Приносящая доход деятельность образовательного учреждения в условиях перехода на новые типы учреждений

19318

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ) направлен не только на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения либо снижения темпов роста расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы на их предоставление, но и на создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования.

Необходимо обратить внимание на то, что внебюджетная деятельность образовательного учреждения, называемая ранее "предпринимательская и иная приносящая доход деятельность", согласно Закону № 83-ФЗ стала называться "приносящая доход деятельность" – внесены соответствующие изменения в ст. 47 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании"). То есть соотнесения внебюджетной деятельности с предпринимательской не происходит.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Платные услуги могут быть реализованы образовательными учреждениями населению, предприятиям, учреждениям и организациям "постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям" (подп. "б" п. 11 ст. 3 Закона № 83-ФЗ).

Они предоставляются с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества услуг, привлечения дополнительных финансовых средств для их обеспечения, развития и совершенствования, расширения материально-технической базы образовательного учреждений, создания возможности организации занятий по месту жительства.

Платные услуги образовательных учреждений являются частью их хозяйственной деятельности и регулируются: Налоговым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) с учетом изменений, вносимых Законом № 83-ФЗ; уставом учреждения; нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъекта РФ и муниципального образования, на территории которых это учреждение функционирует. Однакозаконодательно уточнено, что осуществление приносящей доход деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Виды платных услуг, которые может реализовывать образовательное учреждение, регламентируются различными нормативными актами. Так, в соответствии с п. 1 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" к ним относят: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и др. А пункт 4 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 (далее – Правила) расширяет данный перечень за счет подготовки и переподготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемых сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся.

Кроме того, в приложении к письму Министерства образования РФ от 21.07.1995 № 52-М был приведен Примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг, которые может оказывать образовательное учреждение за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, который детализирует возможности учреждений.
Существует и постановление Правительства РФ от 02.12.2009 № 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг".

Государственные услуги, оказываемые в сфере образования и науки, определены в перечне, утвержденном заместителем Министра образования и науки РФ С.Н. Мазуренко 16 июля 2009 г. К сожалению, виды услуг, представленные в перечне, сформулированы очень обобщенно, например: реализация общеобразовательных программ дошкольного образования; реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и т. п. Данный недостаток присущ и перечням государственных услуг, формируемым на региональном уровне.

При этом реализуемые образовательные программы существенно отличаются по затратам в зависимости от вида и профиля. В настоящее время при нормировании затрат применяются корректирующие коэффициенты для различных образовательных программ, а это нарушает принцип унификации затрат на государственную услугу, определенный п. 5 ст. 6 Закона № 83, а также влечет проблемы при конкурсном порядке размещения государственного задания. Необходимо расширить перечень государственных услуг с учетом вида и профиля предоставляемых учебными заведениями образовательных услуг.

Одновременно "укрупненный вид" государственных услуг, предоставляемых в сфере образования и науки, сопровождается более детальным подходом к видам реализованных услуг при отчетности образовательных учреждений. Так, например, возможные виды платных образовательных услуг для дошкольного образовательного учреждения жестко детерминированы приказом Министерства экономического развития РФ и Федеральной службы государственной статистики от 20.07.2010 № 255 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования".

Исходя из утвержденных отчетных форм дошкольное образовательное учреждение будет заполнять следующую форму:

2.8. Платные дополнительные образовательные услуги

Код по ОКЕИ: человек – 792

Наименование услуг

№ строки

Числен­ность
детей

Занятия с логопедом

01

 

Занятия с дефектологом

02

 

Занятия с психологом

03

 

Музыкально-ритмические занятия

04

 

Изучение иностранного языка

05

 

Кружки, секции

06

 

Компьютерные игры

07

 

Индивидуальное или групповое обучение по программам дошкольного образования детей, не посещающих отчитывающееся дошкольное учреждение

08

 

Группы по адаптации детей к школьным условиям

09

 

Другие платные дополнительные образовательные услуги

10

 

Всего (сумма строк 01–10)

11

 

Образовательное учреждение, даже реализуя широкий спектр платных услуг, не может осуществлять деятельность, противоречащую своему уставу. А следовательно, в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных учреждений в обязательном порядке должны быть прописаны перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. Таким образом, и для автономного учреждения (подп. 2 п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ), и для бюджетного учреждения (подп. 3 п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ) приносящая доход деятельность должна быть указана в его учредительных документах.

Если порядком предоставления средств не установлено иное, государственные и муниципальные образовательные учреждения, за исключением образовательных учреждений, созданных в форме казенных учреждений, самостоятельно определяют направления и порядок использования своих средств, в т. ч. их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений (п. 5 ст. 42 Закона РФ "Об образовании" в ред. Закона № 83-ФЗ).

Однако в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае заработанные таким образом средства изымаются учредителем в его бюджет, и образовательное учреждение вправе оспорить указанное действие учредителя только в суде.
Кроме того, п. 4 Правил конкретизирует те виды услуг, которые не могут быть реализованы как платные и привлечение средств потребителей на которые не допускается. 
Это:

  • снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;
  • реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;
  • факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

Не могут быть реализованы как платные услуги и дополнительные занятия с неуспевающими, сдача экзаменов в порядке экстерната (п. 1 письма Министерства образования РФ от 21.07.1995 № 52-М ).

Если деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то согласно письму Министерства образования РФ от 25.12.2002 № 31-52-122/31-15 "О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования" она не подлежит лицензированию.
Если же при оказании платных дополнительных образовательных услуг осуществляется итоговая аттестация и по завершении обучения выдается документ об образовании и (или) квалификации, то на данный вид платных услуг распространяется действие Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277.

Реализация платных услуг образовательным учреждением осуществляется на основании заключенных договоров. До заключения договора образовательное учреждение обязано предоставить родителям (иным законным представителям) потребителя услуги достоверную информацию об учреждении и оказываемых им образовательных услугах (п. 7 Правил ).

Способ доведения информации до потребителя, согласно письму Министерства образования РФ от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09, содержащему Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (скачать), устанавливается исполнителем самостоятельно, за исключением случаев, когда он определяется законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель обязан обеспечить доступность ознакомления с информацией, используя объявления на стендах, буклеты, проспекты, и ее предоставление по требованию заказчика. Причем необходимо размещать информацию в удобном для обозрения месте.

Кроме того, п. 8 Правил детализирует вид информации, которую образовательное учреждение обязано довести до потребителя:
а) наименование и место нахождения (адрес) образовательного учреждения, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
в) перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
г) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
д) порядок приема и требования к поступающим;
е) форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Помимо этого согласно п. 19 ст. 6 Закона № 83-ФЗ ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" дополняется пп. 3.3–3.5, которые вводятся в действие с 1 января 2012 г. В соответствии с п. 3.3 образовательное учреждение должно обеспечить открытость и доступность следующих документов:
"1) учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;
3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;
4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;
5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;
6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;
7) годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;
8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
10) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности".

Однако открытость вышеперечисленной информации должна учитывать требования законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Указанные в п. 3.3 сведения об образовательном учреждении согласно п. 3.5 "размещаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой государственным (муниципальным) учреждением". Следовательно, в образовательном учреждении для потребителей услуг должен быть организован доступ к интернет-сайту, где представлена наиболее полная информация об организационных и финансовых аспектах деятельности учреждения.

Также при заключении договоров на оказание платных образовательных услуг необходимо учесть требования письма Минобразования России от 19.01.2000 № 14-51-59ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг" . К противоречащим законодательству относятся условия договора:

  • о праве в одностороннем порядке расторгать договор в случаях неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг, а также в случаях, когда обучающийся отчисляется в связи с невыполнением учебного плана (противоречит в части вопросов оплаты услуг за обучение ст. 310 ГК РФ);
  • об ограничении права потребителей на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время и без обоснования причин, предоставленного ст. 782 ГК РФ;
  • о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги, либо о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя на основании ст. 782 ГК РФ, а также установление штрафа за такой отказ;
  • об установлении отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов, итоговую аттестацию (запрещено ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей");
  • о внесении помимо платы за обучение "безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения" (противоречит п. 8 ст. 41 Закона РФ "Об образовании");
  • об установлении исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения (противоречит ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными организациями и индивидуальным предпринимателем утверждена приказом Минобразования России от 10.07.2003 № 2994 . Ее содержание не противоречит концептуальным положениям Закона № 83-ФЗ.
Договоры на оказание платных услуг подписываются должностными лицами образовательного учреждения, имеющими соответствующие полномочия. Перечень таких лиц устанавливается приказом руководителя образовательного учреждения.

Так как руководство деятельностью образовательного учреждения по оказанию платных услуг населению осуществляет директор учреждения, то он несет в установленном порядке ответственность за качество их оказания, а также контролирует и несет ответственность за финансово-хозяйственную деятельность, соблюдение сметной (смета составляется в интересах учебного заведения как финансовый план учреждения по приносящей доход деятельности или отдельно по каждой ее образовательной программе), финансовой и трудовой дисциплины, сохранность собственности, материальных и других ценностей.

По каждому виду платных дополнительных услуг разрабатывается и утверждается образовательная программа и учебный план. Количество часов, предлагаемых образовательным учреждением в качестве дополнительной образовательной услуги, должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям потребителя.

Кроме того, согласно письму Министерства образования РФ от 21.07.1995 № 52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг" для организации платных дополнительных образовательных услуг образовательным учреждениям необходимо:

  • на основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных образовательных услуг, учебные планы и штаты;
  • заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных образовательных услуг.

Оплата образовательных услуг производится в образовательном учреждении при наличии кассового аппарата или в учреждениях банка. При расчетах с населением образовательные учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утверждаемый в установленном порядке, и выдавать копию документа, подтверждающего прием наличных денег. Прием денег за образовательные услуги производится в этом случае в специально выделенном кабинете материально ответственными лицами, назначенными приказом руководителя образовательного учреждения.

Безналичные расчеты производятся через банковские учреждения и (или) отделения почтовой связи на лицевой счет образовательного учреждения, открытый в органах казначейства.

Если расчет производится в безналичной форме, то образовательное учреждение должно получить от заказчика или потребителя услуги квитанцию об оплате с отметкой банка либо копию платежного поручения с отметкой банка.

Закон № 83-ФЗ определил, что порядок определения платы за реализуемые услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, если иное не предусмотрено федеральным законом (подп. 4 п. 5 ст. 6).

Для федеральных учреждений расчет сумм за оказание платных услуг осуществляется согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 01.04.2010 № 124 в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 22.10.2009 № 105н "Об утверждении Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений".

Кроме того, плата и условия при оказании одних и тех же услуг (вне зависимости от источника их оплаты: бюджет любого уровня, средства компаний, доходы населения) должны быть одинаковы. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы не происходило искусственное завышение стоимости конкретной образовательной услуги из-за включения в норматив затрат на реализацию образовательной программы норматива затрат на содержание имущественного комплекса, скрытых доходов руководителя образовательного учреждения. По своей сути данные расчетные единицы государственного задания имеют разную природу. Так, норматив на образовательную программу – подушевой (четко связан с числом обучающихся и рассчитывается как объем затрат на реализацию образовательной программы для обучающегося в условиях реализации государственных образовательных стандартов). При увеличении численности обучающихся общая стоимость государственного заказа увеличивается в четком соответствии с подушевым нормативом. А норматив затрат на содержание имущественного комплекса (несмотря на возможность соотнесения затрат с численностью обучающихся) несоотносим с некими стандартами и должен учитывать индивидуальные особенности зданий и сооружений конкретного образовательного учреждения (у одной школы, например, есть бассейн, а у другой – нет; у третьей имеется собственная котельная, а у четвертой – централизованное отопление и т. п.). Также при этом меняется зависимость норматива затрат на содержание имущественного комплекса от численности обучающихся – чем их больше, тем меньше норматив затрат в расчете на одного обучающегося.

Разделение нормативов при формировании государственного заказа позволяет более четко определить стоимость платных услуг исходя из требования их унификации со стоимостью аналогичных услуг, включаемых в государственное задание, и возмещением затрат по содержанию имущественного комплекса, вовлеченного в предоставление платных услуг.

В этом случае в методику мониторинга реализации государственного (муниципального) задания может быть включен еще один критерий оценки выполнения государственного задания – "эффективность использования бюджетных средств на выполнение государственного (муниципального) задания". Его значение рассчитывают по формуле

 

К4нф

 

К4 =

 -------

х 100%,

 

К4ср

 

где К4нф – нормативно-подушевая стоимость государственной (муниципальной) услуги определенного типа;
К4ср – среднедушевая стоимость образовательной услуги данного типа, сложившаяся в анализируемый период в образовательном учреждении.

Оценка эффективности использования бюджетных средств по критерию К4 осуществляется в соответствии с таблицей.

Значение К4

Оценка

Более 100%

Государственное задание выполняется с низкой эффективностью использования бюджетных средств

От 97 до 100%

Государственное задание выполнено с нормативной эффективностью использования бюджетных средств

Менее 97%

Государственное задание выполнено с повышенной эффективностью использования бюджетных средств

Образовательное учреждение согласно подп. 4 п. 19 ст. 33 Закона № 83-ФЗ вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т. ч. добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доходы деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации, положения устава (учредительного документа) указанного учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества.

Стимулы к повышению эффективности деятельности образовательных учреждений, предусмотренные введением Закона № 83-ФЗ, только тогда заработают в полную силу, когда руководители образовательных учреждений поймут, что изменяется сама суть процесса финансового функционирования образовательного учреждения. "Нецелесообразные" затраты при реализации государственного заказа снижают не только конкурентоспособность учреждения, но и возможность привлечения обучающихся, готовых платить за аналогичный вид образовательных услуг (для них неэффективное управление образовательным учреждением обернется более высокой стоимостью обучения, что существенно сократит количество обучающихся, готовых получать образовательную услугу в данном учреждении).

Г.К. Лапушинская, зав. кафедрой государственного управления ГОУ ВПО "Тверской государственный университет", д-р экон. наук, проф.

Дополнительный материал: Письмо Минобразования России от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09 "О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования" (извлечение)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль