Содержание и результаты метапредметных диагностик для выпускников начальной школы

2100
Содержание и результаты метапредметных диагностик для выпускников начальной школы

В статье представлен анализ результатов комплексной диагностической работы на выявление у выпускников начальной школы уровня сформированности познавательных УУД. Приведен пример диагностической работы.

Начиная с 2015 г. в г. Москве проводится обязательная диагностика сформированности метапредметных образовательных результатов у учащихся четвертых классов. Данной диагностике предшествовал опыт проведения аналогичных диагностических процедур для отдельных образовательных организаций г. Москвы.

Цели метапредметной диагностики

Государственное автономное учреждение «Московский центр качества образования» (далее – МЦКО) в течение четырех последних лет проводит диагностику метапредметных результатов выпускников начальной школы в части сформированности познавательных универсальных учебных действий (далее – УУД). Диагностика проводится как стартовая в начале 5-го класса. Диагностическая работа (см. приложение в полной версии статьи) направлена на оценку умений, являющихся составной частью грамотности чтения и различных познавательных УУД. Задания на проверку уровня сформированности читательских умений конструируются на основе художественных и информационных текстов. Познавательные УУД (логические, знаково-символические, действия по решению задач (проблем)) проверяются при помощи заданий, использующих контекст учебных предметов: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, а также описание разнообразных ситуаций практико-ориентированного характера.

Структура работы (пример варианта такой диагностической работы приведен в приложении (см. приложение)) позволяет определить как индивидуальный уровень сформированности познавательных метапредметных умений, так и определить средний уровень сформированности этого блока умений для конкретной образовательной организации и для всей выборки в целом.

Рассмотрим далее основные результаты диагностики по двум диагностируемым блокам: 1) работа с информацией; 2) познавательные логические действия.

Анализ данных диагностики УУД по работе с информацией

Поскольку к началу обучения в основной школе учащиеся должны овладеть двумя видами чтения: чтение для приобретения читательского литературного опыта и чтение для получения, освоения и использования информации, в комплексной диагностической работе представлены тексты различных жанров: инструкция, описание научного эксперимента, научно-популярная статья, рассказ. Формы текстов также различны: сплошные, несплошные (таблица, схемы, рисунки), комбинированные.

Задания проверяют уровень сформированности следующих групп УУД:

  • осуществлять поиск информации;
  • ориентироваться в содержании текста;
  • интерпретировать информацию;
  • отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;
    оценивать достоверность предложенной информации;
  • строить оценочные суждения на основе текста;
    создавать собственные тексты;
    применять информацию для решения учебно-практических задач.

Результаты диагностических работ показывают, что учащимися 5-х классов весь комплекс читательских действий освоен в среднем на 50%, при этом на уровне выше 65% освоены следующие базовые читательские действия: ориентироваться в различных видах справочных изданий, оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста. Менее других освоены умения высокого уровня сложности: применять информацию из текста при решении учебно-практических задач и составлять на основании текста монологическое высказывание по заданному вопросу. В целом, эта ситуация повторяет результаты диагностик прошлых лет, что позволяет говорить об определенных тенденциях в освоении читательских действий учащимися начальной школы.

Частные результаты диагностик

Одно из ключевых читательских умений – умение определять тему текста, главную мысль и назначение текста. Задание по определению темы было построено на основе художественного текста и выполнено на уровне 56%.

В двух других вариантах пятиклассники определяли общую цель создания текста. Уровень выполнения этих заданий был гораздо ниже – 43,5%. Причина неуспешности выполнения заданий этого типа связана с тем, что школьники плохо различают информацию из текста и информацию по сути верную, но отсутствующую в данном тексте.

Умение упорядочивать, ранжировать и группировать информацию в тексте также является базовым умением школьника. Учащиеся хорошо справляются с заданием, проверяющим данное умение, если оно построено традиционно и требует расположить данные хаотичные события в последовательности их совершения в тексте. Между тем, если события предложены в порядке их следования в тексте и ученику необходимо восстановить одно пропущенное событие, уровень выполнения задания резко снижается вдвое. Можно предположить, что при выполнении задания первого типа имеет место элемент угадывания правильного ответа на основе исключения неверных ответов. Задание же второго типа требует от ученика большей осознанности и более глубокого понимания текста.

В ПОЛНОЙ ВЕРСИИ СТАТЬИ ЧИТАЙТЕ:

  • Анализ данных диагностики УУД учащихся по работе с информацией.
  • Частные результаты диагностик.
  • Выполнение заданий высокого уровня сложности.
  • Типичные ошибки учащихся.
  • Анализ данных диагностики УУД в части познавательных логических действий.
  • Выполнение заданий на общелогические умения.
  • Выполнение заданий на решение задач и исследовательские умения.
  • Характер выявленных затруднений.
  • Вариант комплексной диагностической работы.

ГДЕ ПРОЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ?
В №6- 2015 г. журнала "Управление начальной школой". Подпишитесь на это издание прямо сейчас!

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль