Воспитательная программа "Шаги к успеху"

4075

Цели и задачи программы "Шаги к успеху"

Программа "Шаги к успеху" является логическим продолжением программы "Секреты успешной учебы" и предполагает активизацию внутренних ресурсов подростка с целью формирования у него мировоззрения успешного человека.

Программа "Шаги к успеху" базируется на основных принципах педагогики успеха (концепция д-ра пед. наук Е.И. Казаковой) и гуманистической психологии.

Программа реализуется в рамках комплексного психолого-педагогического медико-социального (ППМС) сопровождения и предполагает взаимодействие:

  • учеников 9–11-х классов;
  • педагогов-предметников и классного руководителя;
  • родителей;
  • специалиста ППМС-центра (психолога).

Цель программы: формирование успешной личности.

Образовательные задачи:

  • формирование компетентности учащихся в организации учебной деятельности;
  • обучение технологии работы с портфолио.

Воспитательные и развивающие задачи:

  • формирование и развитие у учащихся умений и навыков планирования и организации учебной и учебно-исследовательской деятельности;
  • развитие рефлексии;
  • формирование позитивной самооценки;
  • формирование навыков оценивания результатов собственного труда;
  • повышение внутренней мотивации.

Программа может быть использована педагогами-психологами, учителями, классными руководителями для индивидуальной или групповой работы с учениками 9–11-х классов. Занятия по программе могут быть включены в курс "Основы учебно-исследовательской деятельности", в курс основных учебных предметов, а также могут проводиться в рамках элективного курса или на классных часах во внеурочное время.

Основным инструментом данной программы является портфолио старшеклассника, в котором не только фиксируются его достижения, но и отражается весь его путь к успеху в учебе, общении, личностном развитии.

наверх

Структура и содержание программы

Программа ориентирована на учащихся основной массовой школы, гимназии или лицея. Для применения ее в образовательных учреждений других видов требуется серьезная переработка и адаптация к возможностям и потребностям учащихся.

Программа "Шаги к успеху" предполагает проведение 14 занятий в течение учебного года и реализуется по нескольким направлениям.

1. "Формула успеха, постановка целей и планирование" (3 ч):

  • Введение: цели и задачи занятий по программе, структура занятий.
  • Что такое успех? Отличие успеха от достижения. В чем человек может почувствовать себя успешным?
  • Постановка цели. Планирование. Приоритеты. План действий.
  • Баланс личных успехов и неудач.

2. "Успех в учебе" (4 ч):

  • Дифференцированный подход к обучению. Ранжирование учебных предметов. Учебные результаты. Разработка стратегии успешной учебы.
  • Самоконтроль. Эффективная организация учебного труда. Алгоритмы выполнения разных видов работ (работа с книгой, как заучивать текст и др.). Предметное портфолио. Подготовка доклада, реферата. Возможности библиотеки и медиатеки.

3. "Я и другие, или Как добиться успеха в общении" (4 ч):

  • Мой психологический портрет. Что я знаю о себе: мои личностные и возрастные особенности. Тест "Способности к общению и саморегуляции".
  • Процесс социального взаимодействия. Предупреждение и преодоление проблем. Разработка алгоритмов поведения в разных ситуациях социального взаимодействия. Самопрезентация. Предупреждение проблем: умение разрешать конфликты, управление эмоциями, умение говорить "нет".

4. "Успех на экзамене" (3 ч):

  • Устный экзамен. ЕГЭ. Тренинг уверенности в себе. Подведение итогов.
  • Данные модули могут быть реализованы как самостоятельные программы, их можно переставлять местами в зависимости от запроса учеников, классных руководителей, учителей и родителей.
  • На каждом занятии ученику предлагается соответствующая страничка портфолио, работая с которой он осознает свои цели, учится планировать деятельность, успешно усваивать знания и общаться, а также имеет возможность посмотреть на себя как бы со стороны, осознать и принять личностные особенности, увидеть свои преимущества.

Деятельность учащегося в рамках каждого модуля включает в себя:

  • ознакомление с теоретическим материалом;
  • работу с портфолио;
  • рефлексию, самооценивание и самоконтроль.

наверх

Этапы реализации программы

1. Подготовительный. На этом этапе проводятся встречи психолога с классным руководителем с целью определения места и времени работы по программе. Психолог вместе с классным руководителем готовит раздаточный и диагностический материал, обеспечивает наличие технических средств, составляет план, расписание занятий с учащимися.

2. Информационно-диагностический. Информационный этап (ознакомительный) включает в себя серию занятий, в ходе которых представляются цели программы, ее структура. Ученики знакомятся с инструментами программы (портфолио, буклеты).

3. Практический этап предполагает работу с портфолио.

4. Обобщающий. На данном этапе подводятся итоги работы по программе, включающие рефлексию, итоговое самооценивание и взаимную презентацию портфолио.

Соблюдение этических норм обеспечивается выполнением положений Кодекса профессиональной этики психолога и Устава образовательного учреждения, в котором закреплены основные права и обязанности всех субъектов образовательного процесса (табл. 1), в рамках которого реализуется данная программа.

Необходимые ресурсы для реализации программы в школе:

  • наличие в образовательном учреждении психолога или педагога (например, классного руководителя), владеющего методиками и технологиями работы по данной программе;
  • учебные и методические материалы: портфолио "Шаги к успеху", методические рекомендации для педагога;
  • канцелярские товары: папки для ведения портфолио, ручки, фломастеры и др.;
  • технические средства: компьютер с мультимедийным проектором, аудиозаписи с различными звуками природы (для проведения релаксационных пауз во время занятий), телевизор, видеомагнитофон.

наверх

Права и обязанности участников образовательного процесса

Таблица 1

Участники образовательного процесса

Сфера ответственности. Права и обязанности

Ученики

Выполнение заданий на занятиях в рамках программы.

Применение полученных знаний и навыков на уроках и при выполнении домашней работы.

Ведение портфолио.

Уважительное отношение к одноклассникам и педагогу. Уважение к себе

Родители

Обеспечение применения ребенком полученных знаний и навыков.

Эмоциональный комфорт и психологическая безопасность

Классный руководитель

Организация пространства и времени для проведения занятий.

Организация и координация взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в ходе реализации программы.

Право на участие в занятиях по программе

Психолог

Реализация программы, ее результативность.

Обеспечение эмоционального комфорта и психологической безопасности

Ниже в качестве примера представлены алгоритмы и памятки, используемые на занятиях в рамках модуля "Успех в учебе".

Дополнительные материалы:

Памятка учащемуся для подготовки опорного конспекта

Памятка учащемуся для подготовки доклада или реферата

Правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ

Памятка учащемуся "Как лучше усвоить изучаемый материал" и  "Как лучше запомнить изучаемый материал"

Предметное портфолио учащегося

Памятка учащемуся "Приемы самоконтроля"

План рецензии на устный ответ

Е.В. Меттус, канд. пед. наук, рук. психолого-педагогического медико-социального центра гимназии № 56, г. Санкт-Петербург;
О.С. Турта, педагог-психолог психолого-педагогического медико-социального центра гимназии № 56, г. Санкт-Петербург 
 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль