«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского: Большое музыкальное путешествие

1976
«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского:  Большое музыкальное путешествие

7 мая 2015 г. - 175 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Согласитесь, что 175-летие величайшего композитора не должно быть однодневной акцией. Предлагаем начать праздник в преддверии юбилея в мае и продолжать в течение всего года. Надеемся, что представленный материал станет для вас надёжным подспорьем в организации и проведении цикла концертов для ваших воспитанников.

Евгения Ярцева не только детский писатель, но и музыкант, так что Чайковский у неё получился совершенно живым, открытым, увлеченным музыкой и чудесными образами, которые рождались в его душе. «Детский альбом» Чайковского автор сравнивает с увлекательной детской книжкой: есть здесь и музыкальные рассказы, и путешествия, и сказки.

За свою жизнь великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал десятки музыкальных произведений – опер и балетов, симфоний и концертов, романсов для голоса и пьес для самых разных инструментов. Есть среди его сочинений те, что были написаны специально для детей. Об одном из «детских» произведений Чайковского мы сегодня и поговорим. Это сборник из 24 пьес под названием «Детский альбом». Но прежде узнаем немного о детстве самого Петра Ильича. Перенесёмся в прошлое и одним глазком заглянем в Воткинск, где 175 лет назад родился будущий композитор.

Его отец, Илья Петрович, был талантливым инженером. Он работал на Воткинском заводе, где изготовляли массу полезных и нужных изделий, к примеру детали для железных дорог и мостов и якоря для кораблей. Строили на заводе и сами корабли, и даже паровозы. Сейчас Воткинск не такой уж маленький город, а тогда, 175 лет назад, он был всего лишь небольшим рабочим посёлком. Названия улицам Воткинска чаще всего давали по фамилиям его первых жителей. Главная улица называлась Господской: на ней жили руководители завода. Номера домов шли не по порядку – от начала к концу улицы, как мы с вами привыкли. Они обозначали должность, которую жители домов занимали на заводе. Семья Чайковских жила в доме под номером один. Значит, отец будущего композитора был самым важным человеком на заводе. Детей у него было семеро, а семья – дружная и счастливая. Будучи уже взрослым, композитор вспоминал об отце: «Редко можно найти человека, который имел в своей жизни так много преданных людей, которого столь многие любили за неизменную ласку и приветливость обращения, за постоянную готовность и умение войти в положение другого».

Да, весь Воткинск любил и почитал инженера Илью Петровича, а сам он очень любил музыку несмотря на свою «немузыкальную» профессию. Он умел играть на флейте, по праздникам приглашал в дом настоящий большой оркестр и хор певчих. Его жена Александра Андреевна – мама будущего композитора – прекрасно играла на рояле и пела романсы. Она первая подвела маленького Петю к роялю. Вторым учителем музыки для мальчика стал купленный отцом механический орган, который иначе называют оркестриной. Этот самоиграющий инструмент воспроизводил звучание оркестра. Сегодня музыкальной записью никого не удивишь, но в ту пору, когда Петр Ильич Чайковский был маленьким, механический орган казался настоящим чудом. И будущий композитор, как он сам потом вспоминал, «в святом восторге» слушал отрывки из опер Моцарта, Россини, Беллини и Доницетти.

Вскоре в доме появилась гувернантка – воспитательница, которая занималась с детьми музыкой и иностранными языками. Звали ее Фанни Дюрбах. Учить музыке она должна была только старшего брата Колю, потому что Пете в то время было всего четыре года. Но Петя так хотел научиться играть на рояле, что со слезами просил маму разрешить ему присутствовать на уроке. И уже на второй день занятий его привели в класс вместе со старшим братом.

По праздникам, когда в доме играл оркестр, Петя не отходил от музыкантов ни на шаг. Тогда же начала сочиняться собственная музыка. Он еще не освоил нотную грамоту и не умел записывать ноты, но музыка сама, без спросу приходила в голову. Однажды гувернантка Фанни Дюрбах заметила, что Петя куда-то исчез. Встревоженная, она принялась искать его по всему дому и наконец ­нашла мальчика в детской комнате. Он лежал на кровати и плакал. «Что случилось?» – спросила гувернантка. «Эта музыка, – ответил мальчик, – она не даёт мне покоя!» – «Какая музыка? – удивилась Фанни Дюрбах. – Ведь в доме тихо!» – «Она у меня здесь!» – маленький Петя показал на свою голову.

Эти звуки, что сами собой рождались в голове, слишком часто не давали покоя, и Петя неудержимо рвался к роялю. Казалось, он готов был проводить за инструментом день и ночь, забыв про сон и еду. Поэтому мама часто закрывала рояль на ключ. Тогда мальчик приноровился играть на чём попало: он выстукивал свою музыку по столу, по спинкам стульев, по оконному стеклу... Однажды он барабанил по стеклу так сильно, что оно разлетелось вдребезги. На звон прибежала мама. «Это моя музыка! – объяснил Петя. – Я ее играл, а она разбилась!»

Кстати, и самого Петю Фанни Дюрбах называла стеклянным мальчиком. Так говорят о ранимом, чувствительном человеке, который все принимает чересчур близко к сердцу. Для маленького Пети любое замечание, сделанное строгим голосом, становилось настоящей трагедией.

Не меньше переживал будущий композитор и тогда, когда его отправили в город Санкт-Петербург, в училище правоведения. Это школа, в которой начинали учиться с 11–12 лет; а преподавали в ней юриспруденцию – науку, изучающую законы. Были в училище и необязательные занятия: на них ходили по собственному желанию. Одним из таких необязательных уроков была музыка; именно в училище правоведения будущий композитор начал серьезно ею заниматься.

Юный Пётр очень скучал по родителям, братьям и сестрам, которых подолгу не видел. К счастью, в Санкт-Петербурге у Чайковских были родственники. Много лет спустя Пётр Ильич рассказывал, что по четвергам в столовой училища на обед давали еду, которую ученики особенно любили: борщ, кашу и битки – небольшие котлеты. Запах борща и каши, вспоминал композитор, «приятно щекотал нос», а в ожидании битков «душа умилялась». Запахи из столовой напоминали, что до конца учебной недели остается совсем чуть-чуть – суббота уже близко. Все с нетерпением ждали выходных, ведь на субботу и воскресенье учеников отпускали в гости к родственникам.

Окончив училище, Пётр Ильич поступил на службу в Министерство юстиции. Но прослужил там недолго. Известный художник Ефим Ефимович Волков в молодости работал в том же самом министерстве; и трудиться приходилось одному за двоих, потому что, по его словам, рядом с ним сидел «один свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только насвистывал целыми днями». Этим свистуном был не кто иной, как Пётр Ильич Чайковский. Работа юриста его нисколько не интересовала; а вот музыка по-прежнему не давала покоя. Не в силах противиться своему призванию, он ушёл из министерства и поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, которые вскоре превратились в Санкт-Петербургскую консерваторию. Пётр Ильич Чайковский закончил ее с большой серебряной медалью. Это была высшая награда для студентов. Несмотря на это родственники очень огорчались, что молодой Чайковский оказался совершенно неспособным к службе в Министерстве юстиции. Дядя будущего композитора возмущался: «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!».

Зато нам с вами очень повезло, что в юности Пётр Ильич Чайковский «променял на дудку» работу юриста. Ведь наш соотечественник стал великим композитором, которого сегодня знают и любят во всём мире.

Надо сказать, ребята, композиторы прошлого нечасто писали музыку для детей. Считалось, что музыка – серьёзное, взрослое искусство. «Детские» произведения можно пересчитать по пальцам. Знаменитый немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах почти 300 лет тому назад сочинил сборник небольших пьес для собственных детей, которых у него было тринадцать. Позже композитор Муцио Клементи создал несложные произведения, которые могли исполнять дети. Пианист, педагог и композитор Карл Черни написал множество этюдов, то есть упражнений, которые и сегодня учат в музыкальных школах. А когда Петру Ильичу Чайковскому было восемь лет, композитор Роберт Шуман выпустил в свет «Альбом для юношества». Пьесы эти не слишком трудны, они нравятся детям, понятны им, к тому же Шуман придумал для пьес интересные названия: «Смелый наездник», «Дед Мороз», «Весёлый крестьянин», «Бедный сиротка», «Охотничья песенка»... И вот, через тридцать лет после того, как Роберт Шуман написал свой «Альбом для юношества», Пётр Ильич Чайковский решил последовать его примеру. Композитору и прежде нет-нет да и приходило в голову, что хорошо бы сочинить музыку специально для детей, потому что детская музыкальная литература, по его словам, была «очень небогата». «Я хочу, – писал он в письме, – сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».

Композитора вдохновляли и собственные детские воспоминания, и общение с детьми. Правда, своих детей у Петра Ильича не было. Зато он немало времени провёл с мальчиком, которого звали Коля Конради. Младшего брата композитора, Модеста Ильича, родители Коли пригласили стать воспитателем мальчика. Вместе с братом и Колей Пётр Ильич Чайковский путешествовал по России, побывал и в других странах – в Швейцарии и Италии. В письмах друзьям и близким он писал: «Я ужасно люблю детей. Коля до бесконечности радует меня. Чрезвычайно интересно наблюдать за таким умным ребёнком».

Коля Конради был не единственным ребёнком, с которым часто виделся композитор. У его младшей сестры Александры Ильиничны было семеро детей. Пётр Ильич подолгу гостил в их доме и очень дружил с маленькими племянниками. Именно там ему и пришла в голову мысль создать «Детский альбом». Больше всего времени композитор проводил с шестилетним Володей, которого ласково именовали Бобиком. Когда «Детский альбом» был написан и издан, Пётр Ильич писал в одном из писем: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом». А Володиному папе, мужу своей сестры, он писал так: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя и что на них написано: “Посвящается Володе Давыдову”». Да, ноты были с картинками: совсем как сказки или детские рассказы. «Детский альбом» Чайковского и вправду можно сравнить с увлекательной детской книжкой: есть здесь и музыкальные рассказы, то грустные, то забавные, и путешествия, и сказки... Не пора ли и нам пролистать страницы этой музыкальной книги?

Сценарий знакомства детей с "Детским альбомом" вы найдете в журнале "Справочник музыкального руководителя" № 4-2015. ПОДПИШИТЕСЬ НА ЭТО ИЗДАНИЕ

Специально для электронного журнала «Справочник музыкального руководителя» звукорежиссёр Сергей Немов и исполнительница Динара Вафина подготовили аудиозаписи «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Немного о нашей исполнительнице. Динара Вафина закончила МПГУ по специальности преподаватель музыки, фортепиано (2012 г.), магистратуру при МПГУ по специальности «Культура и искусство» (2014 г.). Динара – лауреат и дипломант ежегодного конкурса «Фестос» (Москва), лауреат конкурса «Признание» среди педагогов (Москва), лауреат 1 степени Международного конкурса «Мелосфера», лауреат 1 степени Международного фестиваля-конкурса «Голуби мира» (Лондон). В настоящее время работает музыкальным руководителем ГБОУ СОШ № 1005 «Алые Паруса» (Москва).

ПОДПИСАТЬСЯ на ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль