Сценарий педсовета "Анализ учебно-воспитательного процесса, поиск проблем"

5736

Форма проведения – проблемно-деятельностная игра.

Подготовительный этап

Цель: обеспечить организационно-методическую подготовку осуществления игрового этапа.

Процедура 1. Формирование творческой группы по подготовке педсовета.

Ведущая роль в деятельности творческой группы принадлежит директору, или зам. директора школы по НМР и руководителям методических объединений.

Процедура 2. Разработка сценария игры творческой группой по подготовке педсовета.

Процедура 3. Самоанализ педагогами проделанной работы за последние пять лет.

В процессе выполнения данной процедуры педагоги получают карту самоанализа, состоящую из двух частей: таблицы и опросника.

Карта самоанализа методической работы учителя за последние пять лет

Ф. И. О. учителя __________________________________________________________________________

Критерий для самоанализа

Максимальное кол-во баллов

Самооценка учителя

Проведение открытых уроков

На уровне области

4

На уровне города

3

На уровне школы

2

На уровне МО

1

Выступления различного рода

Выступления на областных конференциях

5

Чтение лекций на курсах повышения квалификации

4

Выступления на городских методических конференциях

3

Выступление с докладом на школьном педсовете или планерке

2

Выступление на заседании школьного МО

1

Инновационная деятельность

Работа по собственной авторской программе

5

Работа по новым методикам и технологиям

4

Работа по новым учебникам

3

Участие учащихся в олимпиадах

Областных

4

Городских

3

Школьных

2

Участие учащихся в исследовательских конференциях по предмету

Областных

4

Городских

3

Школьных

2

Участие учащихся во внеурочных мероприятиях

Областных

4

Городских

3

Школьных

2

Публикации

В центральных республиканских изданиях

4

В областных и городских изданиях

3

Во внутришкольных изданиях

2

Подготовка и проведение внеурочных мероприятий

На уровне города

4

На уровне школы

3

На уровне класса

2

Участие в работе по обобщению и распространению передового педагогического опыта

Участие в качестве эксперта по проверке экзаменационных работ в форме ЕГЭ

4

Участие в качестве эксперта в составе городской аттестационной комиссии

3

Участие в качестве эксперта в составе школьной аттестационной комиссии

2

Самообразование

Регулярное посещение различных курсов, разработка собственных методик, применение их на уроках, обобщение своего опыта

4

Регулярное посещение различных курсов, разработка собственных методик, применение их на уроках

3

Регулярное посещение различных курсов по своей инициативе

2

Посещение курсов по направлению администрации

1

Опросник

1. Сколько открытых уроков Вы дали в течение последних пяти лет? Перечислите их темы, уровень проведения (областной, городской, школьный) и укажите год проведения. _____________________________________________________________________________________________________________

2. Сколько открытых внеклассных мероприятий Вы провели в течение последних пяти лет? Перечислите их темы, уровень проведения (областной, городской, школьный) и укажите год проведения. _____________________________________________________________________________________________________________

3. Сколько у Вас было выступлений, на каком уровне, когда и по какой теме?

_____________________________________________________________________________________________________________

4. В каких городских мероприятиях за последние пять лет участвовали Ваши ученики, какие места занимали?

_____________________________________________________________________________________________________________

5. Какие методы Вы наиболее активно использовали на уроках в последние пять лет?

_____________________________________________________________________________________________________________

6. С какими новыми для Вас современными педагогическими технологиями познакомились за последние пять лет, какие из них начали осваивать? _____________________________________________________________________________________________________________

7. Заполните таблицу "Показатели обученности".

Удовлетворены ли Вы достигнутыми результатами? Если нет, то что Вам помешало?

_____________________________________________________________________________________________________________

Показатели обученности

Критерии

Учебные годы

2005–2006

2006–2007

2007–2008

2008–2009

2009–2010

Успешность обучения

Качество ЗУН

Обработка результатов

По результатам первой части (табличной) выстраивается рейтинг учителей по участию в методической работе школы.

На основе ответов педагогов на вопросы второй части осуществляется:

  • обобщение результатов методической работы школы за пять лет;
  • диагностика профессиональных затруднений и стремления педагогов к самообразованию и самосовершенствованию. Как показывает практика, педагоги при прямой диагностике часто отвечают, что не испытывают никаких существенных затруднений в профессиональной деятельности. Однако психологи говорят: услышать – это не значит знать, знать – не значит уметь. Письменные ответы учителей четко выявят сложившуюся ситуацию в школе.

Процедура 4. Формирование материальной базы игры.

В процессе подготовки к педсовету осуществляются следующие действия:

  • готовятся в необходимом количестве тексты инструктажей, бланки таблиц, результаты диагностик и т. п.;
  • на стенах в игровой аудитории вывешиваются правила мозговой атаки, правила дискуссии, высказывания известных людей о важности умения слушать других и т. п.;
  • запасаются в необходимом количестве канцелярские принадлежности: писчая бумага, фломастеры, ватман и др.;
  • столы расставляются по кругу.

На подготовительном этапе формируются группы из расчета 7 ± 2 участника.

наверх

Игровой этап (длительность – 2 ч)

Процедура 1. Краткое выступление координатора игры (им может быть зам. директора по НМР) – 3 мин.

Цель: сформировать у педагогов установку на неформальное участие в коллективной мыследеятельности, заинтересованное отношение к происходящему.

Координатором оговариваются универсальные правила коллективной мыследеятельности.

  1. Универсальные правила коллективной мыследеятельности
  2. Каждый участник проходит все процедуры и операции игры.
  3. Каждый участник стремится проявлять инициативу, творчество и оказывать помощь другим.
  4. В спорных вопросах решающее слово – за координатором.
  5. В игре существует единственный запрет для всех – ненанесение ущерба достоинству человека.

Краткий комментарий координатора должен убедить всех участников в необходимости сознательного принятия правил игры и строгого им следования.

Процедура 2. Этап группового обобщения и индивидуальной рефлексии – 30 мин.

Цель: сформировать групповой настрой на последующую коллективную работу.

Координатор предлагает в короткий срок обобщить данные карт самоанализа учителей, входящих в группу, и в увлекательной форме прорекламировать свою деятельность за пять лет. На обобщение и подготовку рекламы на листах ватмана дается 15 мин, на рекламирование каждой группы – по 3 мин.

Умышленное навязывание дефицита времени и игровой характер заданий, с одной стороны, задают напряженный ритм групповой работы на всю игру, с другой – способствуют внутреннему раскрепощению игроков.

Процедура 3. Поиск приоритетных проблем образовательного процесса.

Координатор напоминает о целях, логике и продукте коллективной работы, подчеркивает сложность стоящих перед группами задач и напоминает о дефиците имеющегося времени. Затем ставит вопрос о необходимости установления правил работы в группе, сообщает, что предлагаемый перечень правил является примерным и открытым, в ходе обсуждения в него могут быть внесены коррективы или добавлены новые формулировки. На принятие правил отводится 2 мин.

Примерные правила работы в группе

  1. Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всей игры.
  2. Откровенность и доброжелательность в общении.
  3. "Работаем без погон", т. е. все равны в общении без учета былых заслуг, знаний и педагогического стажа.
  4. "Сделаем себя понятными другим", т. е. "не меня не поняли", а "я неясно выразил свою мысль".
  5. Каждый игрок ответственен за результат работы группы, а группа – за каждого.
  6. Право меньшинства на особое мнение.

Процедура поиска приоритетных проблем предусматривает выполнение трех операций.

Операция 1. Подступы к проблеме.

Координатор игры уточняет значение понятия "проблема" как расхождения между предполагаемым и реальным. Он обращает внимание игроков на следующие высказывания:

  • "Сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем ее решить" (А. Эйнштейн, Л. Инфельд);
  • "Первый признак мыслящего человека – это умение видеть проблему там, где она есть" (С.Л. Рубинштейн).

Операция 2. Рефлексивный тренинг (20 мин).

Группам предлагается на листе ватмана в течение 10 мин написать ответ на вопрос: "Каков он – идеальный ученик?". Затем на другом листе ватмана также в течение 10 мин написать ответ на вопрос: "Каковы они – реальные ученики нашей школы?".

Операция 3. Обратная мозговая атака (20 мин).

Координатор игры предлагает группам обнаружить проблему при помощи метода обратной мозговой атаки, объясняет суть метода: если прямая мозговая атака направлена на поиск позитивного решения, то цель обратной атаки – составление наиболее полного списка дефектов рассматриваемого явления, в данном случае – образовательного процесса. Координатору необходимо не только представить и прокомментировать правила мозговой атаки, но и убедить педагогов в целесообразности строгого следования данным правилам, а в ходе осуществления мозговой атаки в тактичной форме обеспечить их неуклонное соблюдение.

Правила мозговой атаки

  1. Категорически запрещается критика и промежуточные оценки.
  2. Предложенных идей должно быть как можно больше, они высказываются без каких-либо доказательств.
  3. Поощряется улучшение и развитие формулировок, их комбинирование и видоизменение, однако это не должно превращаться в упражнения по высказыванию нелепых суждений.
  4. Координатор игры обосновывает необходимость немедленного фиксирования на ватмане всех высказанных предложений. Для этой цели выбирается секретарь.

Обратную мозговую атаку по поиску проблем образовательного процесса можно осуществлять различными способами: "от наименьшей компетентности", обращаясь сначала к начинающим педагогам, а уж потом к опытным учителям, либо, напротив, при дефиците времени, – "от наибольшей компетентности". Можно также "работать по кругу": в этом случае каждому игроку предоставляется обязательное право в течение примерно одной минуты высказать и кратко растолковать свое предложение (участники отвечают друг за другом по часовой стрелке).

В результате этой операции группы получают список сформулированных проблем.

Операция 4. Взаимообмен формулировками проблем (15 мин). Поочередно от каждой группы в течение 3 мин выступает "спикер", который представляет сформулированные группой проблемы, отвечает на возможные вопросы.

Операция 5. Формулировка блоков проблем (10 мин).

Необходимо на основе содержательной близости объединить проблемы в блоки, каждому блоку дать название, раскрывающее общую суть объединенных проблем, либо формулировку, поглощающую все проблемы данного блока.

Операция 6. Построение "дерева проблем" (15 мин).

"Дерево проблем" – это древовидный граф, отображающий некоторое множество проблем и отношения между ними. Развертывание "дерева проблем" производится сверху вниз: от проблемы-следствия к проблеме-причине.

Алгоритм построения "дерева проблем"

  1. Фиксация корневой проблемы. Корневая проблема – это проблема, порождающая целый ряд других и требующая незамедлительного решения.
  2. Определение причин, инициирующих (порождающих) корневую проблему.
  3. Отдельный анализ каждой причины с целью определения причин, ее обусловивших (нахождение причин причины).
  4. Установление цепи причинных связей осуществляется до определения дефектов, которые необходимо устранить.
  5. Готовые варианты структурированных блоков проблем вывешиваются на доске для экспертизы.

Операция 7. Экспертная оценка "дерева проблем" (10 мин).

Алгоритм экспертной оценки

  1. Соответствует ли название блока содержанию проблем?
  2. Корректно ли определены связи между проблемами?
  3. Можно ли согласиться с выбранным основанием для декомпозиции проблем на подпроблемы?

В роли экспертов поочередно выступает каждая игровая группа. Перед началом экспертизы координатор игры должен сделать акцент не на соревновательности, а на сотрудничестве, позитивном взаимодействии в целях достижения желаемого результата.

Правила работы экспертов

  1. Стараться понять коллег.
  2. Стремиться найти положительное в формулировках коллег.
  3. Обеспечить обсуждение продукта всеми участниками групп.
  4. Не бояться обратить внимание коллег на явный просчет (работать на "общий котел").
  5. Не бояться принимать и учитывать ценные замечания коллег.

Операция 8. Выбор стратегии развития школы (5 мин).

Координатор игры предлагает в ходе дальнейшей экспертной оценки выбрать главную проблему. Ее необходимо оценить по следующим критериям:

  • актуальность;
  • решаемость силами школы;
  • тенденция обострения проблемы в будущем.

наверх

Г.В. Степяк,
зам. директора по УВР МОУ СОШ № 22, г. Череповец

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль