«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского: Большое музыкальное путешествие

1965
«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского:  Большое музыкальное путешествие

7 мая 2015 г. - 175 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Согласитесь, что 175-летие величайшего композитора не должно быть однодневной акцией. Предлагаем начать праздник в преддверии юбилея в мае и продолжать в течение всего года. Надеемся, что представленный материал станет для вас надёжным подспорьем в организации и проведении цикла концертов для ваших воспитанников.

Евгения Ярцева не только детский писатель, но и музыкант, так что Чайковский у неё получился совершенно живым, открытым, увлеченным музыкой и чудесными образами, которые рождались в его душе. «Детский альбом» Чайковского автор сравнивает с увлекательной детской книжкой: есть здесь и музыкальные рассказы, и путешествия, и сказки.

За свою жизнь великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал десятки музыкальных произведений – опер и балетов, симфоний и концертов, романсов для голоса и пьес для самых разных инструментов. Есть среди его сочинений те, что были написаны специально для детей. Об одном из «детских» произведений Чайковского мы сегодня и поговорим. Это сборник из 24 пьес под названием «Детский альбом». Но прежде узнаем немного о детстве самого Петра Ильича. Перенесёмся в прошлое и одним глазком заглянем в Воткинск, где 175 лет назад родился будущий композитор.

Его отец, Илья Петрович, был талантливым инженером. Он работал на Воткинском заводе, где изготовляли массу полезных и нужных изделий, к примеру детали для железных дорог и мостов и якоря для кораблей. Строили на заводе и сами корабли, и даже паровозы. Сейчас Воткинск не такой уж маленький город, а тогда, 175 лет назад, он был всего лишь небольшим рабочим посёлком. Названия улицам Воткинска чаще всего давали по фамилиям его первых жителей. Главная улица называлась Господской: на ней жили руководители завода. Номера домов шли не по порядку – от начала к концу улицы, как мы с вами привыкли. Они обозначали должность, которую жители домов занимали на заводе. Семья Чайковских жила в доме под номером один. Значит, отец будущего композитора был самым важным человеком на заводе. Детей у него было семеро, а семья – дружная и счастливая. Будучи уже взрослым, композитор вспоминал об отце: «Редко можно найти человека, который имел в своей жизни так много преданных людей, которого столь многие любили за неизменную ласку и приветливость обращения, за постоянную готовность и умение войти в положение другого».

Да, весь Воткинск любил и почитал инженера Илью Петровича, а сам он очень любил музыку несмотря на свою «немузыкальную» профессию. Он умел играть на флейте, по праздникам приглашал в дом настоящий большой оркестр и хор певчих. Его жена Александра Андреевна – мама будущего композитора – прекрасно играла на рояле и пела романсы. Она первая подвела маленького Петю к роялю. Вторым учителем музыки для мальчика стал купленный отцом механический орган, который иначе называют оркестриной. Этот самоиграющий инструмент воспроизводил звучание оркестра. Сегодня музыкальной записью никого не удивишь, но в ту пору, когда Петр Ильич Чайковский был маленьким, механический орган казался настоящим чудом. И будущий композитор, как он сам потом вспоминал, «в святом восторге» слушал отрывки из опер Моцарта, Россини, Беллини и Доницетти.

Вскоре в доме появилась гувернантка – воспитательница, которая занималась с детьми музыкой и иностранными языками. Звали ее Фанни Дюрбах. Учить музыке она должна была только старшего брата Колю, потому что Пете в то время было всего четыре года. Но Петя так хотел научиться играть на рояле, что со слезами просил маму разрешить ему присутствовать на уроке. И уже на второй день занятий его привели в класс вместе со старшим братом.

По праздникам, когда в доме играл оркестр, Петя не отходил от музыкантов ни на шаг. Тогда же начала сочиняться собственная музыка. Он еще не освоил нотную грамоту и не умел записывать ноты, но музыка сама, без спросу приходила в голову. Однажды гувернантка Фанни Дюрбах заметила, что Петя куда-то исчез. Встревоженная, она принялась искать его по всему дому и наконец ­нашла мальчика в детской комнате. Он лежал на кровати и плакал. «Что случилось?» – спросила гувернантка. «Эта музыка, – ответил мальчик, – она не даёт мне покоя!» – «Какая музыка? – удивилась Фанни Дюрбах. – Ведь в доме тихо!» – «Она у меня здесь!» – маленький Петя показал на свою голову.

Эти звуки, что сами собой рождались в голове, слишком часто не давали покоя, и Петя неудержимо рвался к роялю. Казалось, он готов был проводить за инструментом день и ночь, забыв про сон и еду. Поэтому мама часто закрывала рояль на ключ. Тогда мальчик приноровился играть на чём попало: он выстукивал свою музыку по столу, по спинкам стульев, по оконному стеклу... Однажды он барабанил по стеклу так сильно, что оно разлетелось вдребезги. На звон прибежала мама. «Это моя музыка! – объяснил Петя. – Я ее играл, а она разбилась!»

Кстати, и самого Петю Фанни Дюрбах называла стеклянным мальчиком. Так говорят о ранимом, чувствительном человеке, который все принимает чересчур близко к сердцу. Для маленького Пети любое замечание, сделанное строгим голосом, становилось настоящей трагедией.

Не меньше переживал будущий композитор и тогда, когда его отправили в город Санкт-Петербург, в училище правоведения. Это школа, в которой начинали учиться с 11–12 лет; а преподавали в ней юриспруденцию – науку, изучающую законы. Были в училище и необязательные занятия: на них ходили по собственному желанию. Одним из таких необязательных уроков была музыка; именно в училище правоведения будущий композитор начал серьезно ею заниматься.

Юный Пётр очень скучал по родителям, братьям и сестрам, которых подолгу не видел. К счастью, в Санкт-Петербурге у Чайковских были родственники. Много лет спустя Пётр Ильич рассказывал, что по четвергам в столовой училища на обед давали еду, которую ученики особенно любили: борщ, кашу и битки – небольшие котлеты. Запах борща и каши, вспоминал композитор, «приятно щекотал нос», а в ожидании битков «душа умилялась». Запахи из столовой напоминали, что до конца учебной недели остается совсем чуть-чуть – суббота уже близко. Все с нетерпением ждали выходных, ведь на субботу и воскресенье учеников отпускали в гости к родственникам.

Окончив училище, Пётр Ильич поступил на службу в Министерство юстиции. Но прослужил там недолго. Известный художник Ефим Ефимович Волков в молодости работал в том же самом министерстве; и трудиться приходилось одному за двоих, потому что, по его словам, рядом с ним сидел «один свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только насвистывал целыми днями». Этим свистуном был не кто иной, как Пётр Ильич Чайковский. Работа юриста его нисколько не интересовала; а вот музыка по-прежнему не давала покоя. Не в силах противиться своему призванию, он ушёл из министерства и поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, которые вскоре превратились в Санкт-Петербургскую консерваторию. Пётр Ильич Чайковский закончил ее с большой серебряной медалью. Это была высшая награда для студентов. Несмотря на это родственники очень огорчались, что молодой Чайковский оказался совершенно неспособным к службе в Министерстве юстиции. Дядя будущего композитора возмущался: «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!».

Зато нам с вами очень повезло, что в юности Пётр Ильич Чайковский «променял на дудку» работу юриста. Ведь наш соотечественник стал великим композитором, которого сегодня знают и любят во всём мире.

Надо сказать, ребята, композиторы прошлого нечасто писали музыку для детей. Считалось, что музыка – серьёзное, взрослое искусство. «Детские» произведения можно пересчитать по пальцам. Знаменитый немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах почти 300 лет тому назад сочинил сборник небольших пьес для собственных детей, которых у него было тринадцать. Позже композитор Муцио Клементи создал несложные произведения, которые могли исполнять дети. Пианист, педагог и композитор Карл Черни написал множество этюдов, то есть упражнений, которые и сегодня учат в музыкальных школах. А когда Петру Ильичу Чайковскому было восемь лет, композитор Роберт Шуман выпустил в свет «Альбом для юношества». Пьесы эти не слишком трудны, они нравятся детям, понятны им, к тому же Шуман придумал для пьес интересные названия: «Смелый наездник», «Дед Мороз», «Весёлый крестьянин», «Бедный сиротка», «Охотничья песенка»... И вот, через тридцать лет после того, как Роберт Шуман написал свой «Альбом для юношества», Пётр Ильич Чайковский решил последовать его примеру. Композитору и прежде нет-нет да и приходило в голову, что хорошо бы сочинить музыку специально для детей, потому что детская музыкальная литература, по его словам, была «очень небогата». «Я хочу, – писал он в письме, – сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».

Композитора вдохновляли и собственные детские воспоминания, и общение с детьми. Правда, своих детей у Петра Ильича не было. Зато он немало времени провёл с мальчиком, которого звали Коля Конради. Младшего брата композитора, Модеста Ильича, родители Коли пригласили стать воспитателем мальчика. Вместе с братом и Колей Пётр Ильич Чайковский путешествовал по России, побывал и в других странах – в Швейцарии и Италии. В письмах друзьям и близким он писал: «Я ужасно люблю детей. Коля до бесконечности радует меня. Чрезвычайно интересно наблюдать за таким умным ребёнком».

Коля Конради был не единственным ребёнком, с которым часто виделся композитор. У его младшей сестры Александры Ильиничны было семеро детей. Пётр Ильич подолгу гостил в их доме и очень дружил с маленькими племянниками. Именно там ему и пришла в голову мысль создать «Детский альбом». Больше всего времени композитор проводил с шестилетним Володей, которого ласково именовали Бобиком. Когда «Детский альбом» был написан и издан, Пётр Ильич писал в одном из писем: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом». А Володиному папе, мужу своей сестры, он писал так: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя и что на них написано: “Посвящается Володе Давыдову”». Да, ноты были с картинками: совсем как сказки или детские рассказы. «Детский альбом» Чайковского и вправду можно сравнить с увлекательной детской книжкой: есть здесь и музыкальные рассказы, то грустные, то забавные, и путешествия, и сказки... Не пора ли и нам пролистать страницы этой музыкальной книги?

Сценарий знакомства детей с "Детским альбомом" вы найдете в журнале "Справочник музыкального руководителя" № 4-2015. ПОДПИШИТЕСЬ НА ЭТО ИЗДАНИЕ

Специально для электронного журнала «Справочник музыкального руководителя» звукорежиссёр Сергей Немов и исполнительница Динара Вафина подготовили аудиозаписи «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Немного о нашей исполнительнице. Динара Вафина закончила МПГУ по специальности преподаватель музыки, фортепиано (2012 г.), магистратуру при МПГУ по специальности «Культура и искусство» (2014 г.). Динара – лауреат и дипломант ежегодного конкурса «Фестос» (Москва), лауреат конкурса «Признание» среди педагогов (Москва), лауреат 1 степени Международного конкурса «Мелосфера», лауреат 1 степени Международного фестиваля-конкурса «Голуби мира» (Лондон). В настоящее время работает музыкальным руководителем ГБОУ СОШ № 1005 «Алые Паруса» (Москва).

ПОДПИСАТЬСЯ на ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу рекомендаций музыкального материала для обогащения звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль