Знакомство нового классного руководителя с детьми

4500

Первая встреча с детьми, ваш первый классный час – провести его и легко, и трудно. Легко – поскольку новый классный руководитель вызывает интерес у учащихся, и дети внимательно воспринимают все, что он говорит и делает, а значит, все ваши предложения будут услышаны и приняты к сведению.

Трудно – по тем же причинам: для классного коллектива вы – новый человек, дети насторожены и могут быть внутренне зажаты.

Обычно первую встречу принято начинать со знакомства. Сначала представьтесь и расскажите немного о себе: о своей профессиональной деятельности; о том, чем интересным занимались в жизни; какие у вас есть способности и таланты, чем увлекаетесь; чему необычному можете научить ребят и что хотите сделать для того, чтобы жизнь классного коллектива была интересной и насыщенной.

Также можно предложить учащимся игру "Воображаемое интервью".

Инструкция для учащихся: Объединитесь в группы по 4–6 чел. Представьте себе, что вам надо взять у меня интервью. Какие вопросы вы зададите, чтобы узнать обо мне как можно больше интересного? Составьте список вопросов. Запишите рядом с вопросами ответы, которые, по вашему мнению, дал бы я. Если вы не можете предположить ответа, попытайтесь угадать его.

Затем следует предоставить возможность представителям групп зачитать интервью, доброжелательно высказать свое мнение о нем, исправить неподходящие ответы и похвалить за те, которые попали в точку.

Теперь настала очередь знакомства с учащимися класса.

Обычно предлагается по очереди каждому рассказать о себе. Однако при этом не будет легкости общения, искренности, энергичности. Ученики будут мучиться, не зная, что рассказать, кроме некоторых анкетных данных, и всем придется выслушивать однотипные справки.

Поэтому мы советуем снова обратиться к игре, назовем ее "Знакомство".

Учащимся класса предлагается познакомиться необычным способом. По очереди каждый ученик называет свое имя и на первую букву имени – прилагательное, наиболее ярко его характеризующее. Например: Михаил – мудрый, Ирина – искренняя, Василий – веселый и т. п.

Эта игра способствует снятию эмоционального напряжения, развитию креативного мышления, сплочению коллектива учащихся, а также помогает классному руководителю провести первичную диагностику. Ведь в такой ситуации учащийся, как правило, формулирует действительно свое ведущее качество.

Также будет полезен тренинг знакомства, особенно во вновь сформированном ученическом коллективе. Каждому учащемуся предлагается в течение 5–10 мин взять интервью у своего соседа по парте, а затем представить одноклассника всему классу.

После этого необходимо обозначить дату и время следующей встречи и попросить учащихся дома заполнить анкету, содержащую следующие данные:

  • фамилия, имя, отчество учащегося;
  • дата и год рождения;
  • домашний адрес и телефон;
  • сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, должность и место работы, рабочий телефон);
  • состояние здоровья (особенности и хронические заболевания);
  • сведения о занятиях в кружках и секциях (какие, где и в какое время посещает);
  • интересы, увлечения.

На следующей встрече с классным коллективом необходимо собрать заполненные дома анкеты, а затем можно провести игру "Космическое путешествие". Она не только поможет в сплочении классного коллектива, но и позволит вам провести первичную диагностику учащихся класса. Игра подготовлена на основе идеи Кьелла Рудестама.

Каждому ребенку выдают инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 мин.

Инструкция для учащихся: Ты являешься членом экипажа космического корабля, отправляющегося с Земли на Луну. У нас договоренность о встрече с экипажем другого корабля, ожидающим нас на освещенной стороне Луны. Из-за технических проблем во время полета вам пришлось приземлиться примерно в 250 км от указанного места. Во время посадки ваш корабль сильно пострадал, много материала на борту уничтожено, но никто не ранен. Так как шанс выжить у вас есть только в случае встречи с экипажем другого корабля, нужно выбрать важнейшие предметы для утомительного 250-километрового перехода по дикой, каменистой и раскаленной поверхности Луны.

Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми после катастрофы. Каждому из вас необходимо проранжировать ниже перечисленные предметы в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру: 1 – у самого необходимого, на ваш взгляд, предмета; 2 – у второго по значению, и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.

Список предметов (записан также и на классной доске):

  • коробок спичек;
  • консервированная пища;
  • 25 м нейлоновой веревки;
  • парашют;
  • переносной отопительный элемент;
  • два пистолета 45-го калибра;
  • пакет сухого молока;
  • карта Луны;
  • автоматически надувающийся спасательный плот;
  • магнитный компас;
  • 25 л воды в банках;
  • сигнальные ракетницы;
  • два 50-литровых кислородных баллона;
  • аптечка первой медицинской помощи;
  • радио, работающее на солнечных батарейках.

После того как завершена индивидуальная классификация, ребятам дается 45 мин для выполнения общего задания.

  1. Инструкция для учащихся: Наш класс, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должен прийти к единому мнению относительно места в списке каждого из пятнадцати предметов. Достичь согласия трудно, поэтому класс старается каждую оценку дать так, чтобы все члены коллектива могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:
  2. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.
  3. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклоняться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.
  4. Избегайте таких методов уменьшения разногласий, как голосование или принятие компромиссных решений с целью достижения согласия при выполнении групповых задач.
  5. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху для принятия решений.
  6. В процессе дискуссии старайтесь: не перебивать других; давать им возможность высказаться; быть гибкими; понимать, что другие могут иначе представлять и делать некоторые вещи.

После того как класс проранжировал 15 предметов в зависимости от их важности и необходимости для дальнейшего перехода, каждый может сравнить собственные данные с коллективным решением.

Затратьте дополнительное время для обсуждения процесса принятия решения. Обсудите с ребятами, какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появлялись виды лидерства? Кто участвовал в дискуссии, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в классе во время дискуссии? Какие действия принимали участники игры для "протаскивания" своих мнений? Как улучшить принятие решения группой?

Ниже приводится список правильного ранжирования предметов. Краткая информация, которая дается для оценки каждого из них, не содержит все возможные способы применения данного предмета, а указывает лишь, какое значение имеет он для выживания.

  1. Кислород (необходим для выживания, количество кислорода на Луне очень мало).
  2. Вода (необходима для выживания, вода важнее пищи).
  3. Карта Луны (важна для определения маршрута во время путешествия).
  4. Пища (нужна, т. к. неизвестно, сколько продлится путешествие).
  5. Радио (средство общения друг с другом, а затем и с другим кораблем).
  6. Веревка (необходима при переходе по непроходимой местности с холмами и оврагами).
  7. Аптечка (может понадобиться для ухода за больными и поранившимися).
  8. Парашют (пригодится для переноски материала, а также больных и раненых).
  9. Спасательный плот (его можно надуть и использовать в качестве временного пристанища для больных и раненых, которых можно в нем оставить и позже забрать).
  10. Пистолеты (необходимы для обеспечения безопасности).
  11. Сухое молоко (использовать очень трудно в связи с проблемами растворения).

Остальные предметы (№ 12–15) непригодны к употреблению:

12, 13. Спички и ракетницы – из-за дефицита кислорода в атмосфере.

14. Отопительный элемент не нужен, т. к. люди находятся на солнечной стороне, где отопление излишне.

15. Магнитный компас нельзя использовать, т. к. магнитные поля Луны и Земли различны.

Итак, первая и самая важная педагогическая задача выполнена, вы познакомились с детьми. Можно двигаться дальше. Желаем профессиональных и творческих успехов в решении нелегких проблем воспитания учащихся вашего класса.

М.П. Нечаев,
канд. пед. наук, доц. кафедры управления развитием образовательных систем МИОО, чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль