Портфолио группы ДОУ

29564

В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ).

Виды портфолио

Термин портфолио (от англ. portfolio), заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов. Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, "...показать все, на что ты способен".

Портфолио могут быть самыми разнообразными. По своей принадлежности они подразделяются:

  • на портфолио дошкольника;
  • педагога;
  • детского сада;
  • любого коллектива.

По направленности портфолио выделяют:

  • портфолио-собственность (подбор материалов для себя);
  • портфолио-отчет (подбор материалов в соответствии с планом, по запросу и др.)

В зависимости от цели портфолио подразделяются:

  • на аттестационные (отражают достижения педагога, ДОУ за межаттестационный период);
  • накопительные (содержат информацию о результатах деятельности ребенка, педагога, дошкольного учреждения);
  • тематические (отражают опыт деятельности ребенка, педагога, коллектива по определенной теме);
  • проблемные (содержат информацию по актуальным для педагога вопросам).

По оформлению портфолио бывают печатными; электронными; в виде раскраски, по времени создания (в зависимости от цели, вида и необходимости): краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными.

Структура портфолио определяется в соответствии с его видом и целью. Основу каждого из них составляет несколько разделов. Первый – портрет – предусматривает представление себя или коллектива. Во втором разделе собираются материалы по освещаемой теме, например, тексты, рисунки, графики, фотографии, накопленная информация и др. В последнем разделе размещаются так называемые достижения. Это могут быть отзывы педагогов, детей, родителей об удачных мероприятиях, грамоты, сертификаты и другие материалы, демонстрирующие прогресс в данной области.

Принимая во внимание все многообразие портфолио, коллектив МДОУ «Детский сад № 8 "Журавленок"» г. Южно-Сахалинска решил отметить день образования учреждения созданием портфолио каждой группы детского сада. День рождения – поистине самый любимый праздник и детей, и взрослых. Его принято отмечать в кругу друзей и близких. Чем больше гостей, тем веселее праздник.

На этапе подготовки к этому мероприятию каждая группа должна была создать своеобразную книгу-представление. Для разъяснения вопросов, касающихся создания портфолио, для педагогов были организованы специальные консультации по теме "Технология портфолио в образовательном процессе ДОУ".

наверх

Особенности разработки портфолио группы

При разработке портфолио группы была поставлена цель создать атмосферу открытости, общности и поддержки всех участников образовательного процесса. В оформлении творческого продукта приняли участие педагоги, воспитанники и их родители.

Для того чтобы обеспечить дух соревнования в процессе создания портфолио групп, было принято решение о проведении смотра-выставки. Разработаное положение о смотре-выставке "Портфолио группы" и определило примерную структуру портфолио (приложение).

Так, первый – вводный раздел – "Добро пожаловать!" должен содержать общую информацию, представляющую группу: название, рисунки или фотографии тематических уголков, возраст детей, рассказ о педагоге. Многие группы творчески подошли к оформлению данного раздела. Например, воспитанники группы "Непоседы" объяснили ее название в стихах. Воспитанники группы "Звездочки" придумали девиз: "Звезда – это садик, звезда – это мы, звезда – это лучшие дети страны".

Второй обязательный раздел "Давайте познакомимся" представляет собой фотопортрет всей группы. Его также можно оформить в виде детских рисунков или общего коллажа.

Два последующих раздела "Наши девочки" и "Наши мальчики" содержат отдельные описания девочек и мальчиков группы. Указываются их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др. Например, воспитанники группы "Непоседы" так представили себя: "Ваня – веселый и вертлявый, Таня – терпеливая и трудолюбивая, Даша – добрая и деловая, Аня – аккуратная и активная" и т. д.

Содержание разделов "Наши успехи и достижения" и "Наши мечты" понятно из названия. Например, воспитанники группы "Звездочки" искренне говорили о своих мечтах: "Мне нравится в группе петь и танцевать, это очень пригодится – я хочу стать певицей; на гимнастику хожу два раза в неделю, по секрету вам скажу – стать хочу моделью".

Некоторые группы расширили предложенную структуру дополнительными разделами, например, "Что означают наши имена", "Наши праздники", "Кем я буду, когда вырасту", "Наши говорилки (смешные высказывания детей)", "Мы артисты", "Размышления о непоседах".

В ходе работы над портфолио педагоги и родители собирали фотографии, сочиняли для них сопроводительные стихи и тексты, беседовали с детьми, активно общались, придумывали оформление разделов. Старшие дошкольники принимали активное участие в этой работе. Взрослые проявили свои поэтические и художественно-оформительские таланты. Все это способствовало созданию атмосферы открытости, взаимной поддержки и сплоченности детей, родителей и педагогов. Выставка портфолио удивила всех интересным содержанием, яркостью и эстетичностью материалов, творческим оформлением.

Представляя свою группу, дети выступали перед сверстниками и родителями. Презентация портфолио проходила в разных формах. Ярким и запоминающимся получился рассказ о группе "Звездочки" благодаря интересному сценарию, костюмам и талантам юных артистов. Выступление дошкольников проходило в форме ответов на вопросы звездочета – звучали стихи и песни, дети танцевали.

Родители были гостями презентации, но многие из них проявили желание показать свои артистические таланты при подготовке и проведении таких мероприятий в будущем.

Все работы оценивались специальной комиссией, состоявшей из заведующего, заместителя заведующего по воспитательной и методической работе и представителей родительской общественности. Проверялось наличие всех частей структуры портфолио, отражение символики группы, степень участия родителей в подготовке материалов, творческий подход и другие составляющие согласно положению.

На базе дошкольного учреждения для педагогов методиче­ского объединения Центрального учебно-территориального округа г. Южно-Сахалинска была организована выставка-презентация портфолио групп, которая вызвала положительные отклики. Во многих портфолио остались незаполненные страницы, поскольку впереди у дошкольников и их родителей много интересных событий, веселые праздники, открытия, встречи. Так что продолжение следует.

наверх

О.Н. Кохан,зам. заведующего по воспитательной и методической работе МДОУ «Детский сад № 8 "Журавленок"» г. Южно-Сахалинска



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль