Развитие системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

10490

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Российской Федерацией 24 сентября 2008 г. подписана Конвенция о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Конвенция впервые рассматривает вопросы реализации прав инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни общества таким образом, чтобы в нем учитывались потребности и особенности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Конвенции установлено, что государства-участники признают право инвалидов на образование и принимают исчерпывающие меры для реализации этого права.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании", а также в Федеральных законах:

  • от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
  • от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
  • от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
  • от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
  • от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей, включая формирование комиссии для детей с ОВЗ.

Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Второе важнейшее направление деятельности по реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, с учетом численности таких детей, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, коррекцию недостатков и реабилитацию подробно регламентирована в типовых положениях: о дошкольном образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666); об образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196); о специальном (коррекционном) образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288).

Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ог­раниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других ОУ, не являющихся коррекционными (далее – ОУ общего типа). Об этом свидетельствует Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и рекомендации по отбору детей в такие классы (утв. приказом Минобразования России от 08.09.1992 № 333), а также письмо Минпроса РСФСР от 03.06.1988 № 10-136-6 "О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития".

В соответствии с обозначенными приоритетами государственной политики в рассматриваемой сфере обеспечивается совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы образования детей-инвалидов.

Достаточно показательна в этом отношении новая редакция Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.

Этим документом установлено, что группы в дошкольном учреждении могут иметь различную направленность: общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ограниченными возможностями здоровья), оздоровительную (для детей с различными заболеваниями, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий). При этом предусмотрена организация групп комбинированной направленности, в которых получают дошкольное образование дети с нарушениями развития и дети, не имеющие таких нарушений. Определены различные варианты наполняемости комбинированных групп в зависимости от возрастных и психофизических особенностей воспитанников. Тем самым конкретизированы и нормативно закреплены вариативные условия для реализации прав на дошкольное образование детей всех категорий с учетом состояния здоровья, уровня и особенностей их развития.

Аналогичный подход используется и при подготовке в новой редакции Типового положения об общеобразовательном учреждении, работу над которым предполагается завершить к концу 2009 г.

Необходимым условием организации ус­пешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе учебы.

В ОУ общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения ОУ и их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т. д.). Создание подобных условий, предусмотренных ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых ОУ общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих ОУ.

Обучение и коррекция развития детей с ог­раниченными возможностями здоровья, в т. ч. обучающихся в обычном классе ОУ общего типа, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. При организации получения образования детьми этой категории целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану, гарантированные ст. 50 Закона РФ "Об образовании".

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива ОУ общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники ОУ должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития, целесообразно вводить в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.

Развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение перечисленных требований к организации этой деятельности. Подробнее о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами говорится в письме Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ­150/06.

Ведущую роль в решении вопросов, касающихся своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания, играют психолого-медико-педагогические комиссии. Законодательную основу их деятельности составляют ст. 50 Закона РФ "Об образовании", ст. 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Минобразования России от 24.03.2009 № 95.

Одним из основных условий социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости, что обусловливает необходимость получения ими конкурентоспособных профессий.

Для реализации их права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования следует обеспечивать возможности для сдачи ими единого государственного экзамена в условиях, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья таких выпускников.

Итоговая аттестация лиц этой категории может проводиться по их желанию в традиционной форме (государственный выпускной экзамен) или в форме единого государственного экзамена. Соответственно и поступать в высшее или среднее специальное учебное заведение такие абитуриенты будут по своему желанию: по результатам ЕГЭ или по результатам вступительных испытаний, форму которых вузы и ссузы будут определять самостоятельно исходя из особенностей развития и состояния здоровья поступающих.

Такой подход апробирован на практике, в частности, в этом году в ЕГЭ участвовало около 1 тыс. выпускников с нарушениями развития. Более 200 чел. поступало в вузы и ссузы по результатам ЕГЭ.

Еще одно важное направление деятельности связано с совершенствованием системы требований к содержанию образования детей с ограниченными возможностями. В настоящее время по заказу Минобрнауки России в рамках Федеральной целевой программы развития образования осуществляется разработка специального образовательного стандарта, образовательных программ и учебных планов для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2009 г. предполагается организовать разработку учебно-методических комплектов для таких обучающихся.

Во многих субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Ленинградская, Самарская, Ярославская области, Москва и др.) разработаны документы концептуального характера, посвященные вопросам развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми этой категории, реализуются в рамках региональных целевых программ развития образования или специально принятых для решения данных вопросов самостоятельных целевых программ.

В решении вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно важно организовать взаимодействие органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медико-социальной экспертизы.

Безусловно, нельзя игнорировать роль, которую сегодня играют в этой деятельности неправительственные, в т. ч. общественные организации, организации родителей детей-инвалидов. Многие из них готовы и могут оказать реальную помощь в разработке моделей работы по обучению, воспитанию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, реализации мероприятий, направленных на социализацию воспитанников коррекционных учреждений. Важной задачей остается организация конструктивного сотрудничества в решении этих проблем.

А.Ю. Исаков,
главный специалист-эксперт Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, консультант Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль