Междисциплинарный экзамен как форма промежуточной аттестации обучающихся

4801

Разработка образовательных стандартов нового поколения обозначила необходимость поиска нового подхода к оцениванию результатов освоения образовательных программ.

Авторы статьи предлагают разработанную ими программу междисциплинарного экзамена по физике и математике, которая расширяет возможности системы оценки качества образовательных достижений учащихся по данным дисциплинам, т. к. позволяет фиксировать не только специфические, но и межпредметные знания и умения.

Педагогический коллектив ГОУ СОШ № 680 участвует в работе окружной экспериментальной площадки “Создание новой системы оценки качества образования в Северо-Западном округе Москвы”. Результат данной работы – внедрение инновационной формы проведения промежуточной аттестации обучающихся – междисциплинарного экзамена по физике и математике.

Междисциплинарный экзамен – способ итоговой проверки и оценки сформированности знаний и умений учащихся по этим предметам

Экзамен в такой форме позволяет:

  • оценить межпредметные знания и умения учащихся, сформированные в курсах учебных предметов;
  • развить познавательный интерес к учебным предметам;
  • глубже понять и осмыслить изученный материал;
  • сформировать целостное восприятие естественнонаучной картины мира.

В результате междисциплинарного экзамена по физике и математике оцениваются:

  • освоение учащимися методов научного познания, умение применять их при решении задач разного уровня.
  • владение основными поня-тиями и законами. Учащиеся должны:
    – знать основные физические и математические понятия;
    – знать условные обозначения математических и физических величин;
    – уметь применять физические и математические определения, использовать физические законы и математические свойства для решения различного рода задач;
    – уметь описывать различные явления и процессы, происходящие в природе, с точки зрения математики и физики;
    – уметь устанавливать взаимосвязи между различными физическими и математическими величинами;
  • владение основными общеучебными умениями, такими как:
    – работа с информацией, представленной в различных видах (текст, таблица, график и др.);
    – умение обобщать, анализировать, делать выводы;
    – владение в полном объеме инструментарием по данным предметам;
    – умение устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи;
    – применение полученных знаний для решения различных задач на творческом уровне;
    – использование справочных материалов, таблиц и т. д.;
    – умение излагать решение последовательно, четко, связанно, обоснованно;
    – правильное применение системы условных обозначений при ведении записей.

Нами разработана примерная программа междисциплинарного экзамена на основе государственного образовательного стандарта по физике и математике и образовательных программ по этим дисциплинам (приложение 1).

Форма проведения экзамена, структура заданий

 Междисциплинарный экзамен по физике и математике проводится в письменной форме – она позволяет правильнее и глубже оценить предметные знания и все виды умений (теоретические, интеллектуальные, организационно-коммуникативные), которыми должен владеть учащийся, по всем изучаемым темам.

Для проведения междисциплинарного экзамена по физике и математике предлагается тест из трех частей, содержащий 25 заданий:

  • 1-я часть – 17 заданий с выбором ответа(к каждому заданию дано 4 варианта ответа, из которых верен только один);
  • 2-я часть – 6 заданий с кратким ответом;
  • 3-я часть – 2 задания с открытым развернутым ответом.

При отборе заданий для тестов учитывалось содержание теоретического материала, чтобы вопросы и задачи не дублировали одни и те же понятия, явления и законы.

Содержание теста может меняться, в зависимости от тех программ, по которым обучались учащиеся. Образец экзаменационной работы приведен в приложении 2.

Рекомендации по оцениванию экзаменационной работы

Выполнение каждого задания части 1 оценивается в один балл, части 2 – в два балла, части 3 – в три балла. Максимальное количество баллов – 35.

Выставляются отметки:

  • "5" –если учащийся получил 28–35 баллов (при этом ученик должен правильно выполнить хотя бы одно задание части 3);
  • "4" – 20–27 баллов;
  • "3" – 13–19 баллов.

Приложение 1

ПРОГРАММА
межпредметного экзамена по физике и математике

Пояснительная записка

Программа междисциплинарного экзамена по физике и математике (далее – Программа) для 10-го физико-математического профильного класса разработана таким образом, чтобы позволить учащимся подготовиться к поступлению в технические вузы.

В Программе представлен как материал курсов физики и математики 10-го класса, так и изучавшиеся ранее базовые вопросы и понятия, которые необходимы для описания основных явлений и процессов и владение которыми позволит более полно и качественно раскрыть поставленную задачу. Каждый раздел Программы содержит как физические, так и математические вопросы, понятия и законы, которые взаимосвязаны.

Формат экзамена позволяет учащимся познакомиться с формой проведения итоговой аттестации в виде ЕГЭ.

1. Механика

1.1. Кинематика

Равномерное движение. Средняя скорость. Характеристики движения. Графическое представление равномерного движения. Равнопеременное движение. Ускорение. Перемещение при равноускоренном движении. Графическое представление равноускоренного движения.

Приближенное значение числа. Работа с калькулятором. Линейные и квадратные уравнения. Составление линейных уравнений. Линейная и квадратичная функция и их графики. Прямая и обратная пропорциональности. Вектор, длина вектора, сложение векторов, проекция вектора на ось. Выполнение арифметических действий над приближенными значениями. Измерение величин, абсолютная и относительная погрешности. Преобразования алгебраических выражений. Работа с формулами.

1.2. Динамика и статика

Масса. Сила. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, вес, невесомость. Движение тел под действием силы тяжести. Сила упругости. Сила трения. Движения по окружности. Центростремительное ускорение. Период, частота, угловая скорость. Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести.

Приближенное значение числа. Работа с калькулятором. Прямая и обратная пропорциональности. Вектор, длина вектора, сложение векторов, проекция вектора на ось. Выполнение арифметических действий над приближенными значениями. Измерение величин, абсолютная и относительная погрешности. Квадратный корень. Синус, косинус, тангенс и котангенс. Теоремы синусов и косинусов. Соотношения между сторонами и углами в треугольнике. Формулы длины окружности и площади круга. Градусная и радианная меры углов. Преобразования алгебраических выражений. Работа с формулами.

1.3. Законы сохранения

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа, мощность, энергия. Виды механической энергии. Закон сохранения механической энергии. Энергия и сила трения. КПД.

Приближенное значение числа. Работа с калькулятором. Прямая и обратная пропорциональности. Вектор, длина вектора, сложение векторов, проекция вектора на ось. Выполнение арифметических действий над приближенными значениями. Измерение величин, абсолютная и относительная погрешности. Квадратный корень. Синус, косинус, тангенс и котангенс. Теоремы синусов и косинусов. Соотношения между сторонами и углами в треугольнике. Формулы длины окружности и площади круга. Градусная и радианная меры углов. Преобразования алгебраических выражений. Работа с формулами.

2. Молекулярная физика. Тепловые явления

2.1. Основы молекулярно-кинетической теории

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Характеристики молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура. Шкалы Цельсия и Кельвина. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Насыщенный пар, его свойства. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.

Приближенное значение числа. Работа с калькулятором. Линейные и квадратные уравнения. Составление линейных уравнений. Линейная и квадратичная функция и их графики. Прямая и обратная пропорциональности. Выполнение арифметических действий над приближенными значениями. Измерение величин, абсолютная и относительная погрешности. Квадратный корень. Преобразования алгебраических выражений. Работа с формулами.

2.2. Термодинамика

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики и его применение к различным процессам. Необратимость процессов в природе. Принципы действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

Приближенное значение числа. Работа с калькулятором. Линейные уравнения. Системы линейных уравнений. Составление линейных уравнений. Прямая и обратная пропорциональности. Выполнение арифметических действий над приближенными значениями. Измерение величин, абсолютная и относительная погрешности. Проценты. Графики прямой и обратной пропорциональности. Преобразования алгебраических выражений. Вычисление площади фигур. Работа с формулами.

3. Электродинамика

3.1. Электростатика

Электрический заряд. Виды зарядов. Электризация. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле и его характеристики. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

Приближенное значение числа. Работа с калькулятором. Прямая и обратная пропорциональности. Вектор, длина вектора, сложение векторов, проекция вектора на ось. Выполнение арифметических действий над приближенными значениями. Измерение величин, абсолютная и относительная погрешности. Квадратный корень. Синус, косинус, тангенс и котангенс. Теоремы синусов и косинусов. Соотношения между сторонами и углами в треугольнике. Градусная и радианная меры углов. Преобразования алгебраических выражений.

Работа с формулами.

3.2. Законы постоянного тока

Электрический ток. Условия, необходимые для существования электрического тока. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Виды соединения проводников. Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Приближенное значение числа. Работа с калькулятором. Прямая и обратная пропорциональности. Выполнение арифметических действий над приближенными значениями. Измерение величин, абсолютная и относительная погрешности. Квадратный корень. Линейные и квадратные уравнения. Преобразования алгебраических выражений. Работа с формулами.

3.3. Электрический ток в различных средах

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Проводимость полупроводников. Применение полупроводников. Электрический ток в вакууме. Диод. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Электрический ток в газах. Виды газовых разрядов. Плазма.

Приближенное значение числа. Работа с калькулятором. Прямая и обратная пропорциональности. Выполнение арифметических действий над приближенными значениями. Измерение величин. Квадратный корень. Линейные и квадратные уравнения. Преобразования алгебраических выражений. Работа с формулами.

В таблице приведено содержание тем по математике, включенных в экзаменационную работу.

Тема

Задание

Векторы. Сложение векторов

А2

Определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса.

Теорема синусов.

Теорема косинусов

В6, С2

Площадь четырехугольника

А5

Объем. Единицы измерения объема тел

А7

Стандартный вид числа. Единицы измерения

А7, А8, А16

Преобразование выражений. Преобразование формул

А9, А11, А14

Прямопропорциональная и обратнопропорциональная зависимости.

Зависимость между величинами

А4, А6, А12, А17

Функции и их графики (линейная функция, прямая пропорциональность, обратная пропорциональность, квадратичная функция)

А1, А3, А10

Решение задач на движение. Средняя скорость

А1, А15

Решение квадратных уравнений и неравенств

В5

Физический смысл производной

В2, С1

Приложение 2

ОБРАЗЕЦ
письменной работы междисциплинарного экзамена
по физике и математике

Часть 1

Задание А1

По рис. 1 определите, чему равна средняя скорость тела на пути, пройденном телом за первые 5 с движения.

Междисциплинарный экзамен как форма промежуточной аттестации обучающихся
Рис. 1
  1. 2 м/с;
  2. 6 м/с;
  3. 8 м/с;
  4. 11 м/с.

Задание А2

Если на покоящееся тело будут действовать четыре силы (рис. 2), тело начнет движение:

  1. вправо;
  2. влево;
  3. вверх;
  4. вниз.
Междисциплинарный экзамен как форма промежуточной аттестации обучающихся
Рис. 2

 Задание А3

Укажите номер графика (рис. 3), соответствующего процессу, проведенному при постоянном давлении газа.

 Междисциплинарный экзамен как форма промежуточной аттестации обучающихся
Рис. 3

Задание А4

Как должна измениться концентрация молекул одноатомного идеального газа, чтобы при увеличении средней кинетической энергии его молекул в 3 раза давление увеличилось бы в 2 раза?

  • увеличится в 6 раз;
  • увеличится в 1,5 раза;
  • уменьшится в 1,5 раза;
  • уменьшится в 6 раз.

Задание А5

Чему равна работа, совершенная газом при переходе из состояния 1 в состояние 2 (рис. 4)?

Междисциплинарный экзамен как форма промежуточной аттестации обучающихся
Рис. 4
  1. 800 Дж;
  2. 600 Дж;
  3. 400 Дж;
  4. 200 Дж.

Задание А6

Как изменится сила тока в цепи, если скорость направленного движения электронов в проводнике увеличится в 2 раза?

  1. не изменится;
  2. увеличится в 2 раза;
  3. увеличится в 4 раза;
  4. уменьшится в 2 раза.

Задание А7

Масса алюминиевого цилиндра площадью сечения 0,05 м2 и высотой 1,6 м равна:

  1. 216 х 103 кг;
  2. 432 х 103 кг;
  3. 0,216 х 103 кг;
  4. 0,432 х 103 кг.

Задание А8

В 1 м содержится 1 х 103 л. Сколько см3 содержится в 5 л?

  1. 0,005 см3;
  2. 500 см3;
  3. 5 х 106 см3;
  4. 5 х 103 см3.

Задание А9

Определите общее сопротивление электрической цепи (рис. 5), если R1 = 1 Ом; R2 = 6 Ом; R3 = 12 Ом.

Междисциплинарный экзамен как форма промежуточной аттестации обучающихся
Рис. 5
  1. 4 Ом;
  2. 6 Ом;
  3. 13 Ом;
  4. 20 Ом.

Задание А10

Какой из графиков (рис. 6) соответствует зависимости удельного сопротивления металлов от температуры?

Междисциплинарный экзамен как форма промежуточной аттестации обучающихся
Рис. 6

Задание А11

Задайте формулой зависимость силы упругости тела от его удлинения при коэффициенте жесткости 40 Н/м.

1) F =

40

;

∆l

 

2) F = 40 - ∆l;

3) F = 40  ∆l;

4) F = 40 х ∆l.

Задание А12

Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух точечных электрических зарядов, если расстояние между ними увеличить в k раз?

  1. увеличится в k раз;
  2. уменьшится в k раз;
  3. уменьшится в k2 раз;
  4. увеличится в k2 раз.

Задание А13

В таблице приведены данные, полученные при исследовании зависимости силы тока от напряжения на концах проводника.

U, В

0,4

0,6

1,0

1,4

2,0

I, А

0,2

0,3

0,5

0,7

1,0

Исходя из этих данных, сопротивление проводника:

  1. меняется в зависимости от напряжения на его концах;
  2. равно 0,5 Ом;
  3. равно 2 Ом;
  4. определить невозможно.

Задание А14

Выразите из формулы

E = mgh +

mv2

 переменную h.

2

1) h = mgE +

mv2

;

 

2

 

2) h = E - mg -

mv2

;

2

Задание А15

Скорость моторной лодки относительно берега 8 км/ч, а скорость течения реки –
1,5 км/ч. Какое расстояние проплывет лодка против течения за 3 ч?
  1. 28,5 км;
  2. 19,5 км;
  3. 12,5 км;
  4. 3,5 км.

Задание А16

Запишите электрохимический эквивалент меди в кг/Кл в виде десятичной дроби.

  1. 0,00000033 кг/Кл;
  2. 0,000033 кг/Кл;
  3. 0,0030303 кг/ Кл;
  4. 0,030303 кг/Кл.

Задание А17

При увеличении давления в 1,5 раза объем газа уменьшился на 30 мл при постоянной температуре. Найдите первоначальный объем.

  1. 10 мл;
  2. 60 мл;
  3. 120 мл;
  4. 90 мл.

 Часть 2

Задание В1

На диаграмме (рис. 7) изображен процесс перевода одного моля идеального одноатомного газа из состояния 1 в состояние 2. Чему равно количество теплоты, переданное газу при переходе из состояния 1 в состояние 2 p0 = 0,1 МПа, v0 = 2 л.

Междисциплинарный экзамен как форма промежуточной аттестации обучающихся
Рис. 7

Задание В2

Тело движется по прямой таким образом, что расстояние от начальной точки (координаты) изменяется по закону S(t) = 5t + 0,2t3 – 6 (t – время движения в секундах, S – в метрах). Найдите скорость тела через 5 с после начала движения.

Задание В3

В розетку электросети подключены приборы, общее сопротивление которых составляет
60 Ом. Параллельно с ними в розетку предполагается подключить электрообогреватель. Определите наименьшее возможное сопротивление этого прибора, если для нормального функционирования электросети общее сопротивление в ней должно быть не меньше 10 Ом.

Задание В4

После того как плоский воздушный конденсатор зарядился, у него, не отключая от источника тока, уменьшили расстояние между пластинами. Что произойдет при этом с электроемкостью конденсатора, его энергией и напряженностью поля между его обкладками?

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Физические величины

Их изменение

А) Электроемкость конденсатора

1) увеличится

Б) Энергия конденсатора

2) уменьшится

В) Напряженность поля между
обкладками

3) не изменится

А

Б

В

 

 

 

Задание В5

Для нагревательного элемента некоторого прибора была экспериментально получена зависимость температуры от времени, которая на исследуемом интервале температур задается выражением T(t) = T0 + at + bt2, где T0 = 120 К, a = 30 К/мин, b = – 0,2 К/мин2.

Известно, что при температурах нагревателя свыше 1000 К прибор нужно отключать, т. к. он может испортиться.

Определите (в мин) через какое наибольшее время после начала работы нужно отключать прибор.

Задание В6

Тело бросили под углом 60о к горизонту с начальной скоростью v0 = 50 м/с. Найдите величину перемещения тела через 2 с.

Часть 3

Задание С1

Тело массой 2 кг движется прямолинейно по закону X(t) = t2 + t + 1. Координата X измеряется в см, время t – в секундах. Найдите:

а) действующую силу;

б) кинетическую энергию тела через 2 с после начала движения.

Задание С2

Четыре точечных заряда – по 4 нКл каждый – находятся в вершинах квадрата со стороной равной 10 см.

Определите результирующую напряженность в центре квадрата, если вверху квадрата расположены положительные, а внизу – отрицательные по знаку заряды. Ответ дайте в киловольтах, деленных на метр, и округлите до целых десятков.

Ответы

Часть 1

Номер
задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

Ответ

1

2

3

3

2

2

3

4

2

Номер
задания

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

Ответ

1

4

3

3

4

2

1

4

 Часть 2

Номер задания

В1

В2

В3

В4

В5

В6

Ответ

4500 Дж

20

12 Ом

111

40 мин

83,6 м

Часть 3

Номер задания

С1

С2

Ответ

 

 0,04 Н; 0,0025 Дж; 

20 кВ/м

Данная Программа разработана в рамках работы ОЭП "Создание новой системы оценки качества образования в Северо-Западном округе Москвы". – Примеч. авт.

С.В. Кочеткова, зам. директора по УВР ГОУ СОШ 680, г. Москва
Е.С.Ветшева, учитель физики ГОУ СОШ 680, г. Москва
Е.А. Вязоветская, учитель математики ГОУ СОШ 680, г. Москва

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль