Примирительные встречи учащихся

1993

Подростки и дети "группы риска" часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. В силах ли классного руководителя помочь детям самостоятельно выйти из такой ситуации и избежать повторения подобного в будущем?

Прежде чем описать конкретные формы работы в предлагаемой методике проведения примирительных встреч необходимо вкратце рассказать, откуда они появились, и почему мне захотелось попробовать применить их в своей практике.

Восстановительные технологии появились в России примерно десять лет назад. В некоторых странах Европы, в Австралии и Новой Зеландии они, по сути дела, являются составной частью ювенальной юстиции. С помощью этих технологий и при участии специально обученных посредников (медиаторов) проводятся примирительные встречи между потерпевшими и преступниками в делах с участием несовершеннолетних. Соблюдение определенных принципов при организации и проведении подобных встреч позволяет решить ряд задач, связанных с восстановлением:

  • утраченных в результате преступления связей между жертвой и обществом (снять страх перед преступником и преступлением), между преступником и жертвой (в ходе встречи они общаются и начинают видеть друг в друге персонифицированных людей, понимать эмоциональные состояния друг друга и ориентироваться в жизненных ситуациях), между преступником и обществом;
  • духовного потенциала личности преступника.

Технология, применяемая в примирительных встречах, очень легко может быть транслирована на школьную воспитательную практику практически без всякой трансформации, поскольку глубокий гуманистический потенциал ее универсален в любых социальных ситуациях, затрагивающих интересы людей и тем более детей. Она является вариантом цивилизованного выхода из конфликта. Механизм ее функционирования настолько прост, что не требует никакой специальной подготовки (но соблюдение правил – обязательное условие!). Впервые случайно столкнувшись с этой методикой, я решила, что это как раз то, что сможет наполнить новым нравственным смыслом мою работу с детским коллективом (горькими были воспоминания о печальном окончании моего предыдущего классного руководства безобразной дракой между неплохими, в общем, девочками непосредственно перед выпускными экзаменами). Я злилась на себя за собственное бессилие в той ситуации, затронувшей большое количество людей и казавшейся неразрешимой. В сентябре мне предстояло войти в новый класс и начать все сначала. А в августе я попала на семинар, проводимый английскими медиаторами, по использованию восстановительных технологий в школах. Сейчас мои дети уже в восьмом классе. Методы "росли и взрослели" вместе с ними, вовлекали в свой круг родителей и других учителей. Чувствовала себя все более и более уверенной в их использовании и я.

Для выявления наиболее значимых для детей вопросов взаимодействия с окружающими и выработки правил общения используется метод "кругов примирения". При использовании этой методики в детском коллективе целесообразно сначала приучить детей к данной форме работы и к ее правилам, начав с разговора на нейтральную тему, например: "Что интересного произошло с тобой на прошлой неделе?" Пусть дети научатся слушать друг друга.

В работе с классом по восстановительным технологиям необходимо соблюдать следующие правила проведения "кругов примирения":

  1. Стулья расставляются по кругу, все участники обращены друг к другу лицом, ведущий сидит в круге вместе со всеми детьми.
  2. Право голоса предоставляет предмет, находящийся в руке (наличие предмета в руках или его отсутствие позволяет четче соблюдать правило: "один говорит – все слушают"); ведущий следит за тем, чтобы предмет передавался в правильной очередности.
  3. О желании высказаться свидетельствует поднятая рука. Иногда дети высказываются по кругу и предмет по очереди переходит из рук в руки.
  4. Ребенок высказывается добровольно, нельзя принуждать его (он заговорит тогда, когда будет к этому готов).
  5. Ко всем высказываниям относятся уважительно, все высказывания принимаются.
  6. Ведущий не является судьей, адвокатом, воспитателем или советчиком, воздерживается от оценочных комментариев учащихся и их высказываний; его задача заключается в том, чтобы следить за соблюдением всеми участниками правил, снижать "градус эмоций" и помогать сторонам строить диалог для до­стижения соглашения.
  7. При несоблюдении правил "круг" прекращается.

Очень сложно начинать приучать детей сидеть в круге, если класс достаточно большой. Можно начать с половины класса. Чрезвычайно важно, чтобы в процессе работы установились доверительные отношения между всеми участниками и ведущим. Авторитарные формы работы здесь совершенно неуместны.

В дальнейшем, когда дети приняли правила и научились им следовать, они сами определяют тематику "кругов" через "круг-вертушку". Происходит это следующим образом. Дети по очереди высказываются, отвечая на вопрос: "Что хорошее и что плохое произошло c тобой?", а ведущий в конце перечисляет все поднятые проблемы и предлагает проголосовать за ту, которую они хотели бы обсудить в первую очередь. Следует понимать, что дети не могут самостоятельно сформулировать свои проблемы, и их беспокоят и травмируют конкретные жизненные ситуации:

  1. мама обещала отпустить погулять, а потом передумала;
  2. поссорился с другом;
  3. потерял мобильник;
  4. сосед по парте мешает на уроке;
  5. нагрубил одноклассник и т. д.

В задачу ведущего входит сформулировать проблемы и предложить детям определить, какие из перечисленных жизненных ситуаций к ним относятся.

Здесь, может быть, стоит прерваться и объяснить, что дает данная форма работы детям и учителю. Классный руководитель в этой ситуации исходит из интересов и скрытых потребностей ребенка, который пока не в силах четко сформулировать свои проблемы. Вероятно, в каждом классе выявится свой список ситуаций, беспокоящих детей. В чем-то ситуации будут повторяться, а в чем-то проявится уникальность данной конкретной группы детей. Например, в одном классе на вопрос "Что тебе больше всего не нравится в школе?" – большинство детей ответили: "Обзываются". Таким образом, "вертушка" помогла выявить самую болевую проблему для данной группы детей и начать с выработки соответствующего правила. Дети сами сформулировали несколько правил на эту тему, потренировались составлять их в положительных, а не в отрицательных формулировках (без "не").

В результате таких "кругов-вертушек" и обсуждения конкретных жизненных ситуаций в моем классе за два года были проведены "круги примирения" по восьми темам (табл. 1).

Таблица 1

Тематика проблемных "кругов"

Тема "круга"

Обсуждаемые моменты

Классы

1. Это трудное слово"Извини!"

  • Вспомни случай, когда в последний раз обижали тебя, и поделись, что ты при этом чувствовал*.
  • Вспомни случай, когда ты кого-нибудь обидел. Что, ты думаешь, чувствовал тот человек?
  • Что обычно делают люди, когда они понимают, что поступили неправильно? Зачем они просят прощения?
  • Вспомни и расскажи о случае, когда ты просил прощения.
  • Тебе трудно или легко просить прощения?
  • Вспомни, обижал ли ты кого-нибудь из присутствующих и попроси прощения, если ты готов это сделать.

1–5

2. Кто-то теряет, кто-то находит

  • Вспомни случай, когда ты терял что-нибудь, и расскажи, что ты при этом чувствовал.
  • Вспомни случай, когда ты находил что-нибудь. Что ты делал с этой вещью?
  • Вам когда-нибудь возвращали потерянные вещи?
  • Вы когда-нибудь находили владельцев потерянных вещей?
  • Найденная вещь – это радость или горе?

1–6

3. Жизнь без конфликтов**

  • Что такое конфликт?
  • Все ли неприятные ситуации, в которые вы попадали, можно назвать конфликтом?
  • Есть ли конфликты в вашей жизни?
  • С чего начинаются конфликты? Почему это бывает сложно вспомнить?
  • Кто виноват в возникновении конфликта?
  • Какие чувства вы испытываете к человеку, с которым у вас плохие отношения? Вы ощущаете тот момент, когда у вас возникает это чувство?
  • Кто может помочь прекратить конфликт?
  • Что зависит конкретно от тебя?

7

4. Зачем человеку панцирь?

  • Были ли такие ситуации в вашей жизни, когда вам не хотелось с кем-нибудь общаться?
  • Почему вам иногда не нравится тот или иной человек? Вспомните какую-нибудь конкретную ситуацию и ваше поведение в этой ситуации.
    Что вы делали?
  • По каким признакам можно определить, что человек не хочет с вами общаться? (В этом месте можно провести упражнение на демонстрацию разнообразных эмоций: страх, неприязнь, раздражение и т. п., в ходе которого дети наблюдают за признаками проявления этих эмоций.)
  • Какие способы вы можете предложить, чтобы прекратить ненужное вам или неприятное общение?

6–7

5. Карманные деньги

  • Что такое карманные деньги?
  • Бывают ли у вас карманные деньги? Откуда они появляются? На что вы их тратите?
  • Почему иногда родители не дают вам денег? (Содержание вопросов часто определяется ходом разговора и не все вопросы могут быть сформулированы ведущим заранее.)

6

6. Как договориться с родителями?***

  • Были ли у вас в последнее время ссоры с родителями? Из-за чего они происходили?
  • Почему мама не отпустила тебя гулять? Почему это тебя обидело?
  • Кто первый начинает повышать голос в таких ситуациях?
  • Пробовал ли ты поговорить с мамой об этом на следующий день в спокойной обстановке?
  • Почему людям сложно общаться, когда они кричат друг на друга?
  • Существуют ли у вас в семье правила? Какие? (В дальнейшем вопросы формулируются о правилах для каждой конкретной ситуации.)
  • Какое семейное правило помогло бы вам в будущем избежать подобных неприятных ситуаций?

6–8

7. Как полюбить соседа по парте?****

  • Кто хочет сидеть на уроках за одной партой со своим другом? Почему?
  • Почему учителя не сажают вас вместе с вашими друзьями за одну парту?
  • Почему некоторые ребята просят, чтобы их пересадили? Что значит мешает?
  • Говорили ли вы своему соседу, что вам не нравится, когда он так себя ведет? Как он отреагировал?
  • Можно ли договориться с соседом о каких-нибудь правилах? Каких?
  • Какие из этих правил можно сделать общими для всего класса?

5–7

8. Зачем нужны правила?

  • Что вам не нравится в столовой?
  • Почему происходят эти неприятные моменты? (Вопрос отдельно по каждому моменту.)

1–6

8. Зачем нужны правила?

  • Что вы можете предложить для того, чтобы это больше не повторялось?
  • Перечислите, пожалуйста, все правила, которые предлагали ребята. С какими из них вы не согласны?
  • Голосуем за принятие правил к исполнению.
  • Кто возьмется за оформление плаката с правилами?

1–6

* Ведущий каждый раз начинает откровенно высказываться сам.

** Этот круг может включать в себя конкретные способы управления отрицательными эмоциями (гневом). Но иногда бывает достаточно того, что ребята задумались над этим вопросом и получили некоторый опыт анализа собственных эмоциональных состояний и жизненных ситуаций.

*** Подобные круги целесообразно проводить по времени параллельно с родительскими собраниями. Родительское собрание тоже может быть проведено в форме "круга" и построено на аналогичных вопросах.

**** Если в ходе разговора возникнут отдельные болезненные ситуации, их не следует обсуждать на общем "круге". В дальнейшем работу по ним целесообразно вынести на "малый конфликтный круг".

Общие принципы, соблюдаемые при проведении "кругов":

  • добровольность участия;
  • приглашение всех вовлеченных в конфликт людей (непосредственных участников, свидетелей и друзей, составляющих группу поддержки);
  • объективность посредника-медиатора (не защищает ни одну из сторон, не выносит решения о чьей-либо виновности, не оказывает ни на кого давления);
  • равноправие участников (интерпретация событий с точки зрения всех участников верна);
  • уважительное отношение всех участников к мнению других людей;
  • конфиденциальность (ничто из происходящего в "круге" не имеет права быть разглашенным за его пределами).

Для разрешения конфликтов между членами ученического коллектива (класса), затрагивающих слишком деликатные и острые темы, логично организовать примирительные встречи в форме "малого круга".

На них решаются следующие задачи:

  • достижение общего понимания того, что произошло;
  • налаживание диалога между сторонами, направленное на нахождение решения (изменение ситуации и поведения);
  • осознание причиненного вреда и нахождение возможных путей его компенсации.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию.

На уроке географии Рита с двумя подругами Викой и Лизой устроили игру с колпачком от духов Нины с целью вывести ее из себя. После неоднократных требований Нины колпачок был брошен ей на парту, но упал на пол. Нина посчитала оскорбительным для себя поднимать его и потребовала, чтобы это сделала Лиза, но Лиза отказалась. Нина обозвала Риту, и после короткой перепалки Рита бросилась на Нину, побив ее (без нанесения телесных повреждений).

По инициативе классного руководителя был созван "малый круг".

Участники "круга": Рита, Лиза, Вика, Нина и все одноклассницы, наблюдавшие конфликт.

Медиатор: классный руководитель.

Ход "круга": выявление участников конфликта и свидетелей, прояснение хода событий и начального момента; выявление причин поступков и эмоционального фона через вопросы: "Что ты чувствовала в тот момент? Что, ты думаешь, чувствовал другой человек в тот момент?".

Привожу дословно наиболее значимые высказывания в процессе проведения "круга" (табл. 2).

Таблица 2

Высказывания участников

Результаты

Медиатор: Нина, что ты чувствовала, когда начали играть твоим колпачком?

Нина: Злость. (Внезапная пауза и взволнованное продолжение.) Я только сейчас поняла, как это обидно. Я ведь тоже вела себя так по отношению к другим людям. (Обращаясь к Лене – свидетельнице конфликта и имеющей тенденцию стать изгоем в классе.) Лена, прости меня, пожалуйста. Я не думала, что это так обидно. Я больше никогда так не буду делать.

Оля (подруга Нины, свидетельница конфликта): Лена, прости и меня тоже. Я ведь тоже в этом участвовала

Нравственный опыт понимания состояния других людей в аналогичной ситуации и осознание своей вины

Медиатор: Почему вы затеяли эту игру с Нининым колпачком? Вы понимали
в тот момент, что это обидно?

Рита: Она сама виновата. Она всегда с нами грубо разговаривала, когда мы просто брали что-нибудь у нее посмотреть.

Медиатор: Нина, это действительно так? Если да, то почему?

Нина: Рита, потому что я тебя ненавижу. И обзывала я тебя тоже поэтому. Тебя все в классе ненавидят.

Медиатор: Что же нам делать в этой ситуации? Нельзя, чтобы взаимная неприязнь перерастала в избиения.

Рита: Я не буду просить прощения. Я не считаю, что я виновата. Я никогда ни у кого не прошу прощения.

Медиатор: Наша цель не заставить кого-либо просить прощения. Человек просит прощения, если только у него самого есть в этом потребность. Как нам
в дальнейшем предотвратить такие неприятные инциденты, когда накапливается взаимная неприязнь?

Рита: Все знают, что я жестокая и многие меня ненавидят и боятся. Со мной лучше вести себя так. Если вы не хотите, чтобы я к вам подходила, прямо мне
в глаза скажите это, и все будет нормально.

Медиатор: Нина, тебя устраивает такое окончание вашего разговора?

Нина: Да

  • Приобретение опыта анализа причин, побуждающих к тем или иным поступкам;
  • признание наличия более глубокого конфликта;
  • откровенная декларация своей жизненной позиции;
  • конструктивное предложение по приемлемой для всех линии поведения в конфликтных ситуациях с участием Риты

Лиза: Я хотела бы сказать, что Нина очень смелая. Все Риту боятся, а Нина не испугалась, не стала молчать

Признание возросшего авторитета Нины со стороны обидчиков

Итоги "круга": прояснение позиций обеих сторон, понимание причин своих поступков и поступков других людей, признание своей вины и извинения, откровенное признание авторитета Нины со стороны одного из обидчиков, Лизы, что можно рассматривать, как компенсацию морального ущерба; снижение уровня ненависти и агрессии участников конфликта по отношению друг к другу; договоренность о взаимоприемлемой модели поведения в аналогичных ситуациях.

Для решения затяжных конфликтов между детьми и их родителями логично использовать методику "семейных кругов", на которых решаются следующие задачи:

  • достижение общего понимания того, что произошло и происходит;
  • возможность для родителей в спокойной обстановке услышать понимание проблемной ситуации их ребенком и оценить эффективность применяемых методов;
  • возможность для детей понять эмоциональное состояние родителей;
  • осознание возможных путей изменения ситуации через выработку правил и нахождение компромисса.

В "семейных кругах" участвуют только непосредственно вовлеченные в конфликт (например, мать и дочь) и посредник (медиатор). Посредник, проясняя ситуацию, задает вопросы каждой из сторон: ("Когда испортились отношения с мамой (дочерью)? С чего все началось? Что ты чувствуешь, когда мама начинает тебя ругать? Почему вас беспокоят поздние приходы дочери домой? Почему у вас сложилось впечатление, что она общается с не очень хорошими ребятами?" и т. д.) В конце посредник предлагает сторонам изложить свое видение путей изменения ситуации.

Явными показателями положительных результатов проделанной работы является то, что дети в целом стали более ответственными и культурными в правовом отношении, менее враждебными и напряженными, стали использовать мирные процедуры для разрешения конфликтов, демонстрировать неравнодушие к собственному будущему, наличие перспективных планов на него и попытки их реально осуществить.

В конце учебного года мне позвонила родительница и спросила, знаю ли я, что в классе во время каникул произошел серьезный групповой конфликт. Я не знала, расстроилась и стала перебирать в голове разные варианты развития событий. Однако она тут же меня успокоила: оказывается дети созвонились, собрались, долго что-то обсуждали, а потом счастливые разошлись. На следующий день в школе я вглядывалась в их лица, пыталась найти ответ на вопрос: сумели бы они так же безболезненно, не растеряв друзей и успокоив взрослых, выйти из этого конфликта, если бы не было всех этих "кругов", на которых они учились слушать, понимать друг друга и находить причины своих проблем. А еще я вспомнила свою ученицу, которая, вернувшись из зимнего лагеря, взахлеб рассказывала мне, как ей удалось помирить двух рассорившихся "в пух и прах" подруг. А я слушала и про себя отмечала, как грамотно она провела "конфликтный круг". Интересно, она сама поняла, что выступила в роли медиатора?

Р.Ю. Попова,
сотрудник Нижегородского регионального отделения Центра "Судебно-правовая реформа", учитель английского языка школы № 34, г. Дзержинск Нижегородской обл.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль