Налоговые новации для образовательных учреждений в 2009 году

2938

М.Л. Левицкий,акад. РАО, д-р пед. наук, проф., директор Института подготовки руководящих
педагогических кадров, декан экономического факультета Московского
городского педагогического университета,

Т.Н. Шевченко,акад. Академии менеджмента в образовании и культуре, канд. экон. наук, проф., зам. декана Московского городского педагогического университета

Поправки в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ), внесенные Федеральными законами от 22.07.2008 № 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" и от 22.07.2008 № 121-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", а также письма Минфина России, рассмотренные в статье, призваны помочь руководителям и бухгалтерам образовательных учреж­дений (далее – ОУ) с 1 января 2009 г. использовать новые возможности по снижению налоговой нагрузки как для самого ОУ, так и для его работников в рамках налогового законодательства. Изложенные ниже методы и способы налоговой оптимизации помогут составить оптимальный налоговый бюджет в 2009 г. Заметим, что поправки, внесенные в НК РФ, в основном имеют позитивный характер.

Проанализируем изменения, внесенные в гл. 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц". Сумма стандартного вычета на каждого несовершеннолетнего ребенка (и ребенка в возрасте до 24 лет, если он студент-очник) возрастет с 600 до 1 тыс. руб. Это позволит экономить немного – всего 130 руб. в месяц (1000 руб. ´ 0,13), но зато до тех пор, пока накопленный нарастающим итогом "зарплатный доход" не превысит 280 тыс. руб.

Двойной "детский" вычет (т. е. 2000 руб.) сможет получать один из родителей (не важно, в браке он или нет), если другой письменно отказался от вычета. Кроме того, уменьшать свои доходы ежемесячно на 2 тыс. руб. сможет мать, если в свидетельстве о рождении ребенка в графе "отец" стоит прочерк. А также мать или отец, если второго родителя уже нет в живых или он лишен родительских прав.

Стандартный налоговый вычет на самого налогоплательщика – финансового лица – не изменится. Он по-прежнему равен 400 руб. в месяц. Однако увеличился размер накопленного дохода, до которого этот вычет действует. С 1 января 2009 г. он составит 40 тыс. руб.

Также принята поправка об уменьшении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) на суммы, перечисленные родителями за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях.

До 1 января 2009 г. родители, которые оплачивали обучение своих детей в дошкольных ОУ и учреждениях дополнительного образования, не имели права на соответствующий социальный налоговый вычет. С 1 января 2009 г. ситуация коренным образом изменится.

Обратимся к ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", где содержится определение и перечень ОУ. Согласно подп. 1 и 8 п. 4 ст. 12 дошкольные учреждения (детский сад) и учреждения дополнительного образования (спортивная секция, развивающие кружки) относятся к ОУ.

Таким образом, при определении налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик – родитель вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в сумме, уплаченной им за обучение своего ребенка в указанных ОУ.

Напомним, что социальный налоговый вычет на обучение предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка.

При этом в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у ОУ соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение. При этом необходимы следующие условия: форма обучения очная; в договоре с детским садом должно быть условие об образовательных программах (платных).

Для предоставления налогоплательщику – родителю указанного вычета необходимо иметь платежные документы, свидетельствующие о том, что расходы на обучение ребенка были совершены именно им (основание – письмо Минфина России от 23.06.2008 № 03-04-05-01/214 "О социальном налоговом вычете на обучение").

Наконец, нормативно решен вопрос о возможности выдачи ОУ вместо кассового чека бланка строгой отчетности (далее – БСО) при оказании платных образовательных услуг. В письме Минфина России от 23.06.2008 № 03-01-15/8-239 "О разработке собственных БСО" указывается, что организации (в т. ч. и ОУ) при оказании услуг населению могут выдавать бланк строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку. Образовательное учреждение вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны обязательно содержаться реквизиты, перечисленные в п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники". Специального разрешения на изготовление этого бланка не требуется. Отметим, что в этом случае родителям должны выдаваться также корешки приходных ордеров.

С 1 января 2009 г. решены налоговые проблемы, связанные с обучением работников (в частности, учителей, бухгалтеров и другого персонала ОУ). Предшествующая редакция НК РФ не всегда предоставляла выгодный вариант налогообложения затрат на повышение квалификации сотрудников.

Что изменится к лучшему с 2009 г.?

В подп. 16 п. 1 ст. 238 НК РФ предусмотрено, что суммы оплаты за обучение, профессиональную подготовку и переподготовку работников не облагаются ЕСН (единый социальный налог). Согласно поправкам не будут облагаться налогом суммы, уплаченные организацией (даже не обязательно работодателем) за любое обучение физического лица, включая получение высшего образования.

Не надо будет удерживать НДФЛ со стоимости обучения, профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников (п. 21 ст. 217 НК РФ).

Напоминаем бухгалтерам ОУ о порядке исчисления и уплаты НДФЛ с заработной платы. В письмах Минфина России от 17.07.2008 № 03-04-06-01/214 и от 16.07.2008 № 03-04-06-01/209 разъясняется, что согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Налоговый агент – ОУ – производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ с заработной платы (в т. ч. за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные в п. 6 ст. 226 НК РФ.

Изменения произвели в индексации детских пособий с 1 июля 2008 г. Наравне с прежним коэффициентом 1,085 теперь применяется коэффициент индексации 1,0185. Эти поправки были внесены Федеральными законами: от 14.07.2008 № 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости социальных услуг" и от 22.07.2008 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановой период 2009 и 2010 годов"».

Чтобы рассчитать новый размер детских пособий, нужно перемножить старый (1, 085) и новый (1, 0185) коэффициенты индексации. В ФСС России склоняются к тому, что округлять полученную сумму нужно до копеек.

Таким образом, с 1 июля 2008 г. единовременное пособие при рождении ребенка составит 8840,58 руб. (8000 руб. ´ 1,085 ´ 1,0185), пособие за ранние сроки постановки на учет беременной женщины – 331,52 руб. (300 руб. ´ 1,085 ´ 1,0185).

Проиндексированы также минимальная и максимальная суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Минимальный размер пособия на первого ребенка составит 1657,61 руб. (1500 руб. ´ 1,085 ´ 1,0185), на второго и последующих детей – 3315,22 руб. (3000 руб. ´ 1,085 ´ 1,0185). Максимальная сумма – 6630,44 руб. (6000 руб. ´ 1,085 ´ ´ 1,0185).

Суммы единовременных пособий индексируют по новому коэффициенту, если событие, в связи с которым они назначены, произошло после 30 июня 2008 г. (т. е. при рождении ребенка после этой даты).

Существенные изменения внесены в гл. 25 "Налог на прибыль организации" НК РФ Федеральными законами от 22.07.2008 № 121-ФЗ и № 158-ФЗ. В сфере образования они касаются тех ОУ, которые приобретают амортизируемое имущество за счет средств от деятельности, приносящей доход. С 1 января 2009 г. меняются правила начисления амортизации. Так, при использовании нелинейного метода сумма амортизации ежемесячно будет рассчитываться в целом по амортизационной группе, а не по объекту. Чтобы ее определить, необходимо умножить остаточную стоимость всех основных средств, входящих в группу, на фиксированную норму амортизации. Использование нелинейного метода по новому алгоритму расчетов определяет дополнительные возможности оптимизации налогообложения прибыли. В то же время менять метод амортизации можно будет не чаще одного раза в 5 лет.

В письме Минфина России от 30.06.2008 № 03-03-06/1/376 содержатся разъяснения по некоторым проблемам расчета налоговой базы по налогу на прибыль: расходы на ремонт имущества стоимостью менее 20 тыс. руб. (например: мебели, компьютеров, оргтехники), удовлетворяющие критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ, можно единовременно учесть в целях налогообложения прибыли как прочие расходы и признавать в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Изменения коснулись также предоставления "нулевых" деклараций.

Плательщиками налога на имущество признаются все организации, независимо от наличия либо отсутствия у них объекта по этому налогу. Это следует из п. 1 ст. 373 НК РФ. Соответственно представить отчетность по налогу на имущество, пусть даже и "нулевую", необходимо.

Однако налоговую отчетность по земельному налогу представляют только те ОУ, у которых есть объект налогообложения, т. е. ОУ, имеющие земельные участки, которые принадлежат им на праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования. Если у вашего ОУ таких земельных участков нет, представлять отчетность по земельному налогу не следует. Такой вывод позволяет сделать п. 1 ст. 388 НК РФ.

Рассмотрим практическую ситуацию по налогу на имущество.

Пример:

Может ли ОУ при списании транспортного средства ("Газель", автобус и т. п.) исключить его стоимость из расчета налога на имущество? Каковы налоговые последствия?

Списание транспортного средства должно быть осуществлено по всем правилам бухгалтерского учета. Приказом директора ОУ создается комиссия (в нее входят: директор, бухгалтер и лица, на которые возложена ответственность за сохранность объектов основных средств).

В компетенцию этой комиссии входит: осмотр транспортного средства, установление причин списания и возможности использования отдельных узлов и деталей, составление акта списания.

До тех пор пока транспортное средство числится на балансе ОУ, оно является объектом обложения налогом на имущество.

Кроме того, транспортное средство признается и объектом обложения транспортным налогом. В соответствии со ст. 257 НК РФ плательщиком этого налога является лицо (физическое или юридическое), на которое зарегистрировано транспортное средство. Чтобы ОУ не уплачивало данный налог, транспортное средство необходимо снять с учета в ГИБДД.

Изменения коснутся и взимания единого социального налога.

Минфин России рассматривает вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", чтобы он соответствовал положениям НК РФ о начислении пеней по несвоевременно уплаченным авансам. В отличие от налогов по платежам в Пенсионный фонд РФ сейчас пени начисляются только в случае просрочки перечисления квартальных авансов, но не ежемесячных. Это определено Высшим Арбитражным Судом РФ, в постановлении Пленума которого от 26.07.2007 № 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" есть разъяснение, что пени должны начисляться только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов за отчетный период, а не ежемесячных авансов.

Минфин России считает, что в уплате ЕСН и пени есть некое несоответствие, что в конечном счете может привести к снижению поступлений страховых взносов, а в отдельных случаях – к неисполнению обязательств страхователями. Необходимо чтобы этот закон соответствовал положениям ст. 58 и 75 НК РФ по аналогичной ситуации в части начисления пеней по несвоевременно уплаченным авансам по налогам.

Алгоритм расчета пеней вроде бы простой – их определяют исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа (п. 4 ст. 75 НК РФ). Но есть особенности, из-за несоблюдения которых при расчете пеней частенько возникают ошибки и разногласия с налоговиками.

Напоминаем, что с 14 июля 2008 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 11%. За I полугодие 2008 г. эта ставка менялась трижды: в феврале с 10 до 10,25%, в апреле с 10,25 до 10,5%, в июне с 10,5 до 10,75%. Безусловно, такая динамика ставки рефинансирования приводит к ошибкам в налоговых расчетах с бюджетом.

Пени начисляют со следующего дня после срока погашения. При этом день погашения недоимки входит в расчет. За него бюджету тоже причитается компенсация потерь.

Пени взимаются за все дни: рабочие, выходные и праздники. Нельзя исключать из периода, за который положены пени, какие-либо дни. Но если при этом срок уплаты налога (аванса) выпал на выходной день, он переносится на следующий рабочий день. Соответственно только со следующего после него дня начнется начисление пени в случае просрочки платежа.

Учитываются все ставки рефинансирования за период просрочки. Со дня изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ пени считают по новым ставкам.

По уточненным платежам пени пересчитывают заново. В карточке расчетов с бюджетом уточненная отчетность проводится по дате ее фактического представления. Но для расчета пеней используется другая дата. Если ОУ подает "уточненку", то пени начисляют со дня, следующего за днем, установленным для уплаты налога. Если в уточненной декларации сумма налога заявлена к доплате или к уменьшению, то пени соответственно увеличатся или снизятся.

Если в результате расчета сумма пеней не совпадет с той, которую начислит инспекция, то никаких штрафов и тем более пеней за это не будет.

Рассмотрим еще одну ситуацию.

Пример:

Даже при правильно заполненной "платежке" налоги могут поступить в бюджет с опозданием – по вине банка. В карточке расчетов с бюджетом автоматически начисляют пени. Как их снять?

Вообще обязанность учреждения по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление налога, если на счете достаточно средств (п. 3 ст. 45 НК РФ). Если просрочка произошла по вине банка, то ответственность несет именно кредитное учреждение, но никак не налогоплательщик. Соответственно ранее начисленные пени должны быть сторнированы (письмо Минфина России от 27.12.2005 № 03-02-07/1-351 "Об уплате пеней при непоступлении в бюджет налоговых платежей из-за ошибки банка").

Процедура списания пеней, если платеж поступил в бюджет позже по вине банка, в НК РФ не прописана. Сами налоговики рекомендуют в этом случае направить в инспекцию письмо с просьбой пересчитать пени. Естественно, надо указать в нем, что задержка произошла по вине банка. Понадобятся также документы, подтверждающие этот факт ("платежка" на уплату налога, документ, подтверждающий, что ОУ представило "платежку" в банк до конца операционного дня, выписка со счета на дату предъявления "платежки").

До 1 января 2009 г., если по итогам налоговой проверки ОУ инспекция вынесла решение о привлечении его к налоговой ответственности, то можно было обжаловать это решение в апелляционном порядке в УФНС или в суде (основание – ст. 138 НК РФ). До 2009 г. НК РФ допускал использование этих двух способов обжалования.

С 1 января 2009 г. порядок изменится. Сначала решение инспекции нужно будет обжаловать в досудебном порядке в вышестоящий налоговый орган. И только если налоговая инспекция не отменит свое решение, обращаться в суд. При этом обжаловать нужно будет решение, вышестоящего налогового управления, которое утвердило принятое налоговой инспекцией после 1 января 2009 г. решение.

В письме Минфина России от 23.07.2008 № 03-02-07/1-309 "Об определении срока вручения налогоплательщику налоговым органом решения по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС" чиновники финансового ведомства считают, что решение, принятое по результатам налоговой проверки и отправленное инспекцией по почте, можно считать полученным организацией на шестой день с даты отправки. При этом не важно, когда письмо на самом деле дошло до адресата и дошло ли вообще.

Всем известно, что результатом налоговой проверки ОУ является акт налоговой проверки. В этом отношении весьма актуальным и своевременным является определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.07.2008 № 8167/08.

Если в решении по результатам проверки инспекция доначислила организации налог из-за нарушения, которое она не отразила в итоговой части акта проверки, то решение в этой части недействительно.

Сам факт налоговых нарушений опровергнуть невозможно, однако реально снизить штрафы в несколько раз за счет предъявления смягчающих обстоятельств.

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства штраф должен быть понижен не меньше чем в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ), причем перечень смягчающих обстоятельств не ограничен (п. 3 ст. 112 НК РФ). Какие обстоятельства являются смягчающими, решают суд или налоговики при рассмотрении дела (п. 4 ст. 112 НК РФ). Однако в реальности чиновники редко используют такое право. Если ОУ считает, что у него есть смягчающие вину обстоятельства, то лучше заявить о них самостоятельно. Причем желательно найти несколько таких обстоятельств. Необходимо также представить соответствующие доказательства, иначе суд может не снизить штраф (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 № Ф04-1241/2008 (1190-А70-3)).

Примеры смягчающих ответственность обстоятельств, при которых возможно уменьшить штрафные санкции: несоразмерность штрафа допущенному нарушению или тяжести вины; несвоевременность представления сведений персонифицированного учета или даже налоговой декларации в случае, когда налоги и сборы перечислены полностью и в срок; незначительный (несколько дней) период просрочки представления декларации или сведений персонифицированного учета, сведений для декларации руководителей ДОУ.

В письме Минфина России от 27.03.2008 № 03-02-07/1-133 "О штрафе за просрочку представления деклараций" указывается, если организация заплатила налог вовремя, но декларацию подала с опозданием, то она вправе рассчитывать на минимальный штраф в 100 руб., но при условии, что просрочка составила не больше 180 дней.

Однако обращаем внимание налогоплательщиков, что п. 1 ст. 119 НК РФ "Непредставление налоговой декларации" предусматривает "взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей".

В случае, если не представлена "нулевая" налоговая декларация, применение штрафных санкций по данной статье, на наш, взгляд, приводит к нулевым последствиям (0 руб. ´ санкция = 0).

Однако инспекцией здесь могут быть применены положения ст. 126 НК РФ, согласно которой непредставление в установленный срок налогоплательщиком документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Обращаем внимание руководителей ОУ на приказ Минфина России от 18.01.2008 № 9н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в т. ч. в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения" (зарегистрирован в Минюсте России 14.04.2008, регистрационный № 11521).

Внимательное прочтение данного документа также может способствовать минимизации налогового бюджета ОУ.

Нормативные документы

  • Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (часть первая) (с изм. и доп.), от 05.08.2000 № 117-ФЗ (часть вторая) (с изм. и доп.)
  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 22.07.2008 № 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
  • Федеральный закон от 22.07.2008 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановой период 2009 и 2010 годов"»
  • Федеральный закон от 22.07.2008 № 121-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 14.07.2008 № 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости социальных услуг"
  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп.)
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)
  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование"
  • Письмо Минфина России от 23.07.2008 № 03-02-07/1-309 "Об определении срока вручения налогоплательщику налоговым органом решения по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС"
  • Письмо Минфина России от 23.06.2008 № 03-04-05-01/214 "О социальном налоговом вычете на обучение"
  • Письмо Минфина России от 23.06.2008 № 03-01-15/8-239 "О разработке собственных БСО"
  • Письмо Минфина России от 27.12.2005 № 03-02-07/1-351 "Об уплате пеней при непоступлении в бюджет налоговых платежей из-за ошибки банка"

Если вас заинтересовала данная статья,вы можете оформить подписку на "Справочник руководителя образовательного учреждения" >>>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль