Логотерапевтический кабинет биологической обратной связи. Кабинет БОС

2621

МДОУ "Аленький цветочек" г. Ноябрьска (далее – МДОУ) – учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. В детском саду организованы разнопрофильные группы для детей с нарушением речи, задержкой психического развития, часто болеющих детей, детей с ортопедической патологией (в т. ч. детским церебральным параличом). Обучение и воспитание дошкольников реализуется в комплексе с лечебно-­профилактическими мероприятиями: посещением сауны и бассейна, парафинолечением, полосканием зева рта отваром трав после еды, приемом кислородных коктейлей, витаминных чаев, хвойно­солевых лечебных ванн с отварами успокоительных и противоаллергических сборов.

В октябре 2001 г. в детском саду был открыт логотерапевтический кабинет биологической обратной связи (далее – БОС). Компьютерную программу, с помощью которой организуется лечение, для МДОУ приобрело управление образования.

Технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения. БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.

Для коррекции речи может применяться БОС с использованием такого физиологического параметра, как дыхательная аритмия сердца (далее – ДАС), по методу А.А. Сметанкина. ДАС отражает взаимосвязь между дыхательной и сердечно­сосудистой системами и представляет собой разность между частотой сердечных сокращений (далее – ЧСС) на вдохе и выдохе.

Метод БОС дает возможность вылечить у дошкольников:

  • заикание;
  • логоневрозы;
  • алалии, афазии;
  • дисграфию, дислексию;
  • ринолалию, ринофонию;
  • расстройства фонации (на фоне парезов и параличей гортани);
  • функциональные нарушения голоса;
  • нарушение темпа речи;
  • речевую тревогу;
  • расстройства речи с нарушением слуха и зрения.

Также его применение весьма эффективно для подготовки детей к школе (в качестве защиты от первичного стресса), укрепления центральной нервной системы, развития речи дошкольников. И в профилактических целях – для предупреждения нарушений голоса и речи, развития психосоматических заболеваний, для оздоровления организма в целом.

Относительными противопоказаниями являются:

  • возраст ребенка младше 4,5 лет;
  • повышенная судорожная готовность и выраженные органические поражения головного мозга;
  • сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения;
  • острые инфекционные заболевания.

После изучения контингента детей, посещающих МДОУ, были определены следующие задачи кабинета БОС:

  • формирование у детей нового типа дыхания;
  • коррекция и нормализация речевого дыхания;
  • автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;
  • развитие уверенного речевого поведения с устранением тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;
  • снижение заболеваемости и оздоровление организма ребенка, увеличение защитных сил организма, усиление выносливости;
  • социальная адаптация дошкольника, развитие волевых качеств личности: активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости;
  • предупреждение формирования и развития патологических навыков, стереотипов речи и поведения.

В логотерапевтический кабинет ребенок зачисляется на основании заявления родителей (приложение 1) и приказа заведующего МДОУ.

Коррекция нарушений речи ведется комплексно. Согласно штатному расписанию с 13–15 детьми работают:

  • воспитатель;
  • педагог­-психолог;
  • врачи: педиатр, невропатолог, физиотерапевт;
  • медицинские сестры: массажист, процедурная, физио;
  • помощник воспитателя.

Разработчики компьютерной программы, с помощью которой ведется коррекция логопедических нарушений, предоставляют услуги своего специалиста. В течение 2 недель он обучает работе с комплексом БОС логопеда ДОУ. Последний приступает к работе, получив сертификат учителя­логопеда – специалиста БОС. Для этого в штат была введена дополнительная ставка учителя­логопеда – специалиста БОС, разработана должностная инструкция учителя-­логопеда – специалиста БОС (скачать).

Учитель-­логопед – специалист БОС должен вести довольно большое количество документов (приложение 2). В частности на каждого ребенка оформляется "Журнал проведения лечебных процедур в логотерапевтическом кабинете биологической обратной связи" (приложение 3).

Занятия с применением мультимедийной компьютерной части коррекции начинаются только после получения допуска врача-­невропатолога и с согласия родителей (законных представителей). Они проводятся бесплатно, индивидуально и в подгруппах: подгрупповые – два раза в неделю; индивидуальные – два­три раза в неделю согласно диагнозу ребенка.

"Перспективное планирование оздоровительно­коррекционных занятий на тренажере БОС ­логотерапевтический" включает в себя несколько этапов:

  • овладение техникой диафрагмального­релаксационного дыхания (дыхание животом; далее – ДРД), 2–3 занятия;
  • формирование навыка ДРД с максимальной ДАС по БОС, 5–7 занятий;
  • работа над основными компонентами речи, 4–5 занятий;
  • формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи, 10–12 занятий;
  • закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебной коррекции, 5–6 занятий.

Индивидуальные занятия проводятся согласно разработанному в начале курса коррекции индивидуально­дифференцированному графику.

В коррекционно­оздоровительный процесс активно вовлекаются родители воспитанников. С ними проводится планомерная работа – консультации, беседы, открытые занятия. Специалист анализирует результаты коррекционного курса и обсуждает с родителями динамику речи и функционального состояния ребенка в целом. Родителям зачитывают записи в журнале процедур БОС, дают прослушать аудиозаписи речи воспитанника, предоставляют рекомендации по преодолению возможных трудностей, связанных с речью.

Основными формами работы с родителями являются:

  • проведение вводной беседы о методике БОС;
  • раздача памяток с правилами дыхания ДРД;
  • посильные задания на дом;
  • приглашение родителей на занятия ребенка со специалистом БОС (не менее одного раза в неделю);
  • совместное обсуждение результатов коррекции речи;
  • оформление стенда для родителей, папок-передвижек;
  • предложение родителям вести "Дневник заикания", где ежедневно отмечаются примерное количество заиканий ребенка, а затем количество успешно снятых им речевых судорог при помощи метода ДРД;
  • проведение тренингов, собраний, анкетирования.

Приложение 1

Заведующему МДОУ "Аленький цветочек"
Резяповой С.З.

от _________________________________
(Ф. И. О. родителя)

Заявление

Я, __________________________________,
(Ф. И. О. родителя),

родитель ребенка _______________________,
(Ф. И. ребенка),
_______ года рождения, группы № ___ даю свое согласие на курс занятий на БОС ­логотерапевтическом тренажере по методу Сметанкина А.А. с учителем­-логопедом – специалистом БОС З.А. Корлыхановой.

Обязуюсь присутствовать на занятиях согласно графику.

__________________________________
(подпись)(дата)

Приложение 2

  • Перечень документации учителя­-логопеда – специалиста БОС
  • Перспективно-­тематическое планирование коррекционной работы;
  • перспективно-­методический план работы на учебный год;
  • циклограмма рабочего времени;
  • календарный план фронтально­подгрупповых занятий;
  • тетрадь индивидуальных занятий с детьми;
  • тетрадь взаимодействия с педагогами групп;
  • тетрадь взаимодействия со специалистами и медицинским персоналом;
  • табель посещаемости логопедических занятий;
  • речевые карты (протоколы обследования детей);
  • табель посещаемости сеансов БОС-­терапии;
  • журнал проведения лечебных процедур в логотерапевтическом кабинете БОС;
  • годовой отчет, протоколы обследования детей (на начало и конец учебного года);
  • паспорт кабинета;
  • индивидуально­перспективный план ДРД­ДАС­БОС коррекции речи ребенка;
  • перспективный план оздоровительно­коррекционных занятий на тренажере БОС ­логотерапевтический с дошкольниками-­логопатами на учебный год.

С должностной инструкцией ознакомлен(а): _______________.

Приложение 3

ЖУРНАЛ
проведения лечебных процедур в логотерапевтическом кабинете БОС

Фамилия ___________________________________________________________________________ .

Имя _______________________________________________________________________________ .

Возраст ____________________________________________________________________________ .

Домашний адрес _____________________________________________________________________ .

Телефон ____________________________________________________________________________ .

Ф. И. О. матери ______________________________________________________________________ .

Ф. И. О. отца ________________________________________________________________________ .

Из какого учреждения поступил ________________________________________________________ .

Речевой диагноз _____________________________________________________________________ .

Сопутствующие диагнозы _____________________________________________________________ .

Допуск врача­-невропатолога ___________________________________________________________ .

Дата поступления ____________________________________________________________________ .

Дата окончания курса _________________________________________________________________ .

Курс лечения ________________________________________________________________________ .

Дополнительные поддерживающие курсы _______________________________________________ .

Подпись логотерапевта _________________________

Л.В. Салина,
зам. зав. по воспитательно-методической работе I квалификационной категории МДОУ "Аленький цветочек" г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области,

З.А. Корлыханова,
учитель-логопед высшей категории, специалист БОС, победитель II Общероссийского конкурса "Лучший специалист БОС России" в номинации "Образование" МДОУ "Аленький цветочек" г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Справочник руководителя дошкольного учреждения" >>

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль