Построение и реализация системы мониторинга качества образования в школе

19225

В современной школе значимое место отведено обновлению целей общего образования и основным условиям их достижения. Одним из таких условий называется необходимость проведения диагностического исследования качества образования и поиск путей перехода к новому качеству образования, основанному на компетентностном подходе.

Войдя в третье тысячелетие, практически каждое ОУ пытается найти ответы на актуальные вопросы: от чего зависит результативность работы школы? Каким образом сделать школу более привлекательной для учащихся и их родителей? Как определяется качество образования, и что должно включать в себя качественное образование? Как ОУ, испытывая недостаток ресурсов, могут интегрировать в школьные программы новые требования, которые предполагают наличие гибких учебных планов, обучение и переквалификацию преподавателей, постоянное обновление учебников и других материалов, обеспечение доступа к новым информационным и коммуникационным технологиям и углубление международного сотрудничества?

Кроме того, в современных условиях каждое ОУ несет реальную ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг, в связи с чем появляется необходимость решения управленческих задач и возникает потребность в информации о действительных результатах деятельности, их динамике и выявлении факторов, на них влияющих. Для решения этих задач становится актуальным и необходимым построение целостной системы мониторинга качества образования в каждой школе.

Объекты мониторинга и критерии их оценки

При построении целостной системы мониторинга качества образования важно, какую именно трактовку этого понятия мы выберем. Наиболее полное разъяснение, на наш взгляд, дает С.А. Писарева: мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем ОУ и прогнозирование их развития.

Алгоритм мониторинга

  1. Выявить критерии и показатели оценки объекта мониторинга.
  2. Подобрать индикаторы (диагностические методики) для измерения показателей оценки объекта мониторинга.
  3. Определить и включить в ВШК необходимые виды мониторинга для выявленных показателей.
  4. Определить частоту сбора информации, назначить ответственных за ее сбор, хранение, обработку и анализ.
  5. Определить субъекты мониторинга (потребителей информации) и возможные формы предоставления им информации.
  6. Провести необходимые диагностические процедуры.
  7. Обработать и проанализировать своевременно полученную информацию для принятия соответствующих управленческих решений и оформить результаты для предоставления субъектам мониторинга.
  8. Принять управленческие решения, направленные на повышение качества образования.

Выстраивая систему мониторинга качества образования, необходимо выделить его основные объекты: образовательные результаты, условия и цену их достижения.

Каждый объект мониторинга оценивается критериями, для которых определяются показатели, т. е. данные, по которым можно судить о состоянии критерия.

Показатели измеряются индикаторами. Для каждого индикатора определяется вид мониторинга, который требуется провести, например:

  • информационный – предполагающий накопление и распространение информации и не предусматривающий специально организованного обследования на этапе сбора информации;
  • базовый – выявляющий проблемы и риски до того, как они будут осознаны в сфере управления;
  • проблемный – позволяющий исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем;
  • управленческий – оценивающий эффективность, последствия и вторичные эффекты принятых управленческих решений.

Кроме того, необходимо рассмотреть степень включенности исследуемых показателей в ВШК.

Информация должна быть:

  • объективной – отражающей реальное состояние дел, а не мнение об этом одного или нескольких исследователей или других лиц;
  • точной – с минимальными погрешностями измерений;
  • полной – источники информации должны перекрывать возможное поле получения результатов (нельзя судить о состоянии дел в школе только на основе опроса какой-либо одной группы участников образовательного процесса);
  • достаточной – объем информации должен позволить принять обоснованное решение;
  • структурированной – информация, полученная из разных источников, должна быть приведена к общему знаменателю;
  • оптимально обобщенной – представленной в форме, которая соответствует запросам различных групп потребителей информации (родители, учащиеся, учителя, органы управления образованием);
  • оперативной, т. е. своевременной;
  • доступной – информация, на которую ориентирована программа мониторинга, должна быть доступной для получения, а информация, полученная в результате мониторинга, должна позволить увидеть реальные проблемы, требующие решения.

Мониторинг образовательных результатов

В качестве примера рассмотрим мониторинг образовательных результатов учащихся 9-х классов по русскому языку и математике.

Цель мониторинга – сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации о качестве образования по русскому языку и математике учащихся 9-х классов, необходимой для принятия в школе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.

Для оценки образовательных результатов нами выделены следующие критерии: обученность, обучаемость и творческие успехи.

Для каждого критерия определены показатели:

  • обученность:
    – фактический уровень знаний по учебным предметам;
    – сформированность предметных умений;
    – сформированность общеучебных умений;
  • обучаемость:
    – темп и способность освоения учебного материала (скорость, глубина, отсутствие напряжения, утомления);
    – способность переключения на новые способы и приемы работы;
  • творческие успехи:
    – уровень развития творческих способностей;
    – результаты участия в олимпиадах, конкурсах.

Индикаторы показателей и виды мониторинга оценки образовательных результатов учащихся 9-х классов по русскому языку и математике приведены в табл. 1.

Таблица 1

Мониторинг образовательных результатов учащихся 9-х классов

Показатели

Индикаторы

Вид мониторинга

Частота сбора информации

Ответственные за сбор
информации

Потребители информации

Критерий: обученность

Фактический уровень знаний по учебным предметам (математика, русский язык)

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) ГИА по русскому языку и математике

Проблемный, управленческий

2 раза в год: октябрь, февраль

Председатели МО, зам. директора по УВР

Учителя, родители, учащиеся, органы управления образованием

Сформированность предметных умений

Сформированность общеучебных умений

Критерий: обучаемость

Темп и способность освоения учебного материала (скорость, глубина, отсутствие напряжения, утомления)

Методика "Заучивание 10 слов" А.Р. Лурия (оценка состояния памяти, утомляемости, устойчивости внимания). Тест "Распределение и переключение внимания". Методика "Расстановка чисел" (оценка произвольного внимания).

Методика "Оперативная память".

Тест Липпмана "Логические закономерности"

Базовый

2 раза в год: октябрь, февраль

Психолог

Учителя, родители

Способность переключения на новые способы и приемы работы

Прочность усвоения учебного материала

Критерий: творческие успехи

Уровень развития творческих способностей

Тесты П. Торренса

Базовый

2 раза в год: октябрь, март

Психолог

Учителя, родители

Результаты участия в олимпиадах, конкурсах

Анализ статистических данных

Информационный, управленческий

По мере поступления данных

Зам. директора по УМР

Учителя, родители, учащиеся, органы управления образованием

Мониторинг уровня обученности учащихся

Для оценки уровня обученности учащихся 9-х классов русскому языку и математике проводятся диагностические работы в формате ГИА.

Результаты работ оформляются в виде таблицы (табл. 2) и/или графически.

Таблица 2

Результаты диагностических работ по русскому языку и математике учащихся 9-х классов

Дата

Кол-во учащихся

Кол-во учащихся (доля), получивших отметку

Уровень обученности (%)

Качество обученности (%)

всего

выполнивших работу

"5"

"4"

"3"

"2"

Учебный предмет: русский язык

Октябрь

61

59

2 (3%)

27 (46%)

28 (48%)

2 (3%)

97

49

Февраль

61

60

5 (8%)

31 (52%)

23 (38%)

1 (2%)

98

60

Учебный предмет: математика

Октябрь

61

59

10 (17%)

29 (49%)

17 (29%)

3 (5%)

95

66

Февраль

61

59

11 (19%)

31 (52%)

17 (29%)

100

63

При анализе диагностических работ пошагово (по каждому заданию) отслеживается уровень сформированности как предметных, так и общеучебных умений учащихся (перечень умений приведен в приложениях 1, 2).

Результаты диагностических работ по учебным предметам обсуждаются на заседаниях МО, педагогического совета. По итогам обсуждений принимаются управленческие решения.

ПРИМЕР

При анализе диагностических работ по математике в формате ГИА был оценен уровень сформированности предметных (табл. 3) и общеучебных умений (рис. 1) учащихся 9-х классов.

Таблица 3

Уровень сформированности предметных (по математике) умений

учащихся 9-х классов

Умения

Владеют умением

чел.

доля (%)

чел.

доля (%)

октябрь

февраль

Сравнивать рациональные числа

57

98

59

100

Владеть понятием квадратного корня

52

89

58

99

Решать задачи на проценты

46

78

59

100

Вычислять значения выражения с переменными при заданных значениях переменных

40

67

52

89

Составлять буквенное выражение по условию задачи

46

79

57

98

Преобразовывать целые выражения

51

88

59

100

Выполнять действия с алгебраическими дробями

38

65

54

92

Преобразовывать числовые выражения, содержащие степени с целым показателем

33

56

43

74

Решать линейные уравнения

26

45

39

67

Находить координаты точки пересечения параболы и прямой с помощью решения системы двух уравнений с двумя переменными

20

34

33

56

Составлять системы уравнений по условию текстовой задачи

25

42

34

58

Решать линейные неравенства с одной переменной

34

58

37

62

Решать квадратные неравенства

27

46

33

56

Владеть понятием "арифметическая прогрессия"

41

69

44

75

Иметь представление о графике квадратичной функции

26

45

38

65

Интерпретировать график реальной зависимости

29

49

32

55

 Построение и реализация системы мониторинга качества образования в школе
Рис. 1. Уровень овладения учащимися 9-х классов общеучебными умениями

Анализ результатов диагностической работы, проведенной в октябре, показал, что у учащихся 9-х классов наименее сформированы такие предметные умения, как:

  • находить координаты точки пересечения параболы и прямой с помощью решения системы двух уравнений с двумя переменными;
  • решать линейные уравнения;
  • составлять системы уравнений по условию текстовой задачи.

А из общеучебных умений – применять полученные знания на практике.

По итогам обсуждения результатов работ на заседаниях МО учителей-предметников, педагогического совета, были приняты управленческие решения – учителям, преподающим в 9-х классах математику и предметы естественного цикла, – на уроках и факультативных занятиях обращать больше внимания на решение задач различных типов и усилить практическую направленность заданий.

Аналогично анализируются диагностические работы, проведенные в феврале. Результаты мониторингов сравниваются, обсуждаются на заседаниях МО, педагогических советов. По итогам обсуждений принимаются соответствующие управленческие решения.

Такая система мониторинга обученности помогла не только улучшить академические достижения школьников (см. табл. 2), но и повысить уровень овладения учащимися предметными умениями по русскому языку и математике (см. табл. 3) и, что более важно, общеучебными умениями (см. рис. 1) как одним из обязательных результатов обучения.

Мониторинг обучаемости учащихся

Диагностика критерия "обучаемость" проводится психологической службой, с помощью методик, оценивающих у учащихся:

  • уровень произвольного внимания;
  • способность распределять и перераспределять внимание;
  • показатели оперативной памяти;
  • уровень развития логического мышления.

ПРИМЕР

Оценка критерия "обучаемость" у учащихся 9-х классов проводится в тот же период, что и диагностические работы по учебным предметам (октябрь, февраль). Результаты диагностики, проведенной в октябре, даны в табл. 4.

Таблица 4

Показатели

Доля учащихся (%), имеющих показатели

выше нормы

средней нормы

ниже нормы

значительно ниже нормы

Произвольное внимание

19

58

20

3

Способность распределять и переключать внимание

22

53

15

10

Оперативная память

12

70

16

2

Уровень развития логического мышления

19

54

24

3

После обсуждения результатов диагностики на заседании психологической службы были приняты следующие решения:

  • психологам необходимо проводить индивидуальные занятия с учащимися, у которых оценка показателей критерия "обученность" ниже или значительно ниже нормы;
  • учителям, преподающим в 9-х классах, при работе с такими учащимися делать акцент на упражнениях, способствующих улучшению концентрации, распределения, переключения внимания, развитию оперативной памяти и логического мышления.

Результаты диагностики, проведенной в феврале, показали, что:

  • снизилось количество учащихся, имеющих показатели произвольного внимания и оперативной памяти ниже нормы;
  • увеличилось количество учащихся, показатели переключения и распределения внимания которых находятся в пределах средней нормы и выше нормы.

Анализ мониторинга творческих успехов учащихся

При диагностике критерия "творческие успехи" (тест П. Торренса) оценивались следующие показатели креативности:

  • беглость (скорость, продуктивность) – отражает способность к порождению большого числа идей;
  • гибкость – оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем;
  • оригинальность – характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, твердо установленных;
  • разработанность – детализация идей.

ПРИМЕР

Результаты диагностики критерия "творческие успехи" проводившейся в октябре, зафиксированы в табл. 5.

Таблица 5

Показатели креативности

Доля учащихся (%), имеющих уровень

высокий

средний

низкий

Беглость

23

52

25

Гибкость

15

54

31

Оригинальность

11

55

34

Разработанность

7

49

44

Из всех показателей креативности наиболее развитым является "беглость", далее показатели усложняются, и уменьшается количество учащихся с высоким и средним уровнем их развития. Другими словами, значительное количество детей обладают способностью выдвигать большое количество идей, но при этом многие не доводят идеи до конца, т. е. до решения проблемы или детализации. А это, в свою очередь, влияет на выполнение учащимися различных заданий, в т. ч. в формате ГИА.

По результатам диагностики было принято решение – учителям, преподающим в 9-х классах, на уроках, занятиях школьного компонента, уделять внимание решению творческих заданий по схеме: возникновение идеи – выявление проблемы – решение проблемы – детализация идей и решений.

Результаты диагностики, проведенной в марте, показали, что увеличилось количество учащихся, продемонстрировавших высокий и средний уровень по показателям "оригинальность" и "разработанность", т. е. большее количество детей научилось не только выдвигать идеи, но и разрабатывать их. Подтверждением этому было увеличение количества победителей и призеров конкурсов проектных и исследовательских работ, научно-практических конференций.

В целом, можно сделать вывод, что при разработке системы мониторинга были верно выделены критерии, показатели, индикаторы мониторинга, определены его виды и субъекты, спланирован ход. Очевидно, что и управленческие решения, принимавшиеся в процессе мониторинга, были оправданными и целесообразными.

Мониторинг условий достижения образовательных результатов

Цель проведения мониторинга условий достижения образовательных результатов – сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации об условиях достижения образовательных результатов, необходимой для принятия в школе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.

Проводя мониторинг, мы обозначаем критерии – наличие ресурсов, на основании которых производится оценка:

  • методических;
  • валеологических;
  • ресурсов получения дополнительного образования;
  • ресурсов образовательной среды.

Для каждого критерия определены показатели – данные, по которым можно судить о его развитии, индикаторы (табл. 6).

Очевидно, что проведение мониторинга условий достижения образовательных результатов основывается, прежде всего, на наблюдении, анкетировании, анализе статистических данных.

Мониторинг методических ресурсов

Оценка методических ресурсов используется нами для того, чтобы накапливать не "досье недостатков" учителя, а "досье успехов", способствовать распределению направлений и перспектив профессионального роста, укреплению адекватной профессиональной самооценки, психологической защищенности педагогов.

Наблюдение, анкетирование и собеседования, проводимые в ходе мониторинга, позволяют выявить "слабые места" отдельных учителей. В зависимости от этого они проходят курсы повышения квалификации определенной направленности.

Мониторинг условий достижения образовательных результатов

Показатели

Индикаторы

Вид мониторинга

Частота сбора информации

Ответственные за сбор информации

Потребители информации

Критерий: методические ресурсы

Повышение квалификации учителей

Статистические данные, анализ

Базовый

1 раз в год (апрель)

Зам. директора по УМР

Учителя, органы управления образованием

Владение педагогами разнообразными технологиями, методами, приемами обучения

Наблюдение, анкетирование, собеседование

Проблемный, управленческий

2 раза в год (ноябрь, март)

Зам. директора по УМР, УВР, председатели МО

Учителя, органы управления образованием, родители

Инновационная и экспериментальная деятельность педагогов

Наблюдение, анкетирование, собеседование

Проблемный, управленческий

2 раза в год (декабрь, май)

Совет экспериментальной площадки

Выступления педагогов на семинарах различного уровня, публикации

Статистические данные, анализ

Информационный, управленческий

1 раз в год (апрель, май)

Зам. директора по УМР, УВР, председатели МО

Участие педагогов в профессиональных конкурсах

1 раз в год (апрель)

Зам. директора по УВР

Стабильность основного состава педагогического коллектива

1 раз в год (апрель – май)

Учителя, родители

Оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием

Базовый, управленческий

2 раза в год (октябрь, апрель)

Зам. директора по УМР, УВР, председатели МО

Учителя, родители, учащиеся

Обеспеченность учебниками и УМК

1 раз в год (март)

Зав. библиотекой

Учителя, органы управления образованием, родители, учащиеся

Время доступа к персональным компьютерам (для учителей и учащихся)

Наблюдение, собеседование, анализ

Базовый, управленческий

2 раза в год (ноябрь, март)

Зам. директора по ИТ

Оснащенность библиотеки

Статистические данные, анализ

1 раз в год (май)

Зав. библиотекой

Критерий: валеологические ресурсы

"Валеологическая кривая" расписания

Составление и анализ

Базовый, управленческий

2 раза в год (сентябрь, январь)

Зам. директора по УВР

Учителя, органы управления образованием, родители, учащиеся

Количество учащихся в классе

Статистические данные, анализ

Информационный, управленческий

1 раз в год

Зам. директора по социальной защите

Критерий: ресурсы получения дополнительного образования

Дополнительные образовательные услуги в школе (виды, востребованность)

Опрос участников образовательного процесса

Информационный

2 раза в год (сентябрь, декабрь)

Зам. директора по ВД

Учителя, родители, учащиеся

Запросы учащихся и родителей на дополнительные образовательные услуги

Опрос, анализ

1 раз в год (сентябрь)

Зам. директора по УВР

Включенность учащихся в систему дополнительного образования в школе (факультативы, кружки)

Наблюдение (посещаемость кружков, факультативов),

анализ мотивации учащихся

Базовый, управленческий

2 раза в год (ноябрь, апрель)

Зам. директора по ВД

Критерий: ресурсы образовательной среды

Широта

Анкетирование всех участников образовательного процесса (методика В. Ясвина), анализ

Базовый, управленческий

1 раз в год (ноябрь)

Психологическая служба, администрация школы

Учителя, родители, учащиеся

Интенсивность

Осознаваемость

Обобщенность

Эмоциональность

Доминантность

Когерентность

Активность

Мобильность

Устойчивость

Ежегодно, в ноябре, определяется уровень творческого потенциала педагогического коллектива – проводится анкетирование "Оценка уровня творческого потенциала личности". Результаты за два учебных года приведены в табл. 7.

Таблица 7

Динамика уровня творческого потенциала педагогов

Уровень

Педагоги, имеющие соответствующий уровень творческого потенциала

чел.

доля (%)

чел.

доля (%)

2008/2009 уч. г.

2009/2010 уч. г.

Низкий

1

2

Немного ниже среднего

3

7

Средний

6

14

7

15

Немного выше среднего

8

18

10

21

Выше среднего

16

37

19

39

Высокий

9

20

10

21

Очень высокий

1

2

2

4

В 2008/2009 уч. г. у трех педагогов уровень творческого потенциала был немного ниже среднего, а у одного – низкий. Поскольку анкетирование проводилось анонимно, мы предположили, что эти педагоги не включены в состав действующих в школе экспериментальных площадок и творческих групп. Было принято решение в целом увеличить число учителей, работающих в экспериментальных площадках. Результаты повторного анкетирования (ноябрь 2009 г.) показали, что творческий потенциал педагогов улучшился: нет педагогов, имеющих уровень низкий и немного ниже среднего.

Мониторинг ресурсов получения дополнительного образования

Ежегодно в сентябре проводится анкетирование учащихся и родителей на предмет востребованности дополнительного образования в школе. В 2008 г. большинство учащихся 9–10-х классов и их родители высказали пожелание увеличить количество часов математики в расписании первой половины дня с целью повышения качества подготовки к ЕГЭ. В связи с этим был разработан и введен в 2009/2010 уч. г. в расписание элективный курс "Использование информационной среды Scilab в школьной математике" для учащихся 10–11-х классов. Занятия по данному курсу проводятся в группах – учащиеся разделены по уровню мотивации к учебной деятельности.

Мониторинг ресурсов образовательной среды

Ресурсы образовательной среды оцениваются по методике В.А. Ясвина по показателям:

  • широта – какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду;
  • интенсивность – степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями, возможностями, а также концентрированность их проявления;
  • осознаваемость – степень включенности в среду субъектов образовательного процесса;
  • обобщенность – степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды;
  • эмоциональность – соотношение эмоционального и рационального компонентов в образовательной среде;
  • доминантность – значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;
  • когерентность – степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;
  • активность – показатель социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательной среды в среду обитания;
  • мобильность – показатель способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;
  • устойчивость – стабильность образовательной среды во времени.

ПРИМЕР

При проведении мониторинга организуется опрос всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учащихся.

Данные, полученные по результатам опроса, проведенного в ноябре 2008 г., показали что, в целом, и родители и учителя оценивают образовательную среду школы достаточно высоко (рис. 2).

Однако характеристики "осознаваемость", "активность", "мобильность" педагоги оценили на 2 балла выше, чем родители. Скорее всего, расхождения связаны с недостатком у родителей информации о жизни школы. Было принято решение размещать соответствующие материалы на сайте школы, больше рассказывать о жизни ОУ на родительских конференциях, днях открытых дверей. Этими действиями удалось добиться того, что в 2009 г. при оценке образовательной среды расхождение между мнением родителей и педагогов стало минимальным, что свидетельствует о более тесном взаимодействии участников образовательного процесса.

 Построение и реализация системы мониторинга качества образования в школе
Рис. 2. Оценка образовательной среды педагогами ОУ и родителями

Мониторинг условий достижения образовательных результатов позволяет своевременно корректировать деятельность школы, добиваться значительного повышения качества образования.

Мониторинг цены достижения образовательных результатов

Мониторинг цены достижения образовательных результатов – необходимая составляющая целостной системы мониторинга качества образования.

Цель мониторинга – сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации о цене достижения образовательных результатов, необходимой для принятия в школе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.

Проводя данный мониторинг, мы выделяем критерии, на основании которых производится оценка. Это:

  • нагрузка учащихся;
  • нагрузка учителей;
  • состояние здоровья учащихся и учителей.

Для каждого критерия определены показатели – данные, по которым можно судить о развитии критерия, индикаторы (табл. 8).

Таблица 8

Мониторинг цены достижения образовательных результатов

Показатели

Индикаторы

Вид мониторинга

Частота сбора информации

Ответственные за сбор информации

Потребители информации

Критерий: нагрузка учащихся

Число проверочных, контрольных работ и других видов аттестации в отчетный период (триместр, полугодие и т. д.)

Статистические данные, анализ

Базовый, управленческий

3 раза в год (в начале триместров)

Зам. директора по УВР

Учителя, родители, учащиеся

Время, затрачиваемое на подготовку к различным видам аттестации (их трудоемкость)

Анкетирование, собеседование

Проблемный

2 раза в год (декабрь, май)

Зам. директора по УВР, УМР, председатели МО

Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий (по предметам, по триместрам, по параллелям и т. д.)

3 раза в год (сентябрь, декабрь, март)

Зам. директора по социальной защите

Критерий: нагрузка учителей

Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися

Анкетирование, собеседование

Информационный, управленческий

2 раза в год (октябрь, февраль)

Зам. директора по УВР, УМР, председатели МО

Учителя, органы управления образованием, родители

Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе

Статистические данные, анализ

Учителя, родители

Трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку)

Анкетирование, собеседование

Информационный

1 раз в год

Председатель профкома

Учителя

Критерий: состояние здоровья учителей, учащихся

Динамика заболеваний

Статистические данные, анализ

Базовый, управленческий

2 раза в год (ноябрь, апрель)

Медработник

Учителя, родители

Динамика травматизма

1 раз в год (апрель)

Инженер по ТБ и ОТ

Учителя, органы управления образованием, родители

ПРИМЕР

Проведение мониторинга цены достижения образовательных результатов позволяет регулировать число проверочных, контрольных работ и других видов аттестации учащихся, корректировать объем домашних заданий, что приводит к снижению уровня тревожности учащихся. Динамика уровня тревожности учащихся 10–11-х классов по шкале Спилберга – Ханина (приложение 3) показывает, что снижается как ситуативная, так и личностная тревожность школьников (табл. 9)

Таблица 9

Вид тревожности

Доля учащихся (%) с повышенной тревожностью

Март 2008 г.

Март 2009 г.

Март 2010 г.

Ситуативная тревожность

33

24

11

Личностная тревожность

28

15

8

Проведение мониторинга цены достижения образовательных результатов позволяет корректировать как учебную нагрузку учителей, так и дополнительные нагрузки (методическая работа, экспериментальная работа, наставничество и т. п.). В свою очередь, разнообразие нагрузки позволяет мотивировать каждого учителя и избегать конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

Также проведение этого мониторинга позволяет создавать ситуацию успеха, добиваться того, что и учитель, и ученик изменяются, взаимодействуют и вместе участвуют в обновлении школьной жизни, при этом их сотрудничество становится более осмысленным и эффективным.

Создание и применение в школе целостной системы мониторинга, включающей три взаимосвязанных и взаимообусловливающих объекта: образовательные результаты, условия достижения образовательных результатов, цену достижения образовательных результатов, позволяет добиваться не только повышения качества образования, но и обеспечивать максимальное сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Реализация целостной системы мониторинга качества образования позволяет исследовать закономерности процессов, степень опасности, типологию проблем в обеспечении качества образования, оценить эффективность, последствия и вторичные эффекты принятых управленческих решений, что делает управление качеством образования в ОУ результативным.

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ
предметных и общеучебных умений учащихся 9-х классов,
оцениваемых с помощью КИМов по русскому языку

1. Предметные умения:

  • сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • определять функционально-смысловой тип речи;
  • определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слова;
  • определять принадлежность слова к части речи по его грамматическим признакам;
  • определять принадлежность предложения к синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

2. Общеучебные умения:

  • адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • обрабатывать информацию звучащего текста;
  • адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
  • интерпретировать информацию прочитанного текста;
  • использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
  • последовательно излагать собственные мысли;
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  • использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство.

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ
предметных и общеучебных умений учащихся 9-х классов,
оцениваемых с помощью КИМов по математике

1. Предметные умения:

  • сравнивать рациональные числа;
  • владеть понятием квадратного корня;
  • решать задачи на проценты;
  • вычислять значения выражения с переменными при заданных значениях переменных;
  • составлять буквенное выражение по условию задачи;
  • преобразовывать целые выражения;
  • выполнять действия с алгебраическими дробями;
  • преобразовывать числовые выражения, содержащие степени с целым показателем;
  • решать линейные уравнения;
  • находить координаты точки пересечения параболы и прямой с помощью решения системы двух уравнений с двумя переменными;
  • составлять системы уравнений по условию текстовой задачи;
  • решать линейные неравенства с одной переменной;
  • решать квадратные неравенства;
  • владеть понятием арифметической прогрессии;
  • иметь представление о графике квадратичной функции;
  • интерпретировать график реальной зависимости.

2. Общеучебные умения:

  • знать и понимать учебный материал;
  • применять алгоритм;
  • решать задачи;
  • применять на практике изученный учебный материал.

Приложение 3

ШКАЛА
тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым оценить ряд суждений согласно инструкциям, и напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно.

На каждое суждение даются четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина состоит из двух частей, раздельно оценивающих ситуативную (СТ, высказывания № 1–20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21–40) тревожность.

Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Ситуативная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Бланк ответов

Суждение

Ответы

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден, и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах

1

2

3

4

Обработка результатов

Показатель СТ подсчитывается по формуле:

СT = Σ1 - Σ2 + 50,

где Σ1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пп. 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

 Σ2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пп. 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

Показатель ЛТ подсчитывается по формуле:

ЛТ = Σ1 - Σ2 + 35,

где Σ1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пп. 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

Σ2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пп. 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Интерпретация результатов

При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из позиций может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая;
  • 31–45 баллов – умеренная;
  • 46 и более баллов – высокая.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания.

Высокая тревожность предполагает склонность к появлению у человека состояния тревоги в ситуациях оценки его компетентности. Лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности, повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в "лучшем свете".

Ю.Э. Ковылева,

канд. пед. наук, зам. директора по УВР ГОУ СОШ № 1302, г. Москва

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль