Создание семейного портфолио

6742

Что такое семейная память? Это фотографии, альбомы, письма, воспоминания и многое другое. Для постороннего человека они ничего не значат. Для семьи – это ценности. Необходимо уделять внимание семейной памяти на уроках и во внеурочной деятельности в школе, чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы руководствуемся в жизни.

Общение с родителями и детьми, а также полученные результаты опросов и диагностики детско-родительских отношений, проведенных в школе совмест­но с психологом и социальным педагогом, выявили ряд проблем, которые указывали:

  • на недостаточное, а в некоторых случаях и полное отсутствие в семьях взаимодействия родителей и детей;
  • низкий уровень коммуникативных навыков у детей;
  • неразвитость социального интеллекта у детей ("социальный интеллект" мы понимаем как "способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, в семье").

Исследование показало, что родителям и детям не хватает общего дела, которое сплотило бы семью и способствовало решению выше обозначенных проблем.

Первыми шагами в этом направлении было проведение двух важных событий – родительского собрания и классного часа.

В ходе проведения родительского собрания стало очевидным, что родителей интересует и волнует внутренний мир собственных детей, их ожидания, надежды и ценности.

А на классном часе дети горячо говорили об острой потребности в общении с родителями, о своих ожиданиях от такого общения, о неподдельном интересе к истории своей семьи, судьбам родителей и более дальних родственников.

Стало очевидным, что взаимные интересы детей и родителей являются ресурсом для решения поставленной задачи. Родилась идея создания семейного портфолио.

Следующим шагом стало проведение нового родительского собрания, имеющего мотивационно-обучающий характер. Именно об этом собрании мы и будем говорить более подробно.

Успех предлагаемого дела в немалой степени зависит от того, насколько участники процесса готовы работать вместе и понимают содержание предлагаемой работы.

Сверхзадача классного руководителя в данном случае состоит в том, чтобы установить партнерские отношения с родителями учащихся и мотивировать их на реализацию проекта, то есть эмоционально зажечь всех участников проекта и затем поддерживать в них дух сотворчества, соучастия, сопереживания и радости от процесса и достигнутого результата.

Совместная работа над созданием семейного портфолио детей и их родителей с опорой на методическую поддержку и педагогическое сопровождение классных руководителей способствует:

  • проявлению своей индивидуальности и умению работать в команде;
  • раскрытию творческого потенциала детей;
  • формированию у них адекватной самооценки и собственной мировоззренческой позиции, основанной на проживании своего опыта, понимании и принятии уникальности опыта другого человека;
  • созданию условий для взаимодействия родителей и детей;
  • укреплению семейных ценностей и традиций семьи, возвращению к ее историческим корням.

В помощь семьям при работе над проектом на родительском собрании было решено создать сайт класса с форумом, где будут размещены (по желанию семей) наиболее интересные материалы семейных портфолио, начиная с портретной галереи всего класса, фото с презентаций, семейных фото и т. д. Этот сайт согласились создать и пополнять предлагаемыми материалами родители-специалисты и два наиболее сведущих в этом деле ученика.

В процессе работы над проектом могут возникнуть некоторые трудности:

  1. Проблема неполных семей, тайны семьи, которые не хочется афишировать. Работа классного руководителя предполагает знание ситуации в семьях и умение переводить негатив в позитив. Если же ребенок и родители не хотят предавать огласке какую-либо тему (например, тему "Кто мой папа?"), то они могут спрятать информацию на страничке "Тайны нашей семьи", о которой посторонние люди никогда не узнают, или не затрагивать эту тему вообще.
  2. Интерес к проекту может затухать, и поэтому необходимо периодически стимулировать его. Например, проводить ежегодно (в конце учебного года) праздник "День семьи" с презентацией мини-проектов по отдельным разделам портфолио. 

Сценарий родительского собрания

Данное родительское собрание по своему содержанию является мотивационно-обучающим, настраивающим родителей на совместную работу с детьми.

Цель проведения собрания: мотивация родителей на создание семейного портфолио совместно с детьми.

Задачи:

  1. Создать атмосферу взаимного доверия и общности интересов взрослых и детей для развития у них навыков партнерских взаимоотношений.
  2. Ознакомить родителей с педагогическими задачами, решаемыми в ходе совместной детско-взрослой работы над портфолио семьи.
  3. Дать родителям представление о методике семейного портфолио, его роли и месте в формировании семейных ценностей и особенностях совместной работы родителей и детей.
  4. Способствовать созданию новой традиции в классе – ежегодного праздника "День семьи".

План проведения родительского собрания

  1. Знакомство родителей с результатами диагностики детско-родительских отношений и принятие совместного решения о создании семейного портфолио.
  2. Знакомство родителей с понятием "портфолио", его предполагаемой структурой и содержанием.
  3. Определение задач, решение которых необходимо при работе над проектом, и ожидаемого результата.
  4. Определение разделов портфолио и планирование работы по их наполнению на текущий год.
  5. Обсуждение идеи подготовки и проведения праздника "День семьи" как новой традиции в жизни семьи и школы.

Вступительное слово классного руководителя:

Дорогие родители!

Вас интересуют ожидания, надежды, ценностные ориентиры своих детей, а вашим детям интересна история и вашей жизни, и ваших родителей, и даже семейного рода. Оказалось, что у каждого в семье есть свои личные хобби, привычки, дела, но часто именно это не дает нам возможности общаться друг с другом, слышать другого, понимать и принимать. Возможно, вам не хватает общего с детьми дела, работа над которым позволила бы гармонично соединить взрослых и не очень взрослых родственников.

Я хочу обсудить с вами очень интересную и современную, "не избитую" пока форму совместной работы родителей и детей: создание семейного портфолио.

Сегодня нам предстоит узнать, что такое портфолио и как оно составляется. Мы с вами разработаем рубрики, разделы портфолио и мини-проекты, по которым вы и ваши дети под патронатом педагогов и специалистов нашей школы будете работать в течение этого года.

Я надеюсь, что это собрание также положит начало созданию новой традиции в нашем классе.

А сейчас разрешите мне познакомить вас с результатами диагностики детско-родительских отношений.

Учитель приводит статистические данные по классу.

Следующая часть собрания проводится с помощью компьютерной презентации по теме "Семейное портфолио".

В общем виде портфолио представляет собой коллекцию образцов и информационных материалов из разных источников (в т. ч. от одноклассников, учителей, родственников, из Интернета, писем, книг и др)., предназначенных для последующего их анализа, количественной и качественной оценки, для сбора и хранения семейной информации.

Основной смысл создания семейного портфолио – это укрепление семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода.

С чем еще, на Ваш взгляд, можно сравнить портфолио?

На экране появляется схема, в центре которой написано "Портфолио", а в разные стороны расходятся лучи к определениям: Архив, Энциклопедия, Семейный альбом, Музей семейного рода и семейных традиций, Коллекция, Копилка, Досье достижений, Наследство и т. д. (Если нет возможности сделать компьютерную презентацию, схема рисуется на доске с помощью мела или вывешивается плакат.)

Рубрики и разделы семейного портфолио разрабатывают сами родители. Предлагаемые варианты пишутся на ватмане маркером и коллективно обсуждаются. Вот что предложили родители на нашем собрании:

  • фотогалерея;
  • автобиография;
  • характеристики;
  • рекомендации;
  • эссе, рассказы, воспоминания;
  • открытки;
  • планы на будущее, мечты;
  • награды, дипломы и т. д.;
  • видеозаписи, кино и аудиозаписи;
  • письма;
  • картины, рисунки, коллекции;
  • сочинения.

Присутствующим предлагается закончить фразу: "Семейное портфолио выглядит как…, потому что…" Задание выполняется 3–4 мин. По окончании выполнения задания слушаются варианты ответов с целью выяснения усвоения этого понятия и делается вывод о том, что форма семейного портфолио является свободной и каждый ребенок вместе с родителями определяет вид, тип, форму своей работы (Архив, Энциклопедия, Досье достижений, Коллекция, Музей и т. п.). Данные заносятся в таблицу 1.

Таблица 1

Раздел

Рубрики

Содержание

После презентации разделов, рубрик и их содержания определяются темы, с которыми придется работать в течение года (не более 5–6).

Приведем пример рубрик разработанного родителями и детьми раздела "Тайна моего имени":

  1. Мое имя.
  2. Как меня хотели назвать родители?
  3. Почему назвали именно так?
  4. Что означает мое имя?
  5. Как ласково меня называют в семье?
  6. Сколько фамилий в моей фамилии?

Получился своеобразный мини-проект. На данном родительском собрании были разработаны следующие разделы, с которыми мы будем работать в этом году в виде мини-проектов:

  • "Портретная галерея";
  • "Тайна моего имени";
  • " Вот мы какие!" (характеристика по темпераменту, по знаку Зодиака и т. п.);
  • "Моя малая Родина";
  • "Мои корни" (генеалогическое дерево);
  • "Герб, девиз, гимн или любимая семейная песня. Кодекс чести семьи".

В дальнейшем можно будет поработать над разделами:

  • "Музей семейных увлечений и хобби";
  • "Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?";
  • "Будущее моей семьи. Какое оно?";
  • "Любимые семейные словечки, выражения, поговорки, пословицы, шутки";
  • "Профессии, которые мы выбираем";
  • "Наши мечты";
  • "Мои друзья и друзья семьи";
  • "Праздники нашей семьи";
  • "Песни, которые пели и поют наши дети";
  • "Семейная память";
  • "Семейные легенды";
  • "Семейные заповеди";
  • "Тайны нашей семьи".

Далее определяются этапы работы над портфолио. На работу с каждым разделом отводится 1 месяц:

  • сбор материала – 1–2 недели;
  • выбор и анализ материала – 3-я неделя;
  • оформление, представление, презентация материала – 4-я неделя.

Желательно, чтобы все 5–6 разделов портфолио, выбранные для работы на год, заканчивались презентацией промежуточных результатов.

На следующем этапе собрания классный руководитель обращается к присутствующим:

Итак, дорогие родители! Мы определили с вами этапы работы над портфолио. Какие же задачи стоят перед вами и детьми, чтобы наполнить содержанием семейное портфолио? (На работу в группах отводится 5 мин.)

Ответы, которые дают родители, заносятся в таблицу 2. Если возникают затруднения с определением задач, то помогает классный руководитель.

Таблица 2

Задачи для детей

Задачи для родителей

Задачи совместной работы

Кульминацией работы по проекту в течение года должен стать праздник "День семьи", который проводится в конце учебного года. На нем будут представляться итоги работы в форме презентаций, шоу, видеоклипов, музейных выставок и т. п.

По результатам работы, проделанной родителями, дети на своем собрании обсуждают разработанные проекты и дополняют их.

С.М. Зеленкова,
соц. педагог, председатель профкома школы № 1122, г. Москва
Т.Г. Черняк,
зав. лабораторией учебно-методического центра Северо-Восточного управления образования г. Москвы
Н.А. Усачева,
психолог учебно-методического центра Северо-Восточного управления образования г. Москвы

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль