Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в целях контроля познавательного развития

18851

Использование авторской методики психолого-педагогического обследования позволит провести контроль познавательного развития детей раннего возраста и выявить отклонения в их умственном развитии для оказания каждому ребенку индивидуальной коррекционной помощи.

Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего возраста стали положения отечественных психологов о том, что развитие ребенка происходит путем усвоения и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная.Именно в процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, восприятия, мышления и речи.

При отборе заданийучитывались возрастные закономерности психического развития детей, а также тот факт, что основной способ усвоения общественного опыта – подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребенок уже способен к сотрудничеству, проявляя желание выполнить задание, предложенное взрослым.

Исследования в области коррекционной педагогики доказали, что раннее выявление отклонений в познавательном развитии детей и проведение с ними коррекционной работы позволяют своевременно сформировать психологические новообразования возраста, способствующие включению ребенка с отклонениями в умственном развитии в коллектив сверстников и его социализации.

При подходах к оценке действий ребенкаважной теоретической основой стало положение о том, что психическое развитие детей с психофизическими отклонениями происходит по тем же законам, что и у нормально развивающихся сверстников.

Многолетний опыт обследований детей свидетельствует о том, что основным показателем их умственного развития является"диагностическое обучение", которое указывает на "зону ближайшего развития". Именно потенциальные возможности определяют способность ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь таким образом на следующую ступень умственного развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.

Оценка познавательной деятельности

Учитывая современный подход к диагностике психического развития и комплексный характер изучения нарушений и отклонений в развитии ребенка, были определены основные параметры оценки познавательной деятельности: принятие задания, способы его выполнения, обучение в процессе диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания(согласие ребенка выполнять предложенное задание) является первым, абсолютно необходимым условием его выполнения. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к действиям с ними.

Способы выполнения задания– самостоятельно или после обучения (показа, подражая действиям взрослого).

Обучение в процессе диагностического обследованияосуществляется только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования детям предлагаются следующие виды помощи: выполнение действия по показу или подражанию, выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с ориентировкой на речевую инструкцию.

Количество показов выполнения задания не должно превышать двух-трех раз. Обучаемость в процессе обследования, т. е. переход ребенка от подражательных действий к самостоятельному выполнению задания свидетельствует о его потенциальных возможностях. Отсутствие обучаемости может быть связано с грубым снижением интеллекта или нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Отношение ребенка к результату своей деятельностиопределяется следующим образом: подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляет активный интерес к предложенным заданиям, самостоятельно их выполняет и заинтересовано конечным результатом. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.

наверх

Количественная оценка действий ребенка

Наряду с качественной оценкой действиям ребенка дается количественная оценка (по четырехбалльной шкале). Она проводится следующим образом:

1 баллдается в тех случаях, когда ребенок не принимает задание, не выделяет его цели, в условиях диагностического обучения ведет себя неадекватно по отношению к способам действия в данном задании;

2 балла– ребенок принимает задание, начинает его выполнять, однако самостоятельно не достигает цели, при обследовании действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;

3 балла– ребенок принимает задание, но при его выполнении испытывает трудности, в процессе диагностического обследования действует правильно, а после обучения переходит на самостоятельный способ выполнения задания;

4 балла– ребенок сразу принимает и самостоятельно выполняет задание, стремится к положительному результату.

Ряд условий, которые необходимо соблюдать при проведении обследования детей:

  • присутствие родителей (лиц, их заменяющих);
  • налаживание доброжелательного контакта с ребенком в целях создания особых доверительных отношений;
  • предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности;

в случаях затруднения при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех, оказание помощи ребенку, а затем предложение заданий с учетом его возможностей.

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем познавательного развития, который сравнивается с количеством баллов, характерным для нормально развивающихся детей данного возраста (34–40 баллов).

Такой подход к оценке действий ребенка позволяет определить не только "актуальный", но и потенциальный уровень его развития (т. е. "зону ближайшего развития"). При выявлении отклонений в познавательном развитии ребенка для уточнения структуры нарушения и степени его выраженности специалистам следует проанализировать результаты аппаратных (компьютерная томография головы, реоэнцефалография (РЭГ), электроэнцефалография, эхоэнцефалография, ядер­но-маг­нитно-резонансная томография) и генетических (клинико-ге­неа­логический, мо­ле­ку­лярно-генетический, цитогенетический) методов исследования.

Задания для обследования

Наименование задания

Возраст

2 г.–2 г. 6 м.

2 г. 6 м.–3 г.

1. Лови шарик

+

+

2. Спрячь шарик:

  • две коробочки;
  • три коробочки

+

+

3. Разборка и складывание матрешки:

  • двухсоставная;
  • трехсоставная

+

+

4. Разборка и складывание пирамидки:

  • из трех колец;
  • из четырех колец

+

+

5. Парные картинки:

  • две;
  • четыре

+

+

6. Цветные кубики:

  • два (красный, желтый (или белый));
  • четыре (красный, желтый (или белый), зеленый, синий)

+

+

7. Разрезные картинки:

  • из двух частей;
  • из трех частей

+

+

8. Конструирование из палочек:

  • "молоточек" (из двух палочек);
  • "треугольник" (из трех палочек)

+

+

9. Достань тележку:

  • скользящая тесемка;
  • скользящая и одна ложная тесемки

+

+

10. Нарисуй:

  • дорожку;
  • домик

+

+

наверх

Задания для обследования

Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей от 2 лет до 2 лет 6 мес., а также от 2 лет 6 мес. до 3 лет.

Характеристика диагностического оборудования к психолого-педагогическому обследованию детей раннего возраста представлена в приложении.

Данные обследования заносятся в бланк результатов.

наверх

Рекомендации к проведению коррекционно-педагогической работы

На основе анализа данных обследования разрабатываются рекомендации к проведению коррекционно-педагогической работы с ребенком.

Так, дети первой, второй и третьей групп, у которых отмечаются трудности в выполнении предложенных заданий, нуждаются в систематической коррекционной помощи. Помощь может быть организована в группах кратковременного пребывания или ранней помощи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного видов, в реабилитационных центрах, центрах психолого-педагогического сопровождения и коррекции и др. При этом должны быть созданы следующие педагогические условия:

  • коррекционная направленность предметно-развивающей среды;
  • индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания;
  • систематические занятия с каждым ребенком;
  • включение родителей в педагогический процесс.

Детям четвертой группы показано посещение дошкольных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.

Для каждой из групп детей важно определить содержание коррекционно-педагогических занятий.

Бланк результатов обследования

Ф.И. ребенка_____________ , ___ лет

Наименование задания

Оценка в баллах

1. Лови шарик

2. Спрячь шарики

3. Разбор и складывание матрешки

4. Разборка и складывание пирамидки

5. Парные картинки

6. Цветные кубики

7. Разрезные картинки

8. Конструирование из палочек

9. Достань тележку

10. Нарисуй

Итого

Группа

Примечание.Детей, получивших в результате выполнения заданий, 10–12 баллов, относят кпервой группе; 13–23 балла – ковторой группе; 24–33 балла – ктретьей группе; 34–40 баллов – кчетвертой группе.

наверх

Содержание занятий для детей первой группы

Детей первой группы, получивших 10–12 баллов, необходимо учить:

  • эмоционально реагировать на обращение к ним близких взрослых;
  • выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие;
  • понимать цели действия.

Детям следует развивать внимание и фиксацию взгляда, обучать действиям хватания одной и двумя руками, следить взглядом за перемещающимся предметом.

Комплексное обследование ребенка позволяет определить образова-тельный маршрут коррекционно-педагогической работы с ним.

Кроме того, с детьми нужно проводить физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки, метание); а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, развитие координационных способностей, умения удерживать равновесие.

При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражания действиям взрослого с речевым сопровождением.

наверх

Содержание занятий для детей второй группы

У детей второй группы, получивших 13–23 балла, необходимо формировать способы усвоения общественного опыта. В первую очередь, сотрудничества ребенка со взрослым. Важно сформировать способность подражать действиям взрослого, умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательные жесты; навык работы по образцу и словесной инструкции.

Особое место в коррекционной работе с детьми должно занимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное развитие двигательных навыков, умений и физических качеств; на развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной активности.

При этом внимание надо уделять совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию мелких движений кистей и пальцев рук.

Центральной задачей работы с этой группой детей является формирование у них ори­ен­тировочно-познавательной деятельности – развитие практического ориентирования в свойствах и качествах предметов. Главное помнить, что дети сначала учатся различать предметы и их свойства на основе образа и лишь затем фиксируют образ в слове. Дальнейшая коррекционная работа должна быть направлена на формирование взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Одним из основных направлений в работе является развитие речи, которое осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребенка и на специальных занятиях.

Кроме того, коррекционная работа должна быть направлена на формирование у детей интереса к предметно-игровым действиям, а также предпосылок к продуктивным видам деятельности (лепке, рисованию, аппликации, конструированию).

Важно сформировать у детей интереск игровым действиям с сюжетными игрушками, умение положительно взаимодействовать сосверстниками.

Необходимо помнить, что у всех детей с отклонениями в умственном развитии надо формировать правильное поведение в определенной ситуации. Возможность эта обеспечивается созданием положительного микроклимата как в дошкольном учреждении, так и в семье ребенка.

наверх

Содержание занятий для детей третьей группы

У всех детей третьей группы, получивших 24–33 балла, необходимо формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, вызывать перцептивные действия (пробы, примеривание). При этом важно вызывать интерес к сюжетной игре и продуктивным видам деятельности (лепке, аппликации, рисованию, конструированию).

Важным направлением в коррекционной работе с детьми третьей группы является формирование у них целостного представления об окружающей действительности, о человеке и взаимодействиях между людьми, знакомство с деятельностью человека. Во всех случаях проводится коррекционная работа по развитию коммуникативных способностей и речи детей. Таким образом, создается специфическая система включения речи каждого ребенка в процесс чувственного познания окружающей действительности.

наверх

Приложение

Характеристика диагностического оборудования к психолого-педагогическому обследованию детей раннего возраста (2–3 лет)

I.Деревянные игрушки:

  1. Желобок – 1 шт. (длина 30 см).
  2. Три коробочки четырехугольной формы одинакового цвета, разные по величине, с соответствующими крышками (размер: 12´ 9; 10 ´ 6; 6 ´ 4).
  3. Три разных по величине шарика одинакового цвета (к трем коробочкам).
  4. Две матрешки (трехсоставные).
  5. Две пирамидки – из трех и четырех колец (у каждой пирамидки кольца одного цвета, но разного размера).
  6. Цветные кубики – 8 шт. (2 желтых, 2 красных, 2 синих, 2 зеленых).
  7. Тележка с кольцом – 1 шт. (через кольцо продета тесьма).

II.Пластмассовые игрушки:

  1. Шарик-погремушка (1шт.), диаметр 4´ 5 см.
  2. Десять плоских палочек одного цвета (счетные палочки).
  3. Набор цветных фломастеров (6 основных цветов).

III.Список иллюстративного материала:

  1. Четыре парных предметных картинки (зонтик, домик, цыпленок, чашка).
  2. Разные картинки: первая пара – одна из предметных картинок разрезана на две части (мяч); вторая пара – одна из картинок разрезана на три части (чайник).
  3. Тележка с кольцом, через которое продета тесемка.
  4. Карандаш, бумага (номера соответствуют номерам заданий).

наверх

Е.А. Стребелева,
д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами  в развитии учреждения РАО "Институт коррекционной педагогики"

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль