Уроки внеклассного чтения в начальной школе

9964

К сожалению, у современных детей все реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать их читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогут уроки внеклассного чтения.

Начиная с 1967 г. по инициативе и решению Международного совета по детской книге (IBBY) 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги (ICBD), подчеркивая тем самым непреходящую роль детской литературы в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли.

Долгие годы основным руководством для учителя по проведению уроков внеклассного чтения служила программа, разработанная Н.Н. Светловской. В последнее время она утратила свою актуальность, и педагогу была предоставлена свобода выбора авторов и произведений для изучения в начальных классах. Однако это привело к тому, что во многих школах преподаватели вовсе отказались от внеклассного чтения. На наш взгляд, это недопустимо. Ведь для полноценного развития навыка чтения, духовно-ценностного формирования личности младшего школьника необходимы три вещи: учебник, книга по внеклассному чтению и “книга для души”, которую ребенок выбирает сам и читает в свободное время. Цель уроков внеклассного чтения – обеспечить в процессе обучения непрерывное знакомство с широким кругом детских произведений.

Учитель самостоятельно определяет круг авторов, творчество которых будет изучаться с детьми на уроках. Целесообразно выбирать произведения, близкие и понятные по смысловому содержанию, позволяющие органично использовать музыкальное сопровождение, легко и интересно инсценировать отдельные части повествования. Ведь, как известно, литература тесно связана с музыкой, театром, изобразительным искусством.

В течение года можно познакомить ребят со сказками Г. Х. Андерсена (“Дюймовочка”, ”Снежная королева”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Огниво”, ”Свинопас”, ”Ребячья болтовня”, ”Гадкий утенок”, ”Дикие лебеди”, ”Новое платье короля”, ”Русалочка”, ”Принцесса на горошине”); братьев Гримм (“Стоптанные туфельки”, “Король Дроздобород”);О. Уайльда (”Великан-эгоист”, “Соловей и Роза”, “Преданный друг”, ”Счастливый принц”, “Замечательная ракета”, “Молодой король”).

После изучения творчества писателей рекомендуется провести обобщающий урок-викторину, предложить детям инсценировать отрывки из сказок, написать сочинение о наиболее полюбившемся произведении.

Обобщающий урок внеклассного чтения для 2-го класса по сказкам Г. Х. Андерсена представлен в приложении. Выбор именно этого автора объясняется тем, что в программу по чтению не включено изучение его творчества. Обычно знакомство со сказками “Дюймовочка”, “Снежная королева”, “Русалочка” происходит через мультфильмы, в которых события излагаются не всегда достоверно, подчас отсутствует авторский подтекст.

Обобщающему уроку предшествует большая работа:

  • изучение биографии писателя;
  • анализ сказок, их сравнение;
  • классификация, характеристика персонажей;
  • выполнение иллюстраций и поделок;
  • инсценировки понравившихся эпизодов.

Для уточнения, обобщения и систематизации знаний учащихся на основном этапе урока проводится викторина, что учитывает возрастные особенности детей 7–8 лет. Так как игра остается для них любимым видом деятельности, игровые формы и методы обучения наиболее эффективны. Использование коллективных средств обучения позволяет решать воспитательные задачи. Для того чтобы научить ребят интересоваться не только своими успехами, но и достижениями одноклассников, замечать не только собственные проблемы, но и трудности товарищей, класс делится на две команды. Каждая заранее получает несколько заданий, которые требуют подготовки для выполнения остальными членами группы. Важным условием для общей победы служит наличие к концу занятия у каждого ребенка знака участника. Таким образом школьники оказываются перед необходимостью распределить работу в команде, учитывая возможности каждого, что способствует отсутствию на уроке выкриков: “Я знаю!”, “Спросите меня!” и т. п.

Не менее значимым этапом урока является выполнение творческого задания. Детям предоставляется возможность, пользуясь полученным на предыдущих уроках алгоритмом, проанализировать самостоятельно не изученную ранее сказку Г. Х. Андерсена. Таким образом решается задача развития аналитических способностей, а также одаренным детям дается шанс проявить себя на конструктивном, творческом уровне.

Как правило, в каждом классе начальной школы есть два-три ребенка, которые обучаются игре на различных музыкальных инструментах по программе музыкальной школы. Они могут помочь в организации музыкального сопровождения на обобщающих уроках, внеклассных мероприятиях. Например, наши дети с огромным энтузиазмом откликнулись на предложение аккомпанировать художественному чтению монолога феи из сказки “Дикие лебеди”, подготовить музыкальные произведения для небольшой инсценировки из сказки “Дюймовочка”, посредством мелодии выразить настроение и характер сказочных героев. Безусловно, это привносит элемент праздника, подчеркивает значимость заключительного урока по данной теме.

После изучения большой темы дети в течение одного-двух месяцев читают книги, которые выбирают самостоятельно, по своему вкусу и настроению. Конечно, уроки, где все ученики работают с разными книгами, сложно планировать с методической точки зрения, но ценность их очень велика. Во-первых, исключается ситуация неготовности к уроку по причине того, что учащиеся не смогли найти издания по заданной теме. Во-вторых, детей, читающих без удовольствия, не вынуждают обращаться к произведениям, которые им не интересны.

Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что уроки внеклассного чтения в начальной школе весьма актуальны, и пренебрежение ими представляется нам серьезной педагогической и методической ошибкой.

Приложение

Урок внеклассного чтения "Сказки Ганса Христиана Андерсена"

Тип урока: обобщающий.

Цели урока:

  • дидактические: обобщение и систематизация знания сказок Г. Х. Андерсена; проверка умения анализировать характеры героев, определять главную мысль произведения; самостоятельное изучение сказок Г. Х. Андерсена, анализ характеров главных героев, определение главной мысли;
  • воспитательные: на примерах героев сказок Г. Х. Андерсена воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки; учить взаимовыручке, формировать умение работать в коллективе;
  • развивающие: посредством различных видов искусства развивать в детях чувство прекрасного, умение ценить настоящую красоту.

Ход урока

1. Вступительная беседа

(Звучит музыка П.И. Чайковского “Марш оловянных солдатиков”, дети входят в класс.)

Педагог: Ребята, сегодня у нас с вами заключительный урок-викторина по большой теме “Сказки Ганса Христиана Андерсена”. Прежде чем начнется викторина, давайте вспомним, какую подготовительную работу мы провели.

Ученики: Изучали жизнь и творчество Г. Х. Андерсена! Читали сказки, делали иллюстрации к сказкам, поделки, подготовили выставку книг.

2. Мотивация деятельности учащихся

Педагог: А вы не боитесь, что такое количество сказок, героев, событий перепутается у вас в голове? Ведь на каждом отдельном уроке мы разбирали только одну сказку, а сегодня будем говорить обо всех прочитанных сказках сразу. Давайте поставим перед собой такую цель: к концу урока понять, достаточно ли внимательно вы прочитали произведения, можете ли вы определить главную мысль, хорошо ли знаете героев каждой сказки.

3. Подготовка к основной части урока – викторине

Педагог: Какое задание вы должны были подготовить?

Ученики: Придумать название для команды и объяснить свой выбор; найти загадки для других команд; представить лучшее сочинение-отзыв о понравившейся сказке от каждой команды; подготовить кроссворды для команд соперников.

Педагог: Победит та команда, которая не только правильно ответит на все вопросы, но и даст возможность каждому члену получить отличительный знак участника, поэтому ваши выкрики “я!”, “спросите меня!” сегодня не актуальны, т. е. работают против вас. Итак, вы готовы?

Ученики: Готовы!

4. Основная часть – викторина

Педагог: Как называются ваши команды и почему? (Объяснения детей.) Выберите в каждой команде человека, который будет фиксировать ваши ответы. Это должен быть ученик, который красиво и грамотно пишет. (Команды выбирают учащихся, которые будут записывать ответы.) Итак, для вас приготовлены, на первый взгляд, обычные слова, которые мы ежедневно употребляем в речи. Но, учитывая знакомство с героями сказок Г. Х. Андерсена, их приключениями, попробуйте определить, о каких произведениях они напоминают: 1) дружба, верность, горячее сердце, смелость (“Снежная королева”); 2) твердый характер, сила духа, смелость, отвага, влюбленность (“Стойкий оловянный солдатик”).

(Пока дети записывают ответы на вопросы викторины, звучит “Турецкий марш” Моцарта. Отгадавшим вручаются специальные значки.)

Педагог: Теперь настало время ваших музыкальных, поэтических загадок.

(Первая команда готовит монолог феи из сказки “Дикие лебеди” под аккомпанемент фортепиано, игрок второй команды исполняет мелодию на флейте “Дюймовочка”, третья команда представляет музыкально-танцевальную композицию по сказке “Стойкий оловянный солдатик”. Задача соперников – угадать, к каким произведениям относятся выступления ребят. Ученикам, ответившим верно, вручаются значки участника викторины.)

Педагог: Следующие загадки – литературные. Дается 2 мин на подготовку.

(Каждая команда самостоятельно выбирает чтецов и отрывки из сказок, которые они будут исполнять. Нужно угадать, монологи каких персонажей читают ученики. По итогам задания угадавшим вручаются значки участников.)

Педагог: Наш урок еще не закончен, каждая команда подготовила для своих соперников кроссворд. Представители команд, вручите их друг другу. (Команды отгадывают кроссворды.)

5. Подведение итогов викторины

Педагог: Все ответили на вопросы викторины верно. Кроссворды отгаданы. Значки участника есть у всех членов команд, а это значит, что мы все заслужили награду, которой станет поход в театр на пьесу по сказкам Г. Х. Андерсена, и наша викторина будет продолжаться уже там. А теперь скажите, были ли у кого-то трудности во время викторины? Может ли каждый из вас с уверенностью сказать, что он достаточно подробно изучил творчество Г. Х. Андерсена? Помогали ли вы друг другу сегодня, как герои сказок Г. Х. Андерсена?

6. Творческая работа

Педагог: Последним домашним заданием была подготовка сочинений-отзывов о понравившейся сказке. Нужно было не просто прочитать сказку, а попробовать самостоятельно проанализировать ее, используя знания о порядке разбора литературного произведения, полученные на предыдущих уроках. (Трое учащихся читают свои сочинения.) Получилось ли у ребят самостоятельно проанализировать сказки? Какова их главная мысль? (Ответы детей.)

7. Итог урока

Педагог: Наш урок подходит к концу. Прежде чем мы скажем героям сказок Андерсена “до свидания”, давайте еще раз перечислим, чему они учат. (Дети перечисляют.) Что нам сегодня удалось сделать на уроке, в чем убедиться?

Ученики: Мы убедились, что хорошо знаем сказки, умеем самостоятельно их анализировать.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль