Методы стимулирования учебной деятельности

3692

Каждый педагог сталкивается с проблемой отсутствия интереса к учебе унекоторых детей. Как организовать урок так, чтобы он стал для школьниковрадостью познания мира и активизировал бы их желание учиться? Какие методы иприемы стимулирования учебной деятельности школьников использует современныйучитель? Приведенные ниже примеры выстраивания особых отношений между ученикамии учителем направлены на решение проблемы школьной мотивации.

Причины спада школьной мотивации самые разнообразные и могут касаться какумственного развития ученика, его понимания цели пребывания в школе, так и стиляруководства классом, содержания педагогического общения между учителем иучащимися.

Множество факторов формируют мотивацию к учению: уровень профессиональнойкомпетентности преподавателя, его педагогическое мастерство, способность непересказать учебный материал, а увлечь им учащихся, безусловно, являютсяключевым моментом в развитии познавательных мотивов обучения у школьников. Нобыло бы большой ошибкой полагать, что только умелое владение педагогомобразовательными технологиями, связанными с дидактическими методами организациии проведения школьного занятия, обеспечивает эффективность процесса обучения. Вомногом желание учиться определяется субъективным переживанием ученика своегоуспеха в школе, которое связано не только с хорошей успеваемостью, но и сощущением личной значимости в классе, подтверждением внимания к своей персонекак со стороны одноклассников, так и преподавателя. Коммуникативный компонентпедагогической деятельности во многом обуславливает ее эффективность в целом.Характер взаимоотношений педагога со школьниками самым серьезным образом влияетна их успеваемость и личностную успешность.

Чаще всего мотивы к обучению в школе учащихся, особенно младших классов, вконечном счете, сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируютразвитие положительных качеств личности, а наказания предотвращают возникновениеотрицательных.

 

Виды поощрений и правила их использования

Виды поощрений в школьной ситуации могут быть самыми разнообразными:одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственноепоручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение запроступок.

Что касается похвалы, то она требует определенных условий ее применения,иначе может оказаться "медвежьей услугой" или быть непедагогичной. Припроявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил:

1. Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что даночеловеку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвалавызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога.

2. Не следует при классе хвалить ученика за то, что не поддерживаетсягруппой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога,поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если толькоодин ученик из класса подготовился к уроку, похвала в его адрес, как правило,противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этомслучае лучше похвалить его наедине.

3. В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются болеезаслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить "козлов отпущения" – делодовольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит,что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно,постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на учебные или иныеуспехи не столь популярных одноклассников.

4. Дети очень охотно и преувеличенно приписывают учителям "любимчиков", и уучителей действительно и обоснованно есть более приятные для них ученики, нохвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента.

 

наверх

Виды наказаний и обоснованность ихприменения

Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании,отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневнойжизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке илинамеке на него, иронической шутке.

Чтобы педагогические наказания были, по возможности, наиболее эффективны,следует соблюдать следующие правила:

1. Наказание должно быть справедливым, т. е. применяться не под влияниемплохого настроения педагога, а при полной уверенности в виновности учащегося.Если такой уверенности нет, наказывать не следует.

2. Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности,откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению ктоварищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень инеуспеваемость менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще всегоявляются следствием волевого недоразвития ребенка. В этих случаях нужны ненаказания, а помощь.

3. Особую категорию составляют случаи конфронтации учащихся с педагогами, такназываемые конфликты отношений, когда ученики становятся в намеренную оппозицию,"делаю назло". Это очень сложный тип ситуаций, обычно касающийся подростков истаршеклассников. Идеальным вариантом, очевидно, была бы "нулевая реакция"педагога на вызывающие выходки или иронию таких учеников, но требовать этого отсовременных педагогов просто нереально. В таких случаях наказания уместны приналичии "состава преступления", т. е. грубости, явного неподчинения, а наобидные для педагога подтексты нужно постараться ответить мудрым и спокойнымигнорированием либо более тонкой иронией, но не откровенным озлоблением.Радикальным выходом служит устранение конфликта, примирение, улучшение отношенийс подростком.

4. Нельзя строить наказание на критике физических недостатков или каких-либоличностных особенностей ученика, выставляющих его в невыгодном свете, напримернеуклюжей походки, дефектов речи и т. п. К сожалению, педагоги иногда не могутудержаться от соблазна подчеркнуть смешные особенности ребенка. Недопустимадискредитация в глазах ребенка его родителей.

5. Наказывая ученика, педагог должен каким-то образом показать, что еголичное отношение к ребенку не меняется и что, в принципе, ребенок имеетвозможность восстановить свою добрую репутацию.

6. При использовании наказаний следует учитывать общественное мнение группы.Если она явно или демонстративно поддерживает то, за что педагог наказываетребенка, наказание будет безрезультатным и даже сделает наказанного героем вглазах группы.

7. Если наказываемый – "отверженный" или "козел отпущения", группа можетпозлорадствовать и еще больше ухудшить положение ребенка, который нуждается вморальной поддержке. Здесь принцип справедливости и равного отношения ко всемдолжен быть несколько потеснен принципом гуманности.

Трудно предусмотреть все педагогические ошибки при использовании наказаний,поскольку они тесно связаны с индивидуальными психологическими особенностямипедагогов. Лучше всего, если наказаний вообще будет поменьше.

 

наверх

Роль учебной отметки

В профессиональной деятельности учителя можно обнаружить уникальное явление,когда один из способов стимулирования учебной деятельности учащихся можетрассматриваться как поощрение или наказание – это учебная отметка.

По большому счету, отметка является не поощрением или наказанием, а мериломзнаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использованияотметки как стимулирующего средства, и потому необходимо стремиться делать этонаилучшим образом. Любой педагог тонко чувствует влияние его отметки научащихся, улавливает те моменты, когда можно немного ее завысить с цельюподдержки и поощрения. В большинстве случаев интуиция и доброжелательностьучителя служат хорошими советчиками, однако все же следует указать на некоторыетипичные ошибочные позиции в оценивании учащихся:

  • педагог обесценивает свои отметки их постоянным завышением, что происходитлибо по причине мягкости характера учителя, либо из-за его слабых знаний.Отметка "отлично" такого учителя утрачивают свою функцию стимулирования;
  • педагог очень скуп на хорошие оценки, считая, что это повышаеттребовательность к уровню знаний и, следовательно, улучшает информированностьучащихся. Можно было бы согласиться с таким пониманием функции отметки, но такиеучителя часто не скупятся на заниженные оценки;
  • инертность педагога в оценивании отдельных учеников, принимающая характерярлыка, клейма на его уровне знаний. Давно замечено, что ученику трудновырваться за пределы его репутации у данного учителя. К примеру, если ученик"троечник", учитель очень неохотно ставит ему "четверку" за контрольную работу,которая этого заслуживает, мотивируя это типичным профессиональнымпредубеждением: "Наверное, списал", – и считает "четверку" уколом для своегопрофессионального самолюбия. Если же ученик всеми силами старается перейти с"четверки" на "пятерку", учитель, уверенный, что этот учащийся не может знать на"отлично", находит возможность "поставить его на место".

Еще в 30-х гг. ХХ в. выдающийся отечественный психолог Борис ГерасимовичАнаньев высказал мнение о том, что в школьной практике успеваемость ученика вомногом определяется различными психологическими ситуациями: мнением педагога обученике, его случайными о нем представлениями, настроением педагога в моментоценивания знаний учащегося и т. п.

 

наверх

Влияние отношения учителя к ученику науспеваемость

Одно из последних российских исследований показало, что объективность отметокпризнают чуть больше половины учителей и одна треть родителей. Таким образом,учителя сами понимают субъективность выставляемых в журнал и дневникиотметок.

Эксперимент, проведенный американскими психологами Розенталем и Джекобсоном,подтвердил предположение, что тенденциозное отношение к детям может влиять наоценивание педагогами успешности обучения учащихся и в целом на процесс ихразвития. Экспериментаторы определяли в школе интеллект учащихся. Педагогипопросили, чтобы им сообщили результаты исследований, экспериментаторы выбралипо списку в случайном порядке фамилии учащихся и сообщили в школу, что это самыеумные из всех обследуемых, после чего отношение педагогов к этим учащимсяизменилось. Сознательно или подсознательно они стали относиться к ним как кспособным ученикам, больше уделять им внимания, поощрять. Экспериментаторы черезнесколько месяцев повторно провели обследование школьников. По сравнению сдругими школьниками успеваемость учащихся, которых экспериментаторы "определили"самыми умными, повысилась, и, что очень важно, данные по объективным тестамизмерения интеллекта у них возросли. В отечественном кинематографе сценарийэтого эксперимента нашел свое отражение в фильме "Шапка Мономаха", где главныйгерой из непопулярного в классе и школе "троечника" становится общим любимчикомпреподавателей и обретает уважение одноклассников после ошибочного признания унего наивысшего среди всех остальных школьников коэффициента умственногоразвития.

Впечатляющие результаты эксперимента Розенталя и Джекобсона, судя по всему,намекают на то, что существующая в школах проблема "неспособных детей",возможно, является лишь следствием невысоких ожиданий, которые связывают с нимиих учителя. Конечно, невысокие ожидания педагога не фатальны для одаренногоребенка, а высокие – не превратят чудесным образом неспособного ученика в"гордость класса", т. к. по своей природе человек не столь податлив. Но, судя повсему, высокие ожидания педагога способны повлиять на тех неуспевающих учеников,для которых его поддержка может оказаться глотком свежего воздуха, помогающегоим удержаться на плаву. Розенталь назвал выявленную им закономерность"самореализующимся ожиданием" (или "самореализующимся пророчеством").

 Как ожидания учителя передаются ученику? По мнению Розенталя и другихисследователей, педагоги преимущественно смотрят на тех учащихся, чей потенциалвысок. Они чаще улыбаются и одобрительно кивают им. Также учителя могут и учитьв первую очередь своих "способных учеников", ставить перед ними более серьезныецели, чаще вызывать их и предоставлять им больше времени для обдумыванияответов. В такой благоприятной психологической атмосфере, наверное, тольколенивый не станет проявлять интерес к обучению.

Таким образом, отношение педагогов к ученикам влияет на процесс оцениванияучащихся. При позитивном отношении преподавателей школьники выглядят как болееуспешные в учебе по сравнению с другими учащимися, к которым педагог относитсяменее позитивно. Поэтому своеобразное психологическое "поглаживание" учащихся,проявляющееся в улыбке, одобрительном кивке, заинтересованности учителя,способно приободрить ученика, заставить его поверить в свои силы и выйти наболее высокий уровень обучения, а значит и академической успеваемости.Положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение – это совсемне мало. Приветливое и радушное лицо педагога – существенный вклад вформирование учебной мотивации школьников.

 

наверх

Создание ситуации успеха

На основе феномена "самореализующегося ожидания" в отечественной социальнойпсихологии Виталием Артуровичем Петровским был сформулирован принцип "отраженнойсубъектности". Сущность данного принципа заключается в том, что информацию опсихологических характеристиках интересующего экспериментатора субъекта онполучает, работая не с ним непосредственно, а с теми, кто знаком с этимсубъектом и кто таким образом может оказаться носителем его "отраженнойсубъектности". Например, при изучении личности учителя обследованию могутподвергаться его ученики, коллеги-учителя, родственники, друзья и т. д.

Результаты изучения "отраженной субъектности" блестяще нашли свое применениев педагогической практике. Так, исследованиями В.А. Петровского было доказано,что преподаватель, использующий на уроке инновационные, творческие приемырешения учебных задач, в психологическом плане "заражает" своих подопечныхвосприятием школьного урока. Они начинают чувствовать себя не как присутствующиена обязательном занятии, а как участники заседания интеллектуального клубазнатоков, раскрывающего перед ними уникальные возможности познания мира. Инаоборот, репродуктивная модель ведения урока только укрепляет в школьникахпривычку механичного заучивания учебного материала и не формируют у них ценностиобразования и познания в целом.

Данный метод направлен на укрепление веры учащегося в себя, но требует отпедагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Этоможет быть особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставлениевыигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада),предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощисо стороны сильного ученика и т. п.

Очень стимулирует учащихся принцип открытых перспектив, который открываетвсем школьникам дорогу к успеху в учебе. Исходя из данного принципа, любомуученику в любое время позволительно исправить свою отметку. Этот подходвозможен, когда почти на каждом уроке ученики сообщают о своем успехе, т. е. накаждом уроке все ученики опрашиваются и получают отметки. Если же наполнениеотметок в журнале небольшое, то такой подход снизит интенсивность работыучащихся, которые могут рассуждать следующим образом: "Если вызовут, и я получуплохую отметку, то я ее исправлю. Поэтому можно не всегда готовить уроки". Втакой ситуации учащиеся вряд ли будут готовиться к каждому уроку.

Таким образом, принцип открытых перспектив лучше стимулирует учебнуюдеятельность учащихся, когда на каждом уроке каждый ученик имеет возможностьответить или выполнить то или иное задание педагога.

 

наверх

Влияние и помощь одноклассников

Безусловно, почти для каждого ребенка, подростка в классе есть один-двазначимых одноклассника. Именно они, как показывают исследования, обладаютспособностью личностно запечатлеваться в сознании школьников. И в том случае,если эти лица являются значимыми для большинства в классе, учитель может обрестиважнейший канал не прямого, а опосредствованного воспитательного воздействия научащихся. К примеру, если ученик систематически не выполняет домашнее задание,учитель может попросить его школьного товарища, чьим мнением он дорожит,повлиять на него и помочь в подготовке к урокам. Таким товарищем не обязательнодолжен быть одноклассник. В советское время институт шефства старшеклассниковнад учениками превосходно решал такие учебные вопросы.

 

наверх

Метод группового давления

Групповое давление со стороны одноклассников вынуждает ученика поступатьтребуемым образом, благодаря его положению в системе социальных связей иотношений в учебном коллективе.

Четкое понимание педагогом структуры внутригрупповых отношений в классе иместа в ней проблемного ученика, знание групповой морали и ценностей в данномучебном коллективе позволяют воздействовать на него не непосредственно, а черезгруппу.

Основные положения метода группового давления нашли свое отражение вразработанной Антоном Семеновичем Макаренко теории воспитания в коллективе ичерез коллектив. Группа через механизм конформности, под которым понимается мера"подчинения" индивида групповому давлению, осуществляет воздействие на членаколлектива.

Метод группового давления реализуется только на высоких уровнях развитияучебного коллектива, когда возрастает роль группового порицания или одобрения.Это не означает, что педагог полностью перестает прямо влиять на учащихся; онвсе больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителемвоспитательного воздействия. В учебной ситуации метод группового давленияфактически сложно применить, т. к. он имеет сугубо воспитательнуюнаправленность. Тем не менее, критика или восторженные оценки одноклассниковмогут поспособствовать тому, что лентяй может чудесным образом преобразиться впытливого и "жадного" до знаний ученика.

 

наверх

Организация соревнования учащихся

В школах пока мало используется такое средство стимулирования учебнойдеятельности как организация соревнования учащихся. В последние годы на слово"соревнование" пала тень советского периода, когда различные соревнования врамках пионерской и комсомольской организаций (сбор макулатуры и металлолома,соревнование звеньев, а также "социалистическое соревнование") действительночасто носили формальный характер. Но стремление к соревнованию совершенноорганично для человеческой психологии, неотъемлемо от нее. Каждый человек всюжизнь старается не отстать, а, по возможности, и опередить людей своегопоколения и близкой судьбы, прежде всего своих одноклассников и однокурсников,ревниво сверяя по ним свои жизненные успехи.

Соревновательный азарт, который наиболее ярко проявляется в спорте, присущкаждому человеку и становится значительно сильнее в коллективе. Чистотеоретически соревнование, бесспорно, является эффективным стимулом к улучшениюдеятельности школьников.

Организация длительного соревнования в учебе или внеклассной работеоказывается очень хлопотливым делом, где ослабление усилий педагогов быстроприводит к потере детского интереса и формализму, к появлению нечестности поотношению к соперникам. Требуется постоянно подогревать интерес детей учетомрезультатов, новыми формами соревнования, внесением в него игрового элемента.Конечно, для детей наиболее увлекательны спортивные соревнования, а что касаетсяучебы или какого-либо труда – тут педагогам необходимо постоянно проявлятьвыдумку и энтузиазм. Но зато подобные усилия приносят щедрые плоды. В процесседействительно увлекательного для детей соревнования они сплачиваются, привыкаютпомогать друг другу, вырабатывают у себя навыки ответственности, прилагаютэнергичные усилия и просто живут интересной жизнью, т. е. становятся настоящимколлективом. Поэтому педагогам не стоит пренебрегать интеллектуальнымипоединками типа: "Что? Где? Когда?" или "Брейн-ринг". Как показывает практика,они могут увлечь своим соревновательным азартом практически весь класс.

В завершение следует отметить, что только демократический стиль руководстваучащимися является единственно возможным способом организации реальногосотрудничества педагога и школьников. Демократический стиль педагогическогоруководства, стимулируя учащихся к творческому, инициативному отношению к делу,позволяет максимально проявить себя как личность каждому члену коллектива.

И.А. Паршутин,
канд. психол. наук, доц. кафедрыпсихологии Московского университета МВД России

наверх

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль