Конкурс педагогического мастерства как средство развития творческого потенциала

8254

Обычно статус учителя определяется текущей оценкой его деятельности администрацией ОУ. Иногда оценка складывается стихийно или под влиянием отношения педагога к работе, лояльности его к администрации и далеко не всегда является объективной. Конкурсы педагогического мастерства помогают устранить это противоречие.

Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий. Однако при определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурсы могут стать действенным средством развития творческого потенциала профессионального сообщества в целом.

Читайте также статью "Назначение работникам стимулирующих выплат" ИЗ журналА "Справочник руководителя образовательного учреждения"

Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению молодых специалистов.

Конкурсные соревнования – это место встреч, расширение возможностей для профессионального общения, получения новой информации. В программу конкурсов могут быть включены круглые столы, дискуссии на педагогические темы, встречи с учителями-новаторами, поездки в другие города и регионы на встречи с коллегами и др. Эти мероприятия, создающие хороший настрой на сам конкурс, как правило, приурочены к его открытию или закрытию.

Главные цели конкурса – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии.

Конкурс решает следующие задачи:

  • выявляет лучших педагогов;
  • оценивает профессионализм участников;
  • стимулирует развитие системы образования;
  • создает условия для обмена опытом и распространения в профессиональной среде наиболее востребованных и популярных идей.

Профессиональные конкурсы "Учитель года" стали уже традицией, проводятся ежегодно и представляются как праздники. Чествование лучших учителей и является, по существу, праздником, который сплачивает профессиональное сообщество, рождает чувство причастности и гордости за профессию.

Конкурс – это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию. В этом массовом мероприятии участвуют не только педагогические коллективы, но и нередко дети, их родители. Конкурс – это свое­образный ритуал единения профессионального сообщества и коллективов ОУ. Каждый из его гостей и участников может испытать чувство гордости за школу, в которой работает, город, систему образования.

И, наконец, конкурс – это зрелище, шоу, успех которого зависит от того, насколько присутствующим интересно.

Методически грамотно подготовленный и проведенный профессиональный конкурс может дополнить и даже заменить руководителям школы и муниципальной системы образования многие другие административные методы оценки членов коллектива: контроль, собеседование, ежегодные аттестации. Конкурс имеет перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя и руководителя.

Есть несколько подходов к выбору участников конкурсов: самовыдвижение, выдвижение профессиональным сообществом – всем педагогическим коллективом или группами учителей, а также сочетание всех трех вариантов.

Как известно, участниками соревнований не обязательно становятся самые достойные. Учитель, обладающий всеми качествами потенциального победителя, может никогда не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает даже средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах?

Участниками становятся те, кто, во-первых, видит в конкурсе ценность для себя и, во-вторых, уверен, что может получить желаемое. Кроме того, среди конкурсантов чаще всего встречаются люди, больше других ориентированные на достижения.

Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху. Однако успехом они могут считать как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: признание, известность, статус в коллективе, премию, разряд и др. Основная мотивация участия в конкурсе является как внутренней, так и внешней.

В то же время намерение избежать неудачи в текущей работе тоже служит мотивацией для участия в конкурсе. Это своеобразная протестная реакция на несправедливую оценку администрации, желание реабилитироваться. Не находя признания, учитель стремится доказать свою состоятельность, участвуя в школьном, районном или городском конкурсах. Таким образом, в поведении участника конкурса могут преобладать как мотивы достижения успеха, так и избегания неудачи.

Вместе с тем общеизвестно, что среди хороших специалистов очень мало тех, кто стремится участвовать в конкурсах. В чем тут дело, почему многие учителя так не любят конкурсы?

Конкурс – это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которым, как говорится, "и хочется и колется". Они не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность – стремление избежать возможной неудачи. Как правило, такие учителя тревожны, и участие в конкурсе требует от них больших нервных затрат. Одно только упоминание о состязании вызывает у них неприятные эмоции. Однако таким учителям следует помнить – если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внут­ренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими.

На семинаре "Участие в конкурсе педагогического мастерства – средство развития творческого потенциала"  ( приложение 1 )можно обсудить с учителями актуальные вопросы участия в конкурсе и процесс подготовки к нему .

Содержание профессиональных конкурсов выбирается не произвольно, оно должно быть подчинено решению главных задач, стоящих перед системой образования:

  • выявлению ценного инновационного педагогического опыта;
  • стимулированию деятельности по решению проблем муниципальной, региональной системы образования;
  • формированию коллективных требований к работе кадров и др.

Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку, определяемую его номинациями.

Основную проблему профессиональных учительских конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. Как объективно оценить мастерство учителя, если он работает "за закрытыми дверями"? Обычно для этих целей организуются открытые уроки. Однако именно необходимость давать такие уроки зачастую и служит причиной нежелания учителя участвовать в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, тем более презентационному уроку, не всегда можно верно оценить качество их работы. Оценку, данную на основании открытых уроков, которые готовятся специально, по их мнению, нельзя считать объективной. Она не отражает эффективности повседневной работы учителя в школе. Как же решить эту проблему?

Если исходить из того, что в профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения урока, а система работы учителя, то и презентовать нужно систему. Помимо изучения открытых уроков, достаточно полное представление об уровне профессионализма дают учительские разработки: авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, приборы, а также планирование, конспекты и сценарии учебных занятий, разработки для учащихся. Можно снять фильм о мастерстве учителя, рассказывающий о его индивидуальной лаборатории, о том, что его отличает от других; подготовить выставку методических материалов, взять интервью. Иными словами, система работы конкурсанта должна быть представлена целостно.

Творческий отчет – это претендующая на новизну и оригинальность формы и результата демонстрация педагогического опыта, позволяющая комп­лексно оценить целостную систему деятельности педагога.

Творческий отчет включает в себя:

  • выступление педагога, раскрывающее опыт его работы;
  • открытый урок или внеклассное мероприятие по предмету (или его видеозапись);
  • демонстрацию учебно-методического комплекса, наглядно отражающую систему работы.

В выступлении необходимо:

  • отразить в названии основную идею опыта;
  • обосновать актуальность и практическую значимость опыта для повышения качества учебно-воспитательного процесса;
  • дать научное обоснование представленного опыта (теоретическую базу);
  • описать сущность опыта, проанализировать теоретические и методические находки, организацию, содержание, формы, приемы и методы педагогической деятельности;
  • рассказать о полученных результатах, условиях применения, возможных трудностях;
  • сообщить о длительности апробации опыта.

Открытый урок или внеклассное мероприятие по предмету позволяют смоделировать фрагмент педагогической или воспитательной деятельности, получить наглядное представление о профессиональной компетенции учителя, уровне его педагогического мастерства. Цели открытого урока (внеклассного мероприятия по предмету) должны соответствовать теме творческого отчета. Формы, методы и педагогические технологии, применяемые на уроке (внеклассном мероприятии) следует выбирать с таким расчетом, чтобы продемонстрировать основные элементы представляемого опыта.

В содержание выставки учебно-методического комплекса можно включить:

  • варианты авторских программ, статьи, доклады;
  • разработки отдельных тем, поурочные планы;
  • авторские образцы дидактического материала, наглядные пособия, таблицы, рисунки, поделки детей и т. д.

Для защиты творческого отчета должно отводиться не менее 1 ч. Оценивается творческий отчет по следующим показателям:

  • обоснованность необходимости и актуальности содержащихся в отчете изменениях методики, образовательной программы, образовательной технологии;
  • наличие обоснования результативности и эффективности изменения педагогической деятельности;
  • качество выступления.

Положительную оценку получает творческий отчет, отвечающий предъявляемым к нему требованиям.

Одной из распространенных форм презентации инновационной деятельности педагога является доклад,  требующий углубленного понимания предложенной темы, умения не только пользоваться разнообразными источниками, но и анализировать эмпирический материал. Работа над докладом формирует умения и навыки исследовательской деятельности.

Доклад для специалистов отличается от обычного выступления, в первую очередь тем, что его исполнитель и слушатели – люди примерно одного круга и одного образовательного уровня.

При подготовке доклада педагогу необходимо ответить самому себе на несколько вопросов.

1. Цель выступления и ради чего оно затевается?

Например:

  • хочу информировать слушателей и что-то объяснить;
  • обсудить со слушателями проблему, решение, ситуацию и т. п.;
  • спросить у слушателей совета;
  • пожаловаться на что-то.

2. Какова аудитория? Выступление рассчитано:

  • на учащихся;
  • родителей;
  • коллег-профессионалов;
  • конкурентов в конкурсе педагогического мастерства?

Текст доклада должен отвечать интересам аудитории.

3. Что представляет собой объект выступления? О чем доклад, что является его "ядром":

  • одно или несколько новшеств;
  • условия применения новшеств;
  • методика освоения новшества;
  • ошибки внедрения новшества;
  • прогнозы, обзор, сравнительный анализ и т. п.?

Качественный доклад может касаться нескольких пунктов из приведенного списка.

4. Насколько актуален доклад для специалистов? Почему сегодня нужно говорить именно об этом?

5. В чем заключается новизна темы?

Стоит заметить, что новизна и актуальность – не одно и то же. Новизна характеризует, насколько ново содержание выступления по сравнению с известными аналогами, а актуальность – в какой мере выступление отвечает запросам времени. Оптимальный вариант, когда доклад обладает новизной и актуальностью. Если доклад актуален, например, поднимает давнюю, но до сих пор не решенную проблему, он тоже заслужит внимания слушателей. Если информация докладчика не актуальна, но нова, она может заинтересовать слушателей, которые постоянно стремятся быть на "передовой" педагогических новшеств.

6. Разработан ли автором план (структура, логика) выступления?

7. Нужны ли раздаточные материалы?

Раздаточные материалы, помогающие отразить логику выступления, проиллюстрировать сложные места доклада, готовятся по мере необходимости. Доказано, что материал усваивается лучше, если зрительная и слуховая память подкрепляются моторной. Следовательно, слушателям надо дать возможность записывать, а не только пассивно впитывать материал. Не стоит раздавать полный текст выступления, поскольку в таком случае пропадает надобность слушать доклад.

8. Как оформить доску и слайды?

Записи на доске должны быть четкими и понятными, отражающими ход доклада. Важно убедиться в правильности написания затруднительных орфограмм; проверить, будут ли видны записи, не закроет ли их автор собой во время выступления. Если доклад иллюстрируется записями на доске, часть второстепенных иллюстраций стоит убрать в раздаточный материал. Все эти рекомендации актуальны и применительно к слайдам, которые играют важную роль в выступлении докладчика: они могут заменить собой раздаточный материал, записи на доске. Логично составленная слайдовая презентация помогает проиллюстрировать структуру доклада. Однако не стоит создавать презентацию только ради того, чтобы красивые слайды прикрывали бедность содержания.

9. Необходимы ли ссылки на первоисточники?

В научной среде считается хорошим тоном указание ссылок на первоисточники, а не утаивание их.

10. Что должны уяснить слушатели?

Важным аспектом хорошего доклада является предварительное осмысление докладчиком того, что останется у слушателей после его выступления – т. е. нужно "просчитать", не исказят ли слушатели авторский смысл. Докладчик готовит раздаточный материал; останавливается для записи; акцентирует внимание слушателей на понятиях, моделях, свойствах или условиях таким образом, чтобы зафиксированная информация соответствовала авторскому замыслу.

При помощи блиц-игры "Я – исследователь" (приложение 2), педагоги могут изучить и запомнить основные этапы подготовки к докладу.

Еще одной формой презентации инновационной деятельности педагога является лекция. Выделяют два вида лекций:

  • академические, которые читаются квалифицированным специалистом для постоянной аудитории в рамках программы учебного заведения и, как правило, не предусматривают вопросов слушателей или дискуссии;
  • публичные, в которых популярно излагаются проблема, вопрос или тема для неформальной аудитории, состоящей из лиц, интересующихся предметом лекции и объединенных общими интересами. Лекции данного вида обычно заканчиваются ответами лектора на вопросы слушателей.

При подготовке к публичной лекции особое внимание следует уделить началу как самой трудной части выступления, отвечающей за сохранение интереса к материалу лекции и установление контакта с аудиторией. К плохим вариантам начала относятся извинения, ссылки на отсутствие ораторских умений, попытки шутить (считается, что юмор производит хорошее впечатление, но не в начале выступ­ления).

Важную роль во время пуб­личной лекции играет доказательство своей точки зрения или опровержение чужой, для этого потребуются сильные аргументы. Традиционно убедительными являются научные аксиомы, экспериментальные данные, ссылки на юридические документы, законы природы, заключения экспертов, статистика и цитаты. Оптимальное количество аргументов в пользу того или иного положения – три (меньше – еще вызывает сомнения, больше – уже не так убедительно).

Публичная лекция требует от выступающего проявления эмоциональности, т. к. эмоции – торная дорога, по которой в сознание слушателей проникает логически изложенная информация, скрываясь за эмоциональными примерами, юмором и др.

Одно из главных требований к публичной речи – краткость. Нецелесообразно смешивать в одном выступлении разные темы, не стоит приводить более трех основных мыслей пo выбранной теме. Лекция, загруженная примерами, как и очаг, переполненный дровами, не разгорится. Более краткие выступления воспринимаются как заслуживающие большего доверия.

Алгоритм построения успешной публичной лекции:

  • подготовка к выступлению за несколько дней: у педагога должно быть время осмыслить все, что он намерен рассказать;
  • структурирование будущего выступления по тематическим блокам;
  • осмысление вступления и заключения: известно, что начало и окончание лекции запоминаются лучше всего и несут наибольший побудительный потенциал. Эти части выступления должны быть максимально ясными, информативными, эмоционально окрашенными. Их нужно сформулировать, записать и неоднократно отрепетировать;
  • представление особо важной информации в начале или в конце выступления (эффект края), чтобы она лучше усвоилась. Для незаинтересованной или критически настроенной аудитории такую информацию лучше сообщить в самом начале выступления;
  • включение в лекцию убедительных фактов и цифр, которые произведут на слушателей впечатление (например, статистики, цитат по теме, высказываний экспертов и пр.);
  • обеспечение "резервных знаний": знать нужно гораздо больше того, что будет использовано в лекции, это придаст выступающему уверенность и авторитетность;
  • прогнозирование вопросов и замечаний аудитории, подготовка возможных ответов;
  • разработка плана-конспекта выступления: экспромт хорош, когда он хорошо подготовлен;
  • не заучивание текста наизусть, а опора на план-конспект, благодаря чему выступление выглядит естественнее и лучше воспринимается;
  • продумывание приемов удержания внимания аудитории.

Приложение 1. КОНСПЕКТ СЕМИНАРА "Участие в конкурсе педагогического мастерства – средство развития творческого потенциала" >>

Приложение 2. КОНСПЕКТ БЛИЦ-ИГРЫ "Я – докладчик" >>

Н.М. Савина,
ст. преподаватель кафедры управления образовательными системами Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

ВАЖНО! Какие виды поощрений могут применяться к работникам? Вправе ли руководитель применить к одному работнику несколько видов поощрений одновременно? Ответ читайте в Электронной системе "Образование" после получения бесплатного демо-доступа

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль