Проектирование индивидуальной образовательной программы учащегося

18558

Индивидуальная образовательная траектория учащегося – персональный путь реализации его личностного потенциала. При этом речь идет не столько о традиционном выделении типологических характерологических особенностей учащегося, сколько о его оргдеятельностных способностях – познавательных, творческих, коммуникативных и т. д. Их выявление, реализация и развитие осуществляются в ходе образовательного движения ученика. Индивидуальная образовательная траектория реализуется через составление индивидуальной образовательной программы (ИОП), которая является ее технологическим обеспечением.

Особенности проектирования индивидуальной образовательной программы

Проектирование индивидуальной образовательной программы предусматривает:

  • наличие субъекта деятельности – учитель – ученик. Причем учитель – собирательный образ, т. к. ученик выступает в парах:
    –   ученик – учитель-предметник;
    –   ученик – классный руководитель;
    –   ученик – психолог и т. д.;
  • критерии оценки эффективности (они связаны с развитием субъекта деятельности, в данном случае ученика);

  • владение специальными умениями (в первую очередь в проектировании), обеспечивающими перевод педагогических целей в конкретные задачи и содержание деятельности.

Учащиеся создают модель, которая удовлетворяет их познавательные и творческие интересы. Ученик становится субъектом обучения, т. к. он планирует свою учебную деятельность, определяет пути и средства достижения успеха, учится умению выстраивать свои отношения со сверстниками, учителями, руководителями кружков, факультативов и т. д.

Учащиеся разрабатывают индивидуальную образовательную программу  на основе базисного учебного плана по заданному образцу (приложение 1).

Перед тем как ученики приступят к проектированию индивидуальной образовательной программы, классный руководитель проводит с ними беседу о необходимости планирования и организации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках профессионального самоопределения; знакомит со структурой индивидуальной образовательной программы и алгоритмом ее построения (приложение 2).

Особое место в процессе разработки индивидуальной образовательной программы отводится родителям. Они не только ознакомляются с ней, но и вносят коррективы после предварительного обсуждения, консультаций с классным руководителем, учителями-предметниками, психологом и администрацией школы.

С момента подписания учащимся, его родителями и администрацией школы индивидуальная образовательная программа  является официальным документом, регламентирующим отношения между учеником, родителями и образовательного учреждения.

наверх

Реализация индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа реализуется самим учеником и должна пониматься им как практическое руководство по самообразованию и самореализации жизненных планов.

Помимо предметов, предусмотренных учебным планом школы, индивидуальная образовательная программа включает в себя ресурсы дополнительного образования, формы участия обучающихся во внеклассной учебно-познавательной деятельности.

ПРИМЕР

Для реализации дошкольной образовательной программы по индивидуальному плану привлекаются возможности учреждений дополнительного образования, например:

  • детский экологический центр (экономика, обществознание, химия, биология);
  • Трехгорный технологический институт Национального исследовательского ядерного университета МИФИ (математика, физика);
  • филиал Южно-Уральского государственного университета (физика, математика, русский язык);
  • политехнический техникум (подготовительные курсы);
  • городской центр занятости населения (информация о рынке труда в городе, области, регионе, изучение личностных особенностей и способностей учащихся, их склонностей к определенному виду деятельности);
  • дистанционные проекты, заочные школы.

Расписание занятий составляется на основе предложений учащихся по организации их учебной и внеучебной познавательной деятельности с учетом условий школы и кадрового обеспечения. Для проведения индивидуально-групповых занятий, элективных и профильных курсов, курсов по выбору, внеклассных учебно-познавательных мероприятий формируются группы из классов одной параллели или группы по интересам из разных классов.

Участие обучающихся во внеклассных учебно-познавательных мероприятиях фиксируется организаторами данных занятий, итоги подводятся и оцениваются по мере достижения учащимися определенных успехов, которые составляют их портфолио.

Решающие составляющие учебного процесса – самостоятельная деятельность и самоконтроль, выстроенные и реализуемые учеником. 

наверх

Анализ индивидуальной образовательной программы

 Учащийся самостоятельно или с помощью классного руководителя, учителей и родителей анализирует ход выполнения индивидуальной образовательной программы и вносит необходимые коррективы и изменения.

Классный руководитель анализирует индивидуальные образовательные программы сразу после их заполнения. Результат анализа может быть представлен в виде следующей таблицы.

Ф. И. ученика

Профессиональные предпочтения учащихся

Умения учащихся

Предложения учащихся по внесению изменений в процесс обучения

ставить цель

определять задачи

выбирать формы
и методы обучения
выбирать формы
и методы контроля

планировать свою учебную деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень оцениваемых умений учащихся высокий, если ученик может четко сформулировать цели и задачи на определенный срок, спланировать свою учебную деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города, выбрать оптимальные для себя формы, методы обучения и контроля. Если перечисленные умения сформулированы учеником недостаточно четко или ученик не может их сформулировать, то, соответственно, уровень оцениваемых умений средний или низкий.

Анализ индивидуальной образовательной программы позволяет оказать практическую помощь ученикам, нуждающимся в ее составлении, и соотнести полученные данные с выбором профессиональных предпочтений; выработать рекомендации для учащихся, их родителей, учителей, администрации; внести предложения по организации учебного процесса в классе, в школе.

ПРИМЕР

Например, по результатам анализа индивидуальной образовательной программы учащихся администрация образовательного учреждения может:

  • внести изменения:
    –   в содержание образования (выбор элективных курсов, набор курсов по выбору, факультативов, дополнительных платных услуг и т. д.);
    –   организацию учебного процесса, расписание уроков, консультаций, факультативов и т. д.;
    –   работу с родителями учащихся;
  • рекомендовать учителям изменить:
    –   формы и методы обучения в данном классе по определенным учебным предметам;
    –   формы и методы контроля уровня знаний учащихся по предметам.

Индивидуальная образовательная программа учит старшеклассника планировать и организовывать свою учебно-познавательную деятельность, анализировать ее с позиций достижений и успехов, выделять приоритеты, связанные с профессиональным самоопределением. Процесс правильного выбора предполагает наличие таких умений, как выделение альтернатив получения образования, соответствующих собственным потребностям и возможностям, оценку их преимуществ и недостатков, выбор из имеющихся вариантов наилучшего.

наверх

ОБРАЗЕЦ
индивидуальной образовательной программы
учащегося 10 класса __________________ (Ф. И.)

Приложение 1

I полугодие

1. Цели образования (Цель – это субъективный образ желаемого. Укажи свою цель на этот учебный год – в целом, по отдельным предметам.) ___________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

2. Задачи образования (Задача – это часть цели. Определи, как ты будешь добиваться своей цели.)   

______________________________________________________________________________________________________________

3. Формы и методы обучения (в целом, по отдельным предметам).

Усваивать учебный материал тебе помогает: составление плана, просмотр видеофильма, составление конспекта, самостоятельная работа с учебником, объяснение учителя, технологическая карта, составление словаря понятий, таблицы, схемы, работа с электронными учебными пособиями, использование интернет-технологий, работа в парах, группах (подчеркни), другое (допиши) ______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

4. Формы и методы контроля (в целом, по отдельным предметам). Для тебя предпочтительнее: письменная работа по вопросам, тест, устный ответ по вопросам, работа с карточкой, пересказ по учебнику, компьютерный контроль, поиск ответа в учебнике, зачет (по теме), проект, реферат, эссе (подчеркни), другое (допиши)      

______________________________________________________________________________________________________________

Как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился: поурочный контроль, тематический контроль, четвертной контроль (подчеркни), другое (допиши) _______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

5. Предложения по внесению изменений в процесс обучения на II полугодие:

  • в содержание образования __________________________________________________________________________________ 
    _________________________________________________________________________________________________________
  • в формы и методы обучения (в целом и по отдельным предметам) _________________________________________________ 
    _________________________________________________________________________________________________________           
  • в формы и методы контроля (в целом и по отдельным предметам) _________________________________________________
    __________________________________________________________________________________________________________
  • в организацию учебного процесса ____________________________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________________________________

Примечание:

ИОП на II полугодие заполняется аналогично I полугодию, в п. 5 прописываются предложения по внесению изменений в процесс обучения на следующий учебный год.

Примечания:

  1. По всем предметам аудиторной нагрузки предусматривается промежуточная и итоговая аттестация, согласно Положению об аттестации выпускников основной школы.

  2. Учебный план изменяется при переходе из одного профильного класса в другой, всю ответственность в этом случае несут учащиеся и их родители.

  3. ИОП заполняется до 10 сентября текущего учебного года на основании предложений образовательных услуг.

 

Дата ____________________________

Подпись учащегося ________________

Подпись родителей _______________

Подпись администрации ОУ ________

 

 

наверх

АЛГОРИТМ
построения индивидуальной образовательной программы
(в помощь ученику)

Приложение 2

1. Сформулируй свою образовательную цель

Цель – это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель – значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо указать:

  • определенный срок;

  • успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным направлениям;

  • способы получаемого образования после школы.

2. Определи задачи – пути достижения цели

Задачи – план твоих действий по достижению поставленной цели, который разрабатывается:

  • на определенный срок;

  • по конкретным видам деятельности;

  • по отдельным предметам.

3. Выбери формы и методы обучения

Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал, или предложи свои. Ты должен:

  • знать, чему и каким образом тебя обучают на уроках;

  • уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения;

  • уметь определить формы самообразования.

4. Определи формы и методы контроля

Выбери предпочтительные для себя формы и методы контроля:

  • как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился;

  • каким способом лучше проверять твои знания по отдельным предметам;

  • каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.

5. Спланируй свою учебную деятельность.
Используй для этого учебный план на текущий учебный год, ресурсы школы и города.

6. Скорректируй ИОП
По окончании I полугодия (учебного года) проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами и внеси изменения в ИОП.

Г.Б. Клименко, зам. директора МОУ СОШ № 108, г. Трехгорный Челябинской обл.

наверх 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль