• Главная страница
  • » Статьи
  • » Ресобр
  • » Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков и мероприятий в образовательных учреждениях г. Саратова и Саратовской области на тему "Жизнь и деятельность П.А.Столыпина"

Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков и мероприятий в образовательных учреждениях г. Саратова и Саратовской области на тему "Жизнь и деятельность П.А.Столыпина"

3188

2011- 2012 годы будут отмечены важными историческими событиями. 2012 год – 150 лет со дня его рождения 2 (14) апреля 1862 г., Дрезден (Саксония) 2011г. – 100 лет со дня смерти выдающегося российского реформатора П.А. Столыпина 5 (18) сентября 1911г.
Деятельность П.А. Столыпина была отмечена важнейшими событиями в жизни России: проведением аграрной реформы, строительством парламентаризма, а также развитием образования, культуры.

Жизнь и деятельность Петра Аркадиевича Столыпина непосредственно связана с Саратовским краем. С 15 февраля 1903 года по 26 апреля 1906 года он был саратовским губернатором.

В связи с празднованием 150-летия со дня рождения П.А.Столыпина предлагается провести следующие мероприятия:

наверх

I. Проведение открытых уроков

Проведение открытых уроков в общеобразовательных учреждениях на тему "П.А.Столыпин. История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы".

Главная задача педагога – помочь учащимся разобраться в этих сложных проблемах. На это направлена система уроков по теме "П. А. Столыпин. История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы" (предмет "История": 9 класс – тема "Реформы П.А. Столыпина", 11 класс – тема "Реформы").

Целью данных уроков является:

  • обращение к историческому опыту эволюции политической системы России;
  • обобщение опыта функционирования Государственной Думы в самодержавной России;
  • анализ сущности "периода конституционализма" (1906-1917 гг.);
  • деятельность П.А. Столыпина в Государственной Думе.

В ходе урока необходимо решить следующие задачи: углубить знания учащихся об уровне и характере политического развития российского общества периода социальной революции начало 20 века, через изучение и осмысление механизмов формирования народного представительства, а также о функционировании системы выборов в Государственную Думу, о деятельности русского парламента, его характере и особенностях, о месте Государственной Думы в системе высших органов власти России, проследить историческую перспективу развития российского парламентаризма до его реставрации в конце 20 века в форме современной Государственной Думы, показать ее особенности и проблемы развития. Особое внимание необходимо уделить деятельности Петра Аркадиевича Столыпина в Государственной Думе.

Форма проведения занятий может быть разнообразна: экскурсии, дискуссии (дебаты, диспут), круглый стол, пресс-конференция и т.п.

Обсуждение различных аспектов темы должно носить проблемный, дискуссионный, диалоговый характер. На обсуждение можно вынести следующие проблемные вопросы:

  • П.А.Столыпин, его вклад в развитие российской экономики, и, в частности, в развитие аграрного сектора экономики.
  • П. А.Столыпин и его вклад в развитие аграрного сектора экономики.
  • П. А.Столыпин и С.Ю.Витте – великие реформаторы России.
  • Национальный и конфессиональный вопросы в Государственной Думе: противостояние власти и общества.
  • Природа российского парламентаризма (1906-1917гг.) в свете исторического опыта государственного строительства в России в начале ХХ века.
  • Этапы возникновения и развития законодательной власти в новейшей России.
  • Парламентаризм в современной России: уроки прошлого.

Учитель вправе предложить обучающимся подготовить проекты на следующие темы:

  • Семья П.А. Столыпина.
  • Жизнь и деятельность П. А. Столыпина в саратовский период.
  • Реформы П.А. Столыпина.
  • Политическая деятельность П.А. Столыпина.
  • П.А. Столыпин – великий реформатор.
  • Аграрный вопрос в России в период 1905-1912 гг.

наверх

II. Проведение классных часов

На классных часах необходимо познакомить обучающихся с периодом жизни и деятельности П.А. Столыпина в городе Саратове.

Краеведческий материал по теме
"Жизнь и деятельность П.А. Столыпина в Саратове"

Деятельность П.А. Столыпина непосредственно связана с Саратовским краем. С 15 февраля 1903 года по 26 апреля 1906 года он был саратовским губернатором, внес немалый вклад в экономику, образование, культуру губернии, здесь закладывались основы аграрной реформы в России.

Саратовцы чтят память о П.А. Столыпине и бережно хранят места, связанные с его пребыванием на Саратовской земле.

По прибытии в Саратов Петр Аркадьевич первоначально жил и работал в губернаторском доме на ул. Московской, 31. Затем переехал в специально приобретенный и отстроенный Министерством внутренних дел красивый дом на углу улиц Вольской и Малой Сергиевской (ныне ул. Мичурина). На этом доме 25 декабря 1993 года была установлена мемориальная доска. Ее авторы скульпторы Александр и Владимир Пальмины.

Рядом с домом губернатора была отстроена губернаторская канцелярия (ул. Вольская).

П.А. Столыпин активно занимался благоустройством города и укреплением его социальной сферы. При нем началось асфальтирование улиц Никольской (ул. Радищева) и Александровской (ул. Горького). На улице Б. Кострижной (ул. Сакко и Ванцетти) состоялись пробные пуски газового освещения. В городе была начата модернизация телефонной сети. П.А. Столыпин добился выделения из казны значительных средств на устройство водопровода и мостовых.

Особое внимание Петр Аркадьевич уделял строительству городских больниц, учебных заведений и ночлежных домов. На Плац-параде на углу улиц Вольской и Бахметьевской открывается глазная лечебница. 15 июня 1903 года на углу улиц Константиновской (ныне ул. Советская) и Александровской (ул. Горького) состоялась торжественная закладка здания Мариинской женской гимназии. В этом доме красного кирпича с теремным фасадом размещался Саратовский авиационный колледж. Первых учащихся принимает второе реальное училище – ныне Русская классическая гимназия – на Музейной площади.

В 1903 г. на пересечении улиц Казарменной (ныне ул. Университетская) и Нижней (ул. Зарубина) был открыт ночлежный дом на 85 человек. Престарелые и одинокие женщины получили возможность найти приют в так называемом Серафимовском вдовьем доме, открывшемся на углу ул. М. Сергиевской (ул. Мичурина) и ул. Провиантской.

Неоценимую помощь городу оказал премьер-министр П.А. Столыпин, когда из десяти городов, претендующих на открытие в них университета, он отстоял Саратов. Саратовский Императорский университет в составе одного медицинского факультета был открыт 23 сентября 1909 года в здании Женских фельдшерских курсов на Б. Сергиевской (ул. Чернышевского).

Торжественная закладка здания университета состоялась 6 декабря 1909 г. В этом же году Саратовская городская дума единогласно постановила: "…Выразить чувства живейшей признательности и глубокой благодарности статс-секретарю Петру Аркадьевичу Столыпину за его постоянную и неизменную поддержку в вопросе об учреждении университета в Саратове. Избрать его почётным гражданином г. Саратова и поместить его портрет в зале городской Думы".

В годы Первой русской революции Саратовскую губернию называли "неспокойной". В 1905 году она занимала одно из первых мест в России по числу крестьянских восстаний. Столыпин в годы революции ездил по губернии, появлялся неожиданно в тех местах, где были особенно сильны волнения. Вступая в переговоры с крестьянами, он пытался убедить их прекратить беспорядки. И это ему часто удавалось. Но там, где погромщики не унимались, он применял силу и вызывал войска.

Благодаря Столыпину в конце 1905 г. в губернии был наведен порядок и за это император Николай II объявил благодарность Петру Аркадьевичу.

С целью увековечения памяти П.А. Столыпина в Саратове в 1913 году при Ученой архивной комиссии на Большой Кострижной улице (ныне ул. Сакко и Ванцетти) в доме под номером 40 был открыт музей его имени, просуществовавший до 1917 года.

Немногие дошедшие до нас вещи из этого музея в настоящее время хранятся в Саратовском краеведческом музее. Это мундир Петра Аркадьевича; военная шинель, под покровом которой его, раненого, перевозили из Киевского театра в частную лечебницу Маковского; кресло №5, на которое упал смертельно раненный премьер; альбом фотопортретов П.А. Столыпина с детских лет до последних дней и наиболее значительных событий его жизни, собранных его современницей Е.В. Варпаховской.

В 1912 г. в нашем городе была открыта третья в России консерватория, что так же является заслугой Петра Аркадьевича.

В 1997 году в Саратове открылся "Культурный центр им. П.А. Столыпина". Он организован по соглашению бывшего губернатора Саратовской области Д.Ф. Аяцкова с живущим в Париже внуком П.А. Столыпина – Дмитрием Аркадьевичем Столыпиным. Главная цель деятельности Центра – "…увековечение памяти великого русского реформатора и популяризация его творческого наследия".

В 2002 году имя выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина присвоено одному из ведущих вузов города Саратова Поволжской академии государственной службы.

17 апреля 2002 года в центре Саратова был открыт памятник П.А. Столыпину (автор – скульптор В.М. Клыков).

С высоты пьедестала предстаёт величественная фигура державника в полном облачении, в парадной губернаторской форме при всех орденах. Его осанка, поза, взгляд демонстрируют благородство, мужество, твёрдость, уверенность в правоте своего дела. В правой руке он держит губернаторскую фуражку, которую почтительно снял перед саратовцами.

Бронзового премьера окружают четыре фигуры: крестьянин с плугом, кузнец с молотом, священник, держащий в левой руке Евангелие, в правой крест, воин в доспехах, в кольчуге, со щитом и мечом.
На пьедестале выбито изречение П.А. Столыпина: "Нам нужна великая Россия". Здесь так же высечено "Петру Аркадьевичу Столыпину благодарные потомки".

наверх

Ш. Проведение экскурсий в музеи и библиотеки города и области

С целью формирования у учащихся гражданственности и патриотизма необходимо провести курс экскурсий в музеи и библиотеки города и области для более подробного ознакомления обучающихся с жизнью и деятельностью П.А. Столыпина.
Саратовский областной музей краеведения предлагает цикл лекций, посвященных жизни и деятельности Петра Аркадьевича Столыпина:

  • П.А. Столыпин – саратовский губернатор.
  • Саратовские губернаторы.

Культурный центр им. П.А. Столыпина предлагает план мероприятий, посвященных 150-летию П.А. Столыпина:

1. История и историки: историография о жизни и деятельности П.А. Столыпина.
2. "Убийца и жертва" – посвященная убийству П.А. Столыпина и обстоятельствах, связанных с ним.
3. Власть и реформатор – отношения между царем и П.А. Столыпиным.
4. П.А. Столыпин и его роль в становлении российской бюрократии и государственной службы.
5. Семья П.А. Столыпина и его дети.
6. Социальные, экономические и политические воззрения П.А. Столыпина, его проекты в этих областях.
7. "Столыпин как просветитель" – благотворительная и просветительская деятельность Петра Аркадьевича, его роль в открытии в Саратове учреждений культуры.

Сотрудниками центра ведутся работы по сбору библиографии книг, посвященных П.А. Столыпину в библиотеках Саратова.

Популяризируя наследие П.А. Столыпина, планируется подготовить ряд мероприятий о неизвестных и мало изученных страницах его жизни.

Предполагается в 2011-2012 годах:

  • включиться в федеральные программы патриотического воспитания молодежи с материалами, посвященными самоотверженному труду П.А. Столыпина на благо России, созданием положительного образа государственного служащего.
  • провести цикл лекций общеобразовательных и научно-популярных лекций для сотрудников аппарата правительства, государственных органов и членов Думы.
  • подготовить цикл лекций, посвященных различным аспектам жизни и деятельности П.А. Столыпина, проводимых с участием преподавателей саратовских вузов для учителей-предметников и всех интересующихся данной темой.
  • подготовить к изданию аннотированный каталог центров, занимающихся исследованием наследия П.А. Столыпина, а так же интернет-ресурсов к ним.
  • подготовить к изданию календарь памятных дат и знаковых событий в истории России, связанных с П.А. Столыпиным, календарь значимых событий его личной и государственной жизни.

Центр планирует наладить тесные контакты с другими аналогичными центрами – в России, Белоруссии и Украине.

наверх

Список рекомендуемой дополнительной литературы

1. Источники:

  • Конституция РФ. - М., 1993.

2. Литература:

  • Аврех А.Я. Распад третьеиюньской системы.- М., 1985.
  • Аманжолова Д.А. Дума и этнические конфликты (1906-1917) // Из истории России. XX век. М., 1997.
  • Аманжолова Д.А. К вопросу о формах разрешения межнациональных отношений в Российской империи (1906-1916). // Армагеддон Кн.1. М., 1999.
  • Аманжолова Д.А. Зорин В.Ю., Кулешов С.В. Национальный вопрос в Государственных Думах России: опыт законотворчества.- М., 1999.
  • Голубева Е. И. Представительное учреждение в системе государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный анализ) - М. Изд-во РАГС,1995.
  • Горылев А.И. Становление парламентаризма в России.-Н. Новгород, 2000.
  • Гранкин И.В. Парламентаризм России – М.,2001.
  • Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917). Механизм функционирования. М.: РОСПЭН, 1996.
  • Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского вече до Федерального Собрания - М., 1995.
  • Зуев М.Н. История России с древности до наших дней. - М., 1998.
  • Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет.- М., 1992.
  • Каппелер А. Россия – многонациональная империя.-М., 1996.
  • Кирьянов И. К., Лукьянов М.П. Парламент самодержавной России. Государственная Дума и ее депутаты. 1906-1917 гг. Пермь, 1995.
  • Козбаненко В.А. Государственная дума как опыт представительной демократии в России: краткий очерк истории. Ред. Беляев А.С. Ростов-на-Дону, 1994.
  • Кошкидько В.Г. Представительская власть в России: формирование и функционирование (1905-1917). МГУ, 2000.
  • Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995.
  • Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм. Российский конституционализм в сравнительной перспективе.- М. 1997.
  • Рыбкин И.П. Государственная дума: пятая попытка. - М., 1994.
  • Селунская Н.Б., Бородкин Л.О., Григорьева Ю.Г., Петров А.Н. Становление российского парламентаризма начала XX века.- М., 1996.
  • Сидельников С.М. Аграрная политика самодержавия в период империализма. М., 1980.
  • Слонимский А.Г. Катастрофа русского либерализма. Прогрессивный блок накануне и во время Февральской революции 1917 г. Душанбе, 1975.
  • Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия: Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. 1906-1911.- М., 1991.
  • Черменский Е.Д. IV Государственная Дума и свержение царизма в России.- М., 1976.

3. Справочные издания:

  • Государственная Дума 1906-1917 гг. т.1. - М., 1995.
  • Манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании гос. порядка". История России с древнейших времен до наших дней. Хрестоматия. - М., 2000.
  • Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 48. Ст. 5969
  • Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. Ст. 3178

4. Периодические издания:

  • Камышев Д. Паркетное соглашение. Коммерсанть-Власть. - 2000. - № 3.
  • Новикова Л. Истоки Русского парламентаризма. Власть. - 2004. - № 3.
  • Смирнов А. С новой Думой! Итоги. - 2003. - №49.
  • Холодковский К.Г. Бюрократическая Дума // Полис. - 2004. - № 1.
  • Павельева Т.Ю. Польская фракция в Гос. Думе России 1906-1914 гг. Вопросы истории 2000. - № 3.
  • Братолюбова М. "Чисто кадеты ..." // "Родина", 2004 №5.

5. Список рекомендуемой методической литературы:

  • История и обществознание в школе: Сборник научных и методических трудов. – Н.Новгород, НГЦ, 2003.
  • Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков по курсу отечественной и зарубежной истории ХХ века. Пособие для учителей. - М.: ЦГО, 1999.
  • Методика преподавания истории в общеобразовательной школе: Учебное пособие.-Н.Новгород, НГЦ, 2000.- С. 140-155.
  • Образовательные технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика. Материалы областного научно-методического семинара. Н.Новгород, НГЦ, 2001.

Методисты кафедры ФиМН Аристархова Е.В. и Бычкунова Е.Б

наверх

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль