Методические рекомендации по составлению годового плана работы школьной библиотеки

14445

 Каждая школьная библиотека должна иметь план работы на учебный год, утвержденный руководителем образовательного учреждения (далее – ОУ).

Сбор и анализ необходимой информации

При составлении плана следует учитывать:

  • специфику режима работы ОУ (одна смена, две смены, "школа полного дня" и т. д.);
  • основные направления общешкольного плана учебно-воспитательной работы и крупные мероприятия, запланированные на следующий год. Для того чтобы их узнать, необходимо побеседовать с заместителем директора по воспитательной работе, руководителями методических объединений или предметных кафедр, а также учителями-предметниками, которые могут быть привлечены к организации мероприятий;
  • главные литературные и памятные даты года. Узнать о них можно из календарей для библиотекарей, а также из изданий Российской государственной библиотеки, например "Памятные даты 2011 года: литература, искусство". Отобрав даты, нужно продумать формы работы с читателями (книжная выставка, конкурс и т. д.), а также основные темы (например, основной темой в 2009/10 учебном году было 65-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.);
  • ошибки при проведении мероприятий в прошлом году;
  • планы работы учреждений (библиотек, музеев и т. д.), с которыми налажено сотрудничество;
  • основные виды деятельности (работа с учебным фондом, каталогами и задолжниками, проведение библиотечных уроков, выставок и т. д.);
  • количество сотрудников библиотеки;
  • количество рабочих часов в году;
  • трудозатраты на все процессы, мероприятия и услуги, включенные в план, а также на текущие дела.

наверх

Составление календарно-тематического плана

После того как указанная информация собрана и проанализирована, необходимо составить календарно-тематический план, указав в нем основные направления работы библиотеки (табл. 1).

Таблица 1

Основные направления работы

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

Работа с основным фондом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с фондом учебников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение справочно-библиографического аппарата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурно-массовые мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиотечно-библиографические занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с обучающимися

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с педагогами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с активом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение квалификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

Определение структуры
и содержания основных разделов плана

 

Структура плана работы школьной библиотеки на учебный год состоит из двух частей: текстовой и статистической[1].

Текстовая часть плана должна отражать все направления деятельности, указанные в положении о библиотеке данного ОУ, поэтому, прежде чем расписывать разделы плана, необходимо заполнить таблицу, рекомендованную авторами Краткого справочника школьного библиотекаря[2] (табл. 2):

Таблица 2

Направление работы
и ее содержание

Ответственный, исполнитель

Срок
выполнения
Объем
в часах

Объем проделанной работы

Отметки
о выполнении

1

Каталогизация новых поступлений

Иванова А.А.

1 раз в месяц

160

800 библ. описаний

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В статистической части плана намечаются количественные показатели, которых должна достичь библиотека в течение учебного года, т. е. контрольные цифры, определяющие объем ее работы в планируемый период. Они могут выражаться как в абсолютных величинах (количество читателей, объем фонда, число посещений, выдачи, мероприятий и др.), так и в относительных (читаемость, обращаемость, книгообеспеченность и др.).

Основное содержание разделов плана работы школьной библиотеки на учебный год

Рассмотрим основное содержание разделов плана работы школьной библиотеки на учебный год.

1. Цели и задачи работы библиотеки

Цели и задачи работы библиотеки должны быть конкретны, отражать специфику ОУ и соответствовать задачам, указанным в положении о библиотеке.

2. Основные функции библиотеки

К основным функциям библиотеки относятся:

– образовательная;

– информационная;
– культурная.

3. Общие сведения о библиотеке

Часто библиотекари при составлении плана работы пропускают данный раздел, однако это неправильно. Он необходим для того, чтобы проследить динамику показателей в течение года. Ниже приведены основные из них.

Количество обучающихся: _________, из них читателей: _________.

Количество учителей: _________, из них читателей: _________.

Количество других работников: _________, из них читателей: _________.

Объем библиотечного фонда: _________.

Книгообеспеченность: _________.

Обращаемость: _________.

Читаемость: _________.

Объем учебного фонда: _________.

4. Индивидуальная работа с читателями

Индивидуальная работа с читателями предполагает проведение опросов, анкетирования, бесед, консультаций и т. д. с целью оказания им помощи в использовании библиотечных ресурсов, а также с целью изучения читательских интересов.

5. Воспитательная работа с обучающимися

В этом разделе необходимо указать основные мероприятия по привлечению обучающихся к систематическому чтению, повышению их информационной и общей культуры.

К основным формам работы с читателями относятся:

– подготовка выставок, стендов;

– организация литературных вечеров, конкурсов, викторин, читательских конференций, Недели детской книги, экскурсий и других массовых мероприятий;

– проведение уроков внеклассного чтения, занятий и индивидуальных консультаций по формированию у обучающихся навыков грамотного библиотечного пользователя;
– создание клубов и кружков ("Юные корреспонденты", "Клуб любителей чтения", "Интеллект-клуб" и др.).

Количество планируемых мероприятий должно соответствовать нормативам времени, указанным в письме Минобразования России от 20.07.2000 № 06-21ин/25-06 "О штатном расписании библиотек образовательных учреждений". Кроме того, его необходимо соотнести со штатным расписанием ОУ.

Школьная библиотека как социальный институт призвана выполнять следующие основные функции:

Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.

Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учителей
и других категорий работников общеобразовательных учреждений с использованием как собственных информационных ресурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и информационных сетей и систем.

Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродуктивной и продуктивной культурной деятельности.

Досуговую – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.

Проект концепции развития библиотек
общеобразовательных учреждений
Российской Федерации до 2015 года

 

6. Справочно-библиографическая работа с читателями

Справочно-библиографическая работа с читателями предполагает:

  • ознакомление читателей с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда;
  • обучение их приемам работы со справочно-библиографическим аппаратом (СБА), справочными изданиями и т. д.

В современных библиотечно-информационных центрах для повышения информационной грамотности читателей проводятся специальные уроки, факультативные занятия, организуются элективные курсы. Их могут вести не только работники библиотеки, но и учителя-предметники, а также приглашенные специалисты. Желательно, чтобы перед началом учебного года была подготовлена программа таких занятий и календарно-тематический план.

7. Информационная работа

В этом разделе планируется информационная работа с разными категориями читателей: педагогическими работниками, обучающимися и их родителями.

Информационное обеспечение педагогов включает подготовку обзоров периодической печати и новых поступлений, подбор документов в помощь проведению предметных недель, педсоветов, заседаний методических объединений и других общешкольных и классных мероприятий, оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету и пр.

Для библиотечно-информационных центров актуальны также более крупные формы справочно-библиографического и информационного обслуживания педагогов – например, проведение Дней информации.

Информационное обслуживание обучающихся осуществляется на абонементе и в читальном зале. Оно включает в себя подбор литературы для написания рефератов и докладов, оказание помощи в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям, проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.

Информационное обслуживание родителей предусматривает информирование их о пользовании библиотекой обучающимися, оформление выставок на актуальные темы, а также выступления на родительских собраниях.

8. Работа с библиотечным фондом

Данный раздел включает информацию:

– об изучении состава фонда и анализе его использования;

– о комплектовании фонда традиционными и нетрадиционными носителями информации (в т. ч. периодикой) в соответствии с образовательной программой школы;

– об оформлении подписки на периодику и контроле за ее доставкой;

– о приеме, систематизации, технической обработке и учете новых поступлений, в т. ч. полученных в дар;

– о выдаче документов пользователям библиотеки;

– о расстановке документов в фонде в соответствии с библиотечно-библиографической классификацией (ББК), оформлении фонда (наличии разделителей и др.);

– об обеспечении свободного доступа пользователей библиотеки к информации;

– о работе по сохранности фонда (контроле за своевременным возвратом изданий, обеспечении мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации, мелком ремонте и переплете изданий, соблюдении требуемого режима хранения);

– о списании документов по установленным правилам и нормам, инвентаризации;
– об организации работы читального зала и Межбиблиотечного абонемента (МБА) (получение литературы во временное пользование из других библиотек).

9. Работа с фондом учебников

В этом разделе отражается весь комплекс мероприятий по работе со школьными учебниками:

– формирование заказа на учебники;

– изучение и анализ использования учебного фонда, оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности обучающихся и др.);

– прием и техническая обработка поступивших учебников (запись в учетные документы, штемпелевание, оформление картотеки или занесение в электронный каталог);

– информирование читателей о новых поступлениях учебных изданий;

– работа с резервным фондом учебников (учет, хранение, передача в другие школы и др.);

– прием и выдача учебников, расстановка изданий в фонде;

– работа по сохранности учебного фонда (например, рейды по проверке сохранности фонда школьных учебников);

– списание ветхих и устаревших учебников;
– инвентаризация учебного фонда и его переоценка.

В школах, где предусматривается работа с родительскими средствами на приобретение учебников, необходимо планировать предполагаемую сумму средств и количество учебников, которые нужно приобрести.

10. Внедрение информационных технологий

В этом разделе отражаются мероприятия по компьютеризации библиотеки, автоматизации библиотечных операций, использованию электронных носителей, созданию медиатеки, а также внедрению информационных технологий в процесс обслуживания читателей.

11. Методическое обеспечение библиотеки

В данном разделе можно указать планируемые выступления библиотекарей на семинарах, методических объединениях, конференциях, а также работу по подготовке массовых мероприятий (если работники библиотеки сами пишут их сценарии).

12. Взаимодействие с другими структурными подразделениями
и организациями

В этом разделе освещается деятельность библиотеки в рамках сотрудничества с различными подразделениями школы, другими библиотеками и учреждениями культуры.

13. Повышение квалификации работников библиотеки

Повышение квалификации работников библиотеки включает в себя:

  • обучение на курсах повышения квалификации, в т. ч. дистанционно;
  • работу по самообразованию: чтение профессиональных печатных и интернет-изданий, посещение семинаров, мастер-классов коллег, участие в конкурсах, самостоятельное освоение новых технологий и т. д.

План работы школьной библиотеки на учебный год не обязательно должен быть подробным – достаточно указать в нем темы, перечислить формы работы и назвать примерный срок их выполнения (четверть, месяц и т. д.). В качестве приложений могут быть представлены планы работы по отдельным направлениям или крупным датам. Более подробный план составляется на месяц. В нем должны быть указаны не только точные сроки, но и место проведения мероприятий, а также ответственные за их организацию.

 

наверх

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" (ред. от 27.12.2009)
  • Письмо Минобразования России от 23.03.2004 № 14-51-70/13 <О Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения>
  • Письмо Минобразования России от 20.07.2000 № 06-21ин/25-06 <О штатном расписании библиотек образовательных учреждений>

[1]    * См.:Баханская Е.В. Все о вашей библиотеке: примерная схема годового плана/отчета работы школьной библиотеки (Методические рекомендации) // Библиотека в школе. 2003. № 20.

 

[2]       Старовойтова О.Р., Полякова Т.И., Лисовская Ю.В. Краткий справочник школьного библиотекаря. – СПб., 2001.

 

Т.А. Рыженко,

зав. Библиотечно-информационным центром МОУ "Гимназия № 25",
руководитель Методического объединения библиотекарей г. Ставрополя

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль