Педагогический аудит в ОУ

3692

Индивидуальному развитию обучающегося и объективной оценке его учебных достижений придается первостепенное значение в современном школьном образовании. Для повышения качества образования необходимо осуществление независимого контроля состояния преподавания предметов, преодоление психологического барьера у преподавателей и обучающихся по отношению к ЕГЭ, составление банка тестовых заданий и обработка результатов их выполнения. Для решения этих задач в гимназии в 2003 г. была создана служба педагогического аудита как элемент структуры общешкольной службы сопровождения "Учитель".

К задачам службы педагогического аудита гимназии относятся:

  • осуществление независимого контроля состояния преподавания предметов;
  • определение сроков проведения диагностических контрольных работ и тестирования по учебным предметам;
  • подбор тестов и диагностических контрольных работ на основе тематического планирования прохождения материала;
  • проведение педагогического аудита с использованием разнообразных форм и методов, способствующих выявлению наиболее одаренных детей во всех подразделениях гимназии;
  • формирование у учащихся навыков выполнять срезовые, контрольные работы и проходить итоговую аттестацию в форме тестов;
  • помощь методистам в определении основных направлений индивидуального сопровождения учителей на основе анализа результатов педагогического аудита;
  • преодоление психологического барьера по отношению к ЕГЭ у учителей, помощь в непрерывном повышении их профессионального уровня и выявление трудностей в преподавании учебных предметов;
  • формирование пакетов материалов для проведения переводных экзаменов в 4–8-х и 10-х классах;
  • выработка организационно-методических рекомендаций, направленных на устранение недостатков, обнаруженных по итогам анализа результатов педагогического аудита учебного процесса.

Служба педагогического аудита принимает участие в разработке и апробации новых подходов к организации службы сопровождения "Учитель", дает администрации ОУ необходимую информацию для оптимизации процесса обучения, способствует накоплению и пропаганде опыта аудита, знакомит педагогов с общемировыми тенденциями развития тестирования.

Формирование службы педагогического аудита происходило в несколько этапов: подготовительный, становления, развития.

Подготовительный этап включал в себя подбор материала и составление банка данных. Регулярно проводимое в течение всего учебного года тестирование по различным предметам позволило своевременно выявить погрешности обучения в отдельных классах и параллелях, а также составить индивидуальный путь сопровождения особо талантливых и мотивированных на обучение детей. Анализ результатов тестирования помог установить причины упущений в учебном процессе и оказать методическую помощь преподавателю. Эта задача решалась совместно с заместителями директора по предметам.

Большое внимание на данном этапе уделялось правильности составления тестов, которые должны были отвечать ряду требований:

  • быть однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
  • пригодными для быстрой математической обработки результатов;
  • стандартными.

На этапе становления разрабатывалась документация, совершенствовался механизм работы гимназического аудита. Проведение регулярных и систематических проверок, анализ их результатов помогали администрации гимназии своевременно принимать меры организационного характера и правильно расставлять кадры.

В период развития службы педагогического аудита ее штат увеличился, что позволило создать два отдела: начальной школы; основной и средней школы.

Независимое инспектирование – одно из основных направлений работы службы педагогического аудита – дает возможность проследить уровень подготовки учащихся по предметам в течение учебного года, своевременно обнаружить и устранить погрешности в методике и качестве преподавания.

В конце учебного года служба педагогического аудита разрабатывает:

  • концепцию проведения тестирования на следующий учебный год. Для этого проводятся консультации с методистами, фиксируются и обсуждаются их предложения по проведению предметного тестирования в определенных классах с учетом тематического планирования и новых нерешенных проблем, составляется план аудита на год;
  • процедуру проведения тестирования. При этом анализируются затруднения, устраняются ошибки и неточности в процедурных воп­росах.

Итоги тестирования анализируются и обсуждаются с учителями-предмет­никами, руководителями методических объединений, классными руководителями, затем определяются дальнейшие направления совместной работы службы педагогического аудита и учебной части. Параллельно разрабатываются рекомендации.

Механизм проведения тестирования

  • Составление предварительного графика тестирования и выработка концепции его проведения в следующем учебном году на основе заявок заместителей директора ОУ по предметам.
  • Корректировка графика тестирования в начале учебного года.
  • Составление плана на четверть на основе тематического планирования с учетом графика тестирования.
  • Собеседование с учителями-предметниками, классы которых будут тестироваться.
  • Согласование тем тестирования с заместителями директора ОУ по предметам.
  • Поэтапный подбор материала для тестирования и его корректировка.
  • Определение времени тестирования (весь урок, 20 мин).
  • Назначение дат тестирования.
  • Изменение расписания при административном тестировании, которое проводится в целой параллели (8-х или 9-х классов одновременно).
  • Проведение тестирования.
  • Подведение итогов, анализ и обсуждение результатов с учителями-предметниками, заместителями директора ОУ по предметам, классными руководителями, сотрудниками учебной части.
  • Выработка рекомендаций по устранению погрешностей и пробелов в знаниях учащихся.
    - учителям-предметникам по устранению погрешностей и пробелов в знаниях учащихся;
    - классному руководителю по взаимодействию с родителями.

На начальном этапе работы службы педагогического аудита при проведении тестирования возникали трудности психологического характера: присутствие независимого контролера вызывало негативную реакцию учителей. Поэтому большое значение придавалось разъяснительной работе с педагогами, цель которой – успокоить учителя и заверить в том, что главная цель службы – помочь обнаружить и восполнить пробелы в знаниях учащихся по определенным темам или разделам учебного предмета, а не найти промахи в работе учителя.

Одно из основных условий успешного проведения педагогического аудита – конфиденциальность. Даже при неблагоприятных результатах тестирования на совещаниях методических объединений речь идет только о тенденциях, но не о конкретных результатах. Тем самым снимается напряженность в отношениях учителя и аудитора.

В 2005 г. гимназия стала городским ресурсным центром, на базе которого ежегодно проходят семинары для руководителей городских ОУ. Сотрудники службы педагогического аудита делятся опытом работы, активно обсуждают вопросы подготовки выпускников к ЕГЭ, адекватной оценки качества образования, планирования и индивидуальной работы с особо одаренными детьми, процедуры и механизма проведения тестирования.

С сентября 2006 г. гимназия сотрудничает с городской лабораторией мониторинга качества образования (далее – лаборатория).

Задачи совместной деятельности заключаются в следующем:

  • апробация методик оценки качества школьного образования;
  • развитие системы тестовых заданий по предметам;
  • разработка методологии взаимодействия системы мониторинга и методической службы гимназии.

Одно из направлений совместной работы – исследование объективности выставления отметок учителями-предметниками в классах, где проводилось тестирование. Сотрудники лаборатории мониторинга составляют схемы, показывающие разницу в рейтингах тестовой и школьной отметок ученика по предмету за определенную четверть.

ПРИМЕР

Результаты разницы в рейтингах тестовой отметки и отметки ученика по предмету оформляются в виде таблицы, где: "+" – показатель завышения отметки по предмету; "–" – показатель заниженной отметки.

Класс ____

Ф. И. обучающегося

Учебные предметы

Русский язык

Математика

Иванов Иван

+

Петров Петр

Федоров Федор

+

По результатам анализа объективности выставления отметок регулярно проводится индивидуальная работа с учителями-предметниками, выявляются проблемы, которые мешают объективно оценивать знания учащихся.

Совместно с заместителями директора ОУ по предметам вырабатываются рекомендации для устранения пробелов в знаниях учащихся. Учителя получают информацию о темах, которые необходимо повторить и затем дополнительно проконтролировать знания обучающихся.

На протяжении нескольких лет итоговая аттестация в выпускных (9-х и 11-х) и переводных (7-х и 10-х) классах гимназии осуществляется в форме тестов в строгом соответствии с положением о проведении ЕГЭ.

Для успешного прохождения обучающимися итоговой аттестации в гимназии:

  • разработаны и утверждены требования к экзаменационному материалу;
  • проводится тщательная проверка выполнения программ в выпускных классах;
  • изучаются профессиональные интересы учащихся 9-х и 11-х классов;
  • регулярно проводятся консультации выпускников и учителей выпускных классов по вопросам подготовки к итоговойаттестации.

Тренировочные тесты, выполняемые учащимися, способствуют повышению количества баллов при сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. Зная типы заданий, правила оформления, ученик практически не тратит время на изучение инструкций по заполнению бланков ЕГЭ и выполнению экзаменационной работы. Кроме того, обучающиеся психологически готовы к успешной сдаче тестов, т. к. формирование навыков выполнения срезовых и контрольных работ в тестовой форме начинается с первого класса.

В настоящее время независимая экспертиза качества образования проводится в гимназии на всех ступенях обучения. Положительный эффект от созданной службы педагогического аудита очевиден, а деятельность педагогического аудитора находит понимание среди педагогов и учеников.

И.Ю. Шилина,
зам. директора по УВР, гимназия № 56, г. Санкт-Петербург

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль