Предпрофильное и профильное обучение на базе межшкольного учебного комбината

8674

В последние годы в политической и экономической жизни страны происходят большие изменения, влияющие на все сферы развития общества, в т. ч. на образование. Современные нормы и требования конъюнктуры рынка труда формируют новый социальный заказ ОУ и, в частности, межшкольным учебным комбинатам.

Деятельность муниципального образовательного учреждения "Меж­школьный учебный комбинат" (далее – МОУ "МУК") направлена на создание условий для успешной адаптации обучающихся к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессии в ходе трудовой и профессиональной подготовки, осуществляемой в соответствии с государственными образовательными стандартами основного общего и среднего (полного) общего образования.

Задачи межшкольного учебного комбината

Основными задачами МОУ "МУК" являются:

  • реализация образовательных рабочих программ основного общего, среднего (полного) общего образования в части изучения образовательной области "Технология" через организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения, а также дополнительных образовательных программ, цель которых – трудовое воспитание, профессиональная ориентация и профильная подготовка обучающихся;
  • обеспечение уровня образования, отвечающего быстрому развитию науки и позволяющего выпускнику интегрироваться в систему мировых и национальных культур;
  • формирование у обучающихся навыков исследовательского труда, высокого уровня культуры, готовности к осознанному выбору и дальнейшему освоению профессиональных образовательных программ;
  • взаимодействие с семьей обучающегося для полноценного развития его личности.
  • Подготовка обучающихся к выбору дальнейшего обучения в профессиональной сфере осуществляется в МОУ "МУК" поэтапно.

наверх

Предпрофильная подготовка обучающихся 8-х классов

С восьмиклассниками школ города ведется работа, направленная на выявление их способностей и склонностей, а также образовательных запросов как у них самих, так и у их родителей. В частности, проводятся:

  • экскурсии в МОУ "МУК" с целью ознакомления с направлениями и системой обучения в комбинате, а также требованиями, предъявляемыми к обучающимся;
  • семинары, классные часы совместно с классными руководителями школ города по следующим темам:
    "Профессиональное самоопределение школьников в системе воспитательной работы";
    "Знакомство с миром профессий";
    "Рынок труда в городе и республике";
    "Об ошибках в выборе профессии";
  • дни открытых дверей;
  • анкетирование родителей с целью выявления социально-образова­тельного заказа комбината.

В помощь классным руководителям педагогами комбината разработаны методические рекомендации по организации профориентационной работы в рамках воспитательного процесса через внеклассную работу, организацию экскурсий и встреч со специалистами Центра занятости населения. Разработаны тематические родительские собрания:

  • "Роль семьи в профессиональной ориентации учащихся";
  • "Медицинские аспекты при выборе будущей профессии детей";
  • "Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к профессиональному труду".

наверх

Предпрофильная подготовка обучающихся 9-х классов

Образовательный процесс для девятиклассников организован на основе часов компонента ОУ базисного учебного плана, которые передаются МОУ "МУК" школами на договорной основе. Межшкольный учебный комбинат создает условия для изучения курса "Твоя профессиональная карьера" и проведения профессиональных проб трех уровней на основе организации процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности обучающегося к тем или иным направлениям профессиональной деятельности.

Курс "Твоя профессиональная карьера", разработанный на основе учебно-методического пособия под редакцией С.Н.Чистяковой, рассчитан на 24 ч и включает в себя следующие разделы:

  • "Мир профессий и труда";
  • «Путь к самопознанию. Образ "Я"»;
  • "Диагностика и самопознание";
  • практикумы по самопознанию и профессиональному самоопределению.

Цель курса – актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, мире профессионального труда, а также о требованиях, предъявляемых профессией к человеку.

Профессиональная проба – метод предпрофильной подготовки, моделирующий элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующий сознательному, обоснованному выбору профессии, позволяющий выявить наличие у обучающегося профессионально значимых качеств.

Программа профессиональных проб в МОУ "МУК" рассчитана на 24 ч (из них 6 ч – для работы обучающихся над проектами). За учебный год обучающиеся имеют возможность пройти профессиональные пробы по 12 специальностям в соответствии с результатами диагностики и собственным желанием. Программы профессиональных проб разработаны учителями МОУ "МУК" и утверждены на заседании экспертно-методического совета Городского управления образованием администрации г. Абакана (далее – ЭМС ГУО): это 16 программ элективных курсов для обучающихся 9-х классов, в т. ч. 14 программ профессиональных проб по 34 специальностям.

ПРИМЕР

Предпрофильная подготовка в 9-м классе осуществляется по следующим профессиональным пробам:

  • педагог;
  • предприниматель, менеджер, маркетолог;
  • экскурсовод, музейный работник, историк;
  • повар, официант, технолог;
  • медицинская сестра, фельдшер, фармацевт;
  • продавец-консультант, кассир-контролер, товаровед;
  • газосварщик, электросварщик, сварщик на полуавтоматах;
  • электромонтажник, электромонтер, электрослесарь;
  • секретарь-машинистка, секретарь-делопроизводитель;
  • автомеханик, слесарь по техническому обслуживанию автомобилей, автоэлектрик;
  • закройщик, портной, модельер-конструктор;
  • токарь-универсал, сверловщик, слесарь-ремонтник;
  • эксперт-криминалист, адвокат, следователь.

На завершающем этапе реализуются "пробы выбора". Их цель – спро­гнозировать соответствие возможностей школьника требованиям избираемого профиля.

Результатом проведения профессиональных проб является подготовка обучающихся к сознательному выбору профиля обучения в старших классах и дальнейшего профессионального пути.

наверх

Профильное обучение учащихся 10–11-х классов

Профильное обучение учащихся 10–11-х классов организовано по программам, составленным педагогами на основе адаптированных государственных программ и авторских, утвержденных на заседании ЭМС ГУО. На изучение федерального компонента государственного стандарта образовательной области "Технология" в 10–11-х классах отводится 68 ч, на углубленное изучение – 136 ч. В универсальных классах предусмотрена летняя производственная практика для десятиклассников продолжительностью 120 ч.

Основной принцип реализации программы "Технология" – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Программа включает в себя разделы:

  • "Производство, труд и технологии";
  • "Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг";
  • "Профессиональное самоопределение и карьера";
  • "Проектная деятельность".

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Программа по технологии предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • творческая, проектная деятельность;
  • знакомство с миром профессий, выбор профессиональных планов;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Основными методами и приемами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии. Программой предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Результаты обучения по данной программе:

  • овладение знаниями о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда, влиянии технологий на общественное развитие;
  • формирование умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
  • формирование культуры труда, самостоятельности, уважительного отношения к труду и его результатам, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

В 2009/2010 уч. г. в МОУ "МУК" по желанию обучающихся после проведенного в конце предыдущего учебного года анкетирования были введены программы углубленного изучения направлений:

  • основы делопроизводства и машинописи;
  • индивидуальный пошив одежды;
  • обслуживание и ремонт автомобилей;
  • основы правовых знаний;
  • основы медицинских знаний;
  • основы сварочного дела;
  • основы экономики и менеджмента;
  • основы электромонтажных работ;
  • основы педагогики и психологии младшего школьного возраста;
  • основы торгового дела;
  • историческое краеведение;
  • основы токарного дела;
  • основы деревообработки;
  • основы журналистики;
  • основы кулинарии.

Программы рассчитаны в общей сложности на 256 часов (два года обучения). Цель этих программ – подготовка обучающихся к профессиональному самоопределению в процессе формирования знаний, умений и навыков по профессиям, адаптация к условиям дальнейшего обучения.

наверх

Элективные курсы для обучающихся 10–11-х классов

Педагогами межшкольного учебного комбината разработаны программы учебных практик (элективных курсов) для обучающихся 10–11-х классов. Проблемам их разработки была посвящена серия педагогических советов, практических семинаров, заседаний научно-методического совета МОУ "МУК".

Цель элективных курсов – ознакомление обучающихся с методами применения полученных знаний на практике, оказание поддержки в процессе профессионального самоопределения. Каждый элективный курс рассчитан на 34 ч. По его окончании школьники должны определиться с выбором будущей профессии или конкретной группы профессий.

Элективные курсы входят в состав следующих профилей:

  • физико-математического и индустриально-технологического:
  • введение в профессии транспортной промышленности, машиностроения (металлообрабатывающей), электротехнической промышленности;
  • индустриально-технологического: введение в профессии деревообрабатывающей, швейной промышленности;
  • химико-биологического: введение в профессии пищевой промышленности, системы здравоохранения и косметологии;
  • социально-экономического и социально-гуманитарного: введение в профессии непроизводственной сферы (органы управления, кредитования и страхования), сферы услуг (торговля, образование, культура).

В приложении 1 приведена рабочая программа элективного курса "Введение в профессии тяжелой промышленности – машиностроение (металлообработка)".

Обучающимся предлагаются также элективные курсы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ:

  • черчение;
  • основы делового общения;
  • основы маркетинга;
  • модный контур;
  • технология создания сайтов;
  • история техники;
  • практическая стилистика.

ПРИМЕР

Итоговое занятие по элективному курсу может быть проведено в различных формах, например, круглого стола с представителями разных профессий и специальностей по отраслям и сферам производства, парада профессий, конкурса, игры-размышления, деловой игры, фотовыставки, презентации, защиты проекта.

Итоговая аттестация обучающихся 11-х классов в 2008/2009 уч. г. состоялась в форме конкурса защиты итоговых проектов по образовательной дисциплине "Технология". На методическом совете МОУ "МУК" были разработаны и утверждены критерии оценки проектов для внутригруппового и итогового этапов конкурса. Результаты оценки оформлялись в виде матрицы (приложение 2). На конкурсе были представлены работы по различным направлениям обучения МОУ "МУК". Темы проектов были следующие: "Мои жизненные планы и профессиональная карьера", "Профессия – следователь", «К организации комплексного памятника "Урочище Уйтак"», "Моя будущая профессия – врач", "Офис будущего", "Моя будущая профессия – экскурсовод", "Моя будущая профессия – автомеханик" и др.

По окончании обучения в МОУ "МУК" обучающимся выдается справка с указанием объемов полученных знаний и умений, результатов проектной деятельности для дальнейшего обучения в учреждениях начального профессионального образования.

Таким образом, предпрофильная подготовка и профильное обучение, осуществляемые в межшкольном учебном комбинате, помогают обучающимся осознанно планировать свою профессиональную деятельность в соответствии с социальным заказом общества.

наверх

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса "Введение в профессии тяжелой
промышленности – машиностроение (металлообработка)"

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса "Введение в профессии тяжелой промышленности – машиностроение (металлообработка)" разработана для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Данный элективный курс может входить в состав индустриально-технологического и физико-математического профилей обучения.

1. Общая характеристика курса

1.1. Цель курса – знакомство школьников с общими основами выбора профессии и специальности машиностроения (металлообработки).

1.2. Курс рассчитан на 34 ч.

1.3. Программа курса предусматривает применение различных форм и приемов обучения: встречи со специалистами, дискуссии, проекты, творческие лаборатории, экскурсии, изучение документации и др.

1.4. Данный курс предлагается для изучения в рамках компонента ОУ за счет часов, выделенных на элективные курсы и переданных межшкольному учебному комбинату (2 ч в неделю на один класс).

1.5. По окончании курса обучающиеся должны быть готовы к осознанному выбору профессии и получению соответствующего профессионального образования.

1.6. Результатом изучения курса является защита проекта по выбранному направлению: "Один день из жизни инженера", "История одной профессии", "Моя будущая профессия", "Что значит выбрать профессию инженера" и др.

2. Структура курса

Курс строится по блочному принципу и предполагает поэтапное изучение следующих основных разделов:

2.1. Общие сведения о профессии – знакомство с основными сферами и отраслями производства, с общими сведениями о профессиях и специальностях, историей определенной профессии или специальности, а также со смежными профессиями выбранного направления.

2.2. Профессия и наука – установление связи профессии с науками: знания каких школьных предметов необходимы для продолжения профессионального образования, сдачи вступительных экзаменов в вузы.

2.3. Ознакомительная практика – процесс овладения различными видами профессиональной деятельности.

2.4. Рынок труда и образовательных услуг. Пути продолжения образования и приобретения профессии– знакомство с разделами: потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования; начальное, среднее, высшее профессиональное образование, виды учебных заведений; перспективы профессионального становления в условиях региона; рынок образовательных услуг; риски предстоящего выбора.

Содержание программы

1. Общие сведения о профессиях в машиностроении
(металлообработке) (2 ч)

1.1. Тяжелая промышленность и ее отрасли.

1.2. Машиностроение как одна из важных отраслей промышленности.

1.3. Инженерные профессии, относящиеся к комплексу машиностроения.

1.4. Из истории профессии "Инженер".

1.5. Чем занимаются люди инженерных специальностей.

1.6. Смежные или родственные профессии с инженерными профессиями.

1.7. Здоровье и выбор карьеры.

2. Профессия и наука (2 ч)

2.1. Связь науки с машиностроением и инженерными специальностями.

2.2. Школьные предметы, необходимые для поступления и обучения инженерным специальностям (математика, физика, химия, черчение, технология, геометрия).

2.3. Научные дисциплины, в которых должен ориентироваться инженер.

3. Ознакомительная практика (26 ч)

3.1. Общие сведения и характеристика инженерных профессий (2 ч).

3.2. Знакомство с профессиями: "Инженер-механик", "Инженер-конструктор" (2 ч).

Теоретическая часть

3.2.1. Описание и особенности данных профессий.

3.2.2. Обязанности инженера-механика и инженера-конструктора.

3.2.3. Что должны знать инженер-механик и инженер-конструктор.

3.2.4. Профессионально важные качества данных профессий.

3.2.5. Квалификационные требования.

Практическая часть

3.2.6. Экскурсия на Абаканский опытно-механический завод (далее – АОМЗ) (2 ч).

3.2.7. Составление чертежей, эскизов, схем по образцам деталей АОМЗ (4 ч).

3.3. Знакомство с профессиями: "Инженер-металловед", "Инженер-технолог" (2 ч).

Теоретическая часть

3.3.1. Описание и особенности данных профессий.

3.3.2. Обязанности инженера-металловеда и инженера-технолога.

3.3.3. Что должны знать инженер-механик и инженер-конструктор.

3.3.4. Профессионально важные качества данных профессий.

3.3.5. Квалификационные требования.

Практическая часть

3.3.6. Экскурсия на АОМЗ (2 ч).

3.3.7. Составление технологических карт по чертежам и эскизам деталей АОМЗ (4 ч).

3.4. Знакомство с профессиями: "Инженер по организации труда", "Инженер по охране труда и технике безопасности", "Инженер по стандартизации" (2 ч).

Теоретическая часть

3.4.1. Описание и особенности данных профессий.

3.4.2. Обязанности инженера по организации труда, инженера по охране труда и технике безопасности и инженера по стандартизации.

3.4.3. Что должны знать инженер по организации труда, инженер по охране труда и технике безопасности и инженер по стандартизации.

3.4.4. Профессионально важные качества данных профессий.

3.4.5. Квалификационные требования.

Практическая часть

3.4.6. Экскурсия на АОМЗ – (2 ч).

3.4.7. Фотовыставка. Деловая игра "Защита профессий: инженер по организации труда, инженер по стандартизации" (2 ч).

3.4.8. Видеопрезентация профессии инженера по охране труда и технике безопасности (2 ч).

4. Профессиональная подготовка (2 ч)

4.1. Пути продолжения образования и приобретения инженерных профессий.

4.2. Спрос на рынке труда и образовательных услуг.

5. Итоговое занятие (2 ч)

Защита проектов.

Список рекомендуемой литературы

  1. Багдасарова Т.А. Токарное дело. Токарь-универсал: Учеб. пособие для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр "Академия", 2004.
  2. Багдасарова Т.А. Токарное дело. Рабочая тетрадь для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр "Академия", 2004.
  3. Жедь В.П. Режущие инструменты, оснащенные сверхтвердыми и керамическими материалами, и их применение: Справочник. – М.: Машиностроение, 1998.
  4. Макиенко Н.И. Практические работы по токарному делу: Учеб. пособие для сред. проф.-тех. училищ. – М.: Высшая школа, 1992.
  5. Слепинин В.А. Руководство для обучения токарей по металлу. Учеб. пособие для сред. проф.-тех. училищ. – М.: Высшая школа, 1997.
  6. Технология. 5–11 кл. / Сост. А.В. Марченко. – М.: Дрофа, 2001.
  7. Технология профессионального успеха: Учеб. для 10–11 кл. / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2003.
  8. Черчение: Учеб. для общеобразоват. учрежд. / Под ред. В.В. Степаковой. – М.: Просвещение, 2005.
  9. Выбор профессии. Методики, тесты. Рекомендации / Ростов-на-Дону: Феликс, издат. центр "Кредо", 2006.
  10. Абитуриент: Справочник. Вузы Сибири. – М.: Просвещение, 2005.

наверх

Приложение 2

МАТРИЦА ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

Критерии

Ф. И. О. обучающихся

Иванов П.

Петров И.

Структура проекта

Формулирование темы

Наличие развернутого плана изложения материала

Наличие грамотно составленного списка литературы

Наличие грамотно оформленных сносок

Соответствие структуры проекта требованиям, наличие:

  • введения;
  • основной части;
  • заключения

Введение

Обоснованность мотивов обращения к данной теме (актуальность и значимость правильного выбора профессии)

Обоснованность поставленной цели и задач работы

Основная часть

Постановка проблемы (указание предшествующих вариантов выбора профессии)

Обоснование окончательного варианта выбора профессии (по плану)

Наличие сведений о профессии:

  • история профессии;
  • указание сферы и отрасли;
  • виды предприятий;
  • информация о нормировании и оплате труда, профессиональной этике

Наличие сведений о путях получения образования, спроса и предложения на данную профессию

Заключение

Вывод (сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями)

Наличие элемента саморефлексии (подготовка резюме)

Оформление проекта

Грамотность (орфографическая, пунктуационная, речевая)

Качество оформления (наличие фотографий, иллюстраций, приложения)

Средний балл

Отметка

наверх

Т.С. Панкова,
зам. директора по УВР МОУ "Межшкольный учебный комбинат", г. Абакан, Республика Хакасия

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль