Добро пожаловать в музыкальный зоопарк: слушаем и отгадываем музыкальные загадки

1567
Добро пожаловать  в музыкальный зоопарк: слушаем и отгадываем  музыкальные загадки

Учим детей слушать музыку на музыкальных занятиях в детском саду. В статье преложена разработка занятия. Продолжение. Начало см.: Справочник музыкального руководителя, 2014. № 4. С. 44; № 5. С. 35; № 6. С. 39; № 8. С. 34; № 9. С. 21.

Кузнечик

Итак, друзья, настало время очередной загадки.

Помните, с какими обитателями музыкального зоопарка мы уже познакомились? Среди них были животные – слон и медведь, лев, антилопа и черепаха; птицы – куры и петухи, цыплята и кукушки; и даже золотые рыбки. Но сегодня мы будем отгадывать существо, которое не зверь, не птица и не рыба! Давайте послушаем музыку, которую написал композитор Сергей Сергеевич Прокофьев, и попробуем догадаться, кого он изобразил. (Звучит: С.С. Прокофьев. "Шествие кузнечиков".)

Да, это трудная загадка. Кто же это – не зверь, не птица и не рыба? Каких ещё живых существ вы знаете? Вот вам подсказка: эти существа чаще всего маленькие, многие из них умеют летать. Зимой их не увидишь, зато летом их полным-полно! Встретить этих существ можно в саду и в поле, в лесу и в доме... Кто летает, жужжит, порхает?.. Конечно, это разные насекомые. Какие насекомые вам известны? А теперь давайте подумаем: кого мог изобразить композитор в музыке, которую мы только что слушали. Это существо медлительное, неповоротливое – или бойкое, энергичное? Как вам показалось, оно ползает? Летает? Или, может быть, прыгает? А кто из насекомых умеет высоко и далеко прыгать? Правильно – кузнечик! Музыка, которую написал Сергей Прокофьев, называется "Шествие кузнечиков".

Если вы внимательно слушали музыку, то, наверное, заметили, что композитор изобразил высокие прыжки кузнечиков. (Можно показать на фортепиано, через всю клавиатуру: от низкой ноты до высокой – и обратно.) У кузнечика, как у всех насекомых, шесть ножек. Четыре передние ножки обыкновенные, на них кузнечик ползает по земле и травинкам; зато его задние ноги обыкновенными никак не назовёшь. Они удивительно длинные, сильные и мускулистые. Оттолкнувшись задними ногами, кузнечик может прыгнуть на 2, даже 2,5 метра в длину, притом, что его собственная длина – всего-навсего 2–3 сантиметра, во-от столечко (Показать пальцами.) Это то же самое, как если бы мы с вами прыгнули на 80, а то и на 100 метров. Выходит, кузнечик – настоящий спортсмен, чемпион по прыжкам в длину и в высоту!

А какой у музыки был характер? Можно сказать, что она задорная? Сумел ли композитор передать ­повадки кузнечика, его проворство и ловкость? Кузнечик всегда начеку: незаметно подобраться к нему не так-то просто. Ушей у кузнечика нет, но при этом слух у него необыкновенно тонкий. Кузнечик прекрасно слышит – чем бы вы думали? – передними ножками! Малейший шорох – и кузнечик моментально, не успеем мы глазом моргнуть, оттолкнется и перелетит на другое место! Да-да, именно перелетит. Правда, по-настоящему летать кузнечики не умеют, но у всех у них есть крылья. Подскочив, кузнечик сразу расправляет крылья, чтобы помочь себе прыгнуть как можно выше и дальше, и прыжок превращается в короткий полёт.

Ребята, а какого цвета бывают кузнечики? Как вы думаете, почему у них такая окраска? Верно, они стараются быть незаметными среди травы и листьев, а также на земле, поэтому окрашены в зеленые, желтовато-коричневатые, серо-бурые цвета. В Африке есть кузнечик, похожий на маленький камешек, потому что живёт он на каменистой почве, где растёт мало травы.

Кто из вас услышал в музыке, как стрекочет кузнечик? Вот как композитор передал его стрекотанье (Можно наиграть несколько отрывков с трелями, имитирующими стрекот.) Надо вам сказать, друзья, у кузнечиков нет голоса. Как же ему удаётся издавать звуки? Дело в том, что у каждого кузнечика есть собственный... музыкальный инструмент! На его крыле находится особая ребристая жилка, а на ножке – мелкие бугорки. Кузнечик водит ножкой по крылу, точь-в-точь как скрипач – смычком по струнам, и получается музыка! Некоторые виды кузнечиков, которые живут в Китае и других далёких странах, умеют стрекотать так красиво и разнообразно, что их специально разводят и держат дома, прямо как певчих птиц, чтобы они радовали хозяев своей необыкновенной музыкой.

Напоследок, ребята, послушаем музыку композитора Сергея Михайловича Слонимского. Он написал немало пьес специально для детей, а началось все с того, что учительница музыки, у которой сам композитор учился, когда был маленьким, попросила его сочинить простые и забавные пьески для ее начинающих учеников. Эти пьески Слонимский назвал "Капельными" – ведь они совсем коротенькие, крошечные, как капельки! Есть среди них и произведение под названием "Кузнечик".

(Звучит: С.М. Слонимский. "Кузнечик".)

Вы услышали, как резво и быстро прыгает маленький кузнечик? Только что сидел на травинке – раз, и его уже нет! А как вам показалось, этот кузнечик стрекотал – или только прыгал?

Да, наверное, этот кузнечик так торопился, что ему было не до песен. Может быть, он спасался от врагов? Ведь стоит кузнечику почувствовать, что к нему кто-то приближается – и он мигом замолкает. Зато когда вокруг безопасно, он подолгу стрекочет в свое удовольствие!

Вот какое, оказывается, интересное создание – всем известный кузнечик. Он одновременно и спортсмен, и музыкант!

ВАЖНО! Ноты "Шествие кузнечиков" С. Прокофьева и "Кузнечик" C. Слонимского Вы найдёте в журнале "Справочник музыкального руководителя" № 10-2014. Подпишитесь на это издание!

фото с сайта http://www.mos.ru/



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу рекомендаций музыкального материала для обогащения звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль