуск номера школьной газеты

Словесный, наглядный, беседа

Беседа
в сочетании с практической работой

Рефлексия

Словарь, тематическая литература, компьютер, статьи

 

наверх

Второй год обучения
(основной уровень)

На втором году обучения по программе воспитанники узнают себя, свои способности. Вводятся психологические тесты. Происходит погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач. Осуществляется анализ и самоанализ проделанной работы.

В конце второго года обучения обучающийся должен знать:

  • понятие "информация" и виды информации;
  • историю появления детских организаций в России;
  • понятия музейного дела;
  • историю музыки как одного из видов искусства;
  • содержание понятия "конфликт" и пути разрешения конфликтов;
  • основы этики и делового общения.

Обучающийся должен уметь:

  • работать с разными источниками информации;
  • развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия;
  • разрешать конфликты мирным путем, идти на компромисс;
  • создавать мультимедийные презентации.

Содержание программы второго года обучения

Теоретические знания

Примерные темы занятий

Практическая деятельность

Методы
и приемы

Форма проведения

Форма подведения итогов

Материал

1. Вводное занятие (2 ч)

Знакомство с группой. Правила поведения
в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг

Наглядный, практический, словесный, беседа, прием сравнения

Беседа, тестирование

Рефлексия

2. Информационное море (60 ч)

2.1. Понятие информация: виды информации, источники информации (8 ч)

Понятие "информация". Виды информации, источники

Работа
с методической и справочной литературой

Словесный, наглядный, беседа

Беседа
в сочетании с практической работой

Беседа в сочетании с практической работой

Справочная литература, компьютер, Интернет

2.2. Что такое книга. Первые древние книги. Первые типографии (10 ч)

Что такое "книга". Первая книга. Первые типографии. Библиотеки мира

"Что такое книга?", "Самые известные библиотеки мира: древние и современные", "Первые типографии: экскурс в историю"

Работа
с литературой и в Интернете, экскурсия в библиотеку

Словесный, наглядный, поисковый, беседа и др.

 

Беседа, практическая работа

Защита творческих работ

Справочная литература, компьютер, Интернет

2.3. "Всемирная паутина" как источник информации (4 ч)

"Всемирная паутина" как один из источников информации. "Полезная" и "бесполезная" информация

Практическая работа "В мире полезной информации"

Словесный, наглядный игровой, беседа и др.

 

Практическая деятельность

Защита практических работ

Справочная литература, компьютер, Интернет

2.4. Понятие "музей". Музейное дело (18 ч)

Понятие "музей". Музейный экспонат. Крупные музеи мира

"Музеи под открытым небом", "Крупнейшие музеи мира", "Культурное наследие наших предков", "Экскурсия по музеям области"

Сбор материала для презентации, составление презентации

Словесный, наглядный, беседа

Заочная экскурсия "По музеям мира"

Рефлексия

Литература по теме, словарь, компьютер

2.5. Детские общественные объединения России. История появления (20 ч)

Детские общественные организации. Из истории создания. Зарубежные и российские общественные организации

"Наша история", "Детские движения мира", "Областные и районные детские организации"

Беседа "Роль детских организаций"

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Круглый стол

Рефлексия

Методическая литература, компьютер, Интернет

3. Музыкальная бухта (36 ч)

3.1. Музыка как предмет искусства (4 ч)

Понятия "музыка", "автор", "композитор". Музыка как предмет искусства

Сбор материала по теме, творческая работа "В мире искусства"

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Беседа, творческая работа

Рефлексия

Методическая литература, словарь, компьютер

3.2. Авторская песня: фестивали (10 ч)

Понятия "авторская песня", "фестиваль". Специфика репертуара. История музыки в лицах

Сбор материала о фестивалях, выступление с защитой

Словесный, наглядный, беседа

Практическая работа

Защита творческих работ

Методическая литература, словарь, компьютер

3.3. Современные музыкальные течения (22 ч)

Разновидности музыкальных течений. Классификация музыкальных уроков. Известные композиторы

"Современные музыкальные течения: рок, металл, рэп и т. п.", "История музыкальных течений в лицах"

Мини-исследовательская работа "Современные музыкальные течения", сбор материала, оформление работы

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Викторина

Защита исследовательских работ

Методическая литература, Интернет, справочная литература, пресса

4. Дорога общения (118 ч)

4.1. Понятие "Лидер" (20 ч)

Понятия "лидер", "команда". Основные качества лидера. Работа в группе

Работа с методической и справочной литературой, тренинги

Словесный, наглядный, беседа

Беседа в сочетании с практической работой

Рефлексия

Справочная литература, Интернет

4.2. Лидер и его команда (20 ч)

Понятия "лидер", "команда". Качества лидера. Взаимоотношения лидера и его команды

«Понятие "лидер"», "Разбуди в себе лидера", "Скромность –
достоинство королей", "Лидер – человек действия", "Лидер и доверие", "Ключи к успеху: стремление к самосовершенство-

ванию", "Развитие навыков принятия и исполнения решений"

Проведение КТД

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Тренинг "Развитие навыков общения"

Рефлексия

Методическая литература, раздаточный материал

4.3. Общение как одна из основных ценностей человека (32 ч)

Понятия "общение", "собеседник". Виды общения

"Основы публичного выступления", "Ораторское искусство", "Культура речи
и правила русской орфоэпии", "Виды общения" и т. д.
Беседа, практическая работа
в группах

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Беседа в сочетании
с практической работой

Защита творческих работ

Методическая литература, компьютер

4.4. Конфликты и пути их разрешения (12 ч)

Понятие конфликта, виды конфликта, конфликты и пути их разрешения

"Барьеры в общении", "Искусство спора", "Виды конфликтов", "Стили разрешения конфликтов"

Проведение КТД

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Тренинг "Развитие навыков самооценки"

Рефлексия

Методическая литература, Интернет, раздаточный материал

4.4. Этика и культура делового общения (16 ч)

Понятия "этика", "деловое общение". Специфика
и требования к форме делового общения

«Понятие "этика"», "Деловое общение"

Подбор необходимого материла по теме "Я – будущий президент", проведение КТД

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Итоговое занятие
"Я – будущий президент"

Рефлексия

Методическая литература, сценарий

 

наверх

Третий год обучения (лидерский уровень)

Третий год обучения дает воспитанникам возможность проявить свои способности, применить приобретенные навыки. Подводятся итоги работы. Каждый воспитанник объединения выбирает приоритетное направление дальнейшей деятельности. Обучающиеся принимают участие в избирательной кампании в органы школьного самоуправления.

В конце третьего года обучения обучающийся должен знать:

  • основные термины избирательного права;
  • основные этапы создания проекта;
  • основные качества лидера;
  • законы, регулирующие школьную жизнь;
  • методики организации и проведения мероприятий.

Обучающийся должен уметь:

  • использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и реальной жизни, участвовать в школьных общественных организациях;
  • руководить процессом работы над проектом;
  • уметь работать в команде.

 

Содержание программы третьего года обучения

Теоретические знания

Примерные темы занятий

Практическая деятельность

Методы
и приемы

Форма проведения

Форма подведения итогов

Материал

1. Вводное занятие (2 ч)

Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг

Наглядный, практический, словесный, беседа, прием сравнения

Беседа, тестирование

Рефлексия

2. Познавательный риф (134 ч)

2.1. Познай и реализуй себя (72 ч)

Понятия "личность", "воображение", "характер", "темперамент", "эмоции"

"Вы – личность", "Дайте волю воображению", "Воля и самостоятельность", "Решение проблем", "Мир эмоций", "Общение: необходимость
и роскошь", "Шансы стать генералом", "Без конфликтов не бывает", "Правила делового общения", "К своей социальной зрелости", "Будь уверен в себе"
Работа
с методической и справочной литературой, тренинги

Словесный, наглядный, беседа

Беседа в сочетании с практической работой

Рефлексия

Справочная литература, Интернет

2.2. Социальное проектирование (62 ч)

Проектная деятельность. Специфика, правила работы по проекту. Оформление работы. Понятие "социальный проект"

«Понятие "проект"», "Целеполагание
в проектной деятельности", "Создаем проект вместе", "Этапы работы над проектом", "Социальная значимость"
Работа
с литературой и в Интернете, экскурсия
в областную библиотеку, тренинги

Словесный, наглядный, поисковый, беседа и др.

Беседа, практическая работа

Защита творческих работ

Справочная литература, Интернет

3. Остров права (80 ч)

3.1. Закон по защите прав детей (16 ч)

Знакомство с законами по защите прав детей
в РФ и в мире. Гражданское право
"Декларация прав
о защите детей", "Что мы знаем о Конвенции", импровизированная игра "Суд идет", дискуссия "Защита прав детей в России"
Подбор материала для творческой работы, оформление и защита творческой работы
"Я – гражданин России"
(в рамках кон-
­курса "Мы –
белгородцы! Думай, решай, действуй!")

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Беседа, творческая работа

Рефлексия

Методическая литература, словарь, интернет-ресурсы

3.2. Законы, регулирующие школьную жизнь (30 ч)

Устав школы, детской организации, законы школы, правила поведения

"Главный школьный документ – Устав", "Наши права и обязанности", "Правила поведения в школе", "Нужна ли школьная форма?", "Как наказать нарушителей"

Творческая работа, разработка законов детского объединения

Словесный, наглядный, беседа

Практическая работа

Защита творческих работ

Методическая литература, словарь, интернет-ресурсы

3.3. Избирательное право в школе (34 ч)

Избирательное право, локальные акты, положение об избирательной комиссии, права и обязанности членов избирательной комиссии

"Законы о выборах", "Мы выбираем, нас выбирают…", "Работа избирательной комиссии", "Агитационная кампания кандидата: победит лучший!", "Избирательная комиссия: должности
и обязанности", "Кандидат и его команда"
Участие
в выборах
в школе

Словесный, наглядный, игровой, беседа

Викторина, участие
в выборах
в школе

Защита исследовательских работ

Методическая литература, интернет-ресурсы, справочная литература

 

 
С.Н. Шевцова, педагог доп. образования МОУ ДОД "Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области"

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль