Сценарий "Зимние посиделки"

2980

Сценарий познакомит учащихся начальных классов с зимними праздниками народного календаря, играми-забавами, потешками, а также с душевной народной музыкой и зажигательными русскими народными танцами.

Действующие лица: зазывалы – дети; старушки, тетушка Прасковья – взрослые.

Цели и задачи:

  • создание условий для проявления творческой активности детей;
  • снятие комплексов, "раскрепощение" обучающихся;
  • совершенствование духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с русскими народными традициями и обычаями;
  • воспитание любви к семье, Родине;
  • пополнение знаний в области русского фольклора.

Оборудование:

  • стол;
  • самовар, глиняная и деревянная посуда, ухват, кочерга, рушники, разделочные доски, разноцветные платки, прялка;
  • костюмы ведущей и детей;
  • нарисованные на листах А4 праздничные даты русского народного календаря, например: 14 декабря – "Наум Грамотник" и др.;
  • плакаты: "Январь и заморозит, и загвоздит"; "Наум наставляет на ум"; "Декабрь год кончает – зиму начинает";
  • аудиозаписи русских народных песен;
  • каравай и баранки для поощрения детей.

Домашнее задание для детей:

  • научиться произносить скороговорки;
  • подобрать пословицы о зиме;
  • вспомнить считалки.

Оформление:

Сцена оформлена как интерьер крестьянской избы (русский народный стиль). В центре стол, на нем – самовар, глиняная и деревянная посуда; рядом справа – стилизация русской печи, бытовые предметы (ухват, кочерга). Стены украшены рушниками, разделочными досками, разноцветными платками. Видное место на сцене занимает прялка – украшение жилища. Ведущая одета в русский народный костюм. Гости также должны быть одеты в соответствии с темой праздника.

(На сцену выходят зазывалы.)

Зазывалы:
Эй, народ честной,
Подходи, не стой!
Не гром, не пляс,
Нынче праздник у нас!
Что за праздник у нас
Мы расскажем сейчас.

Нынче праздник будет необычный. Пойдем в гости к тетушке Прасковье.

Гости званые и желанные,
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые,
Просим не стесняться,
К нам присоединяться.

(Стучат в дом тетушки Прасковьи.)

Тетушка Прасковья, можно в гости?

Тетушка Прасковья: Добро пожаловать, гости дорогие! (В руках рушник, на котором каравай.)

Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем. Он на блюде расписном с белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим! Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки. Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними и прабабушки приходили на зимние посиделки, на песни, пироги да ладки. Вы, ребята, уже знаете, что осенью отмечают праздник Покров (14 октября), а в январе будут отмечать Новый год (1 января), Сочельник (6 января), Рождество (7 января), будут гадать на Святки (двенадцать праздничных дней между Рождеством и Крещением (19 января)).

1-й ученик: Промежуток от Покрова до Святок включал цикл сельскохозяйственных работ, связанных с забоем скота, молотьбой. До Филиппова дня (27 ноября) старались завершить обработку льна. После чего начиналось прядение кудели – пряжи – чаще всего на "супрядках", молодежных посиделках или вечерках.

2-й ученик: 21 ноября – Михайлов день. В этот день нельзя было работать. Говорили, что в Михайлов день солнце для Бога играет.

Тетушка Прасковья: А как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

3-й ученик: 14 декабря – день Наума-Грамотника. Существовал обычай в этот день отдавать отроков в ученье к дьячкам, сельским грамотеям.

4-й ученик: 25 декабря – Спиридонов день. С этим днем связаны представления о начале прибавления солнечного дня (по примете, "со Спиридона-солнцеворота солнце – на лето, зима – на мороз"). А еще говорили "в Спиридоны ясно – впереди морозы сильные". В ряде мест в день Спиридона старались намолотить зерно на семена. Если позже намелешь, – зерно считалось "незрелым".

Тетушка Прасковья: Спасибо вам, сколько вы знаете! А какое сегодня число? (Дети отвечают.) Да ведь с 14 по 19 декабря была "гулянская" неделя! В эти дни песни пели, хороводы водили, шутили и играли. Эта неделя была репетицией к Рождеству. Завершалась она Николиным днем. Никола зимний известен тем, что с этого праздника начинались зимние девичьи гадания. Много мы вам о праздниках с ноября по январь рассказали? А теперь представим себе, что работы уже все выполнены и можно поиграть. Кто из вас больше знает прибауток да потешек? Кому выпадет водить, тот и рассказывает!

Заяц белый, куда бегал?
В лес дубовый.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион.
Выйди вон.

1-й ученик:
Долгоногий журавль
На мельницу ездил,
Диковинку видел.
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленький козленочек
Муку выгребает.
А барашки, круты рожки,
В дудочки играют.
А сороки-белобоки
Пошли танцевати.
А вороны-стережены
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топочет, головой вертит.

Тетушка Прасковья:
Тара-бара, домой пора
Коров доить – тебе водить!

2-й ученик:
Как на речке-то, на реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
Чем ты бороду красил?
Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.

Тетушка Прасковья:
Катилось яблочко мимо сада,
Мимо сада, мимо града:
Кто поднимет, тот и выйдет!

3-й ученик:
Уж как шла лиса по тропинке,
Нашла грамоту в охлопке,
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила:
– Как я лычки драла,
Как я лапоточки плела,
Вот и села на пенек
И читала весь денек!
Будто небо провалится,
И земля вся загорится!
Лисе негде будет жить –
Станет лисонька тужить!

Тетушка Прасковья: Ох, и спасибо! Познакомили вы нас со старинными потешками. А теперь порадуйте русской песенкой.
Тара-тара, тара-ра,
Идут де́вицы со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.

♫ (Дети исполняют песню "Выходили красны девицы".)


Выходили красны де́вицы
Из ворот гулять на улицу.
Ай люли, ай люли, ай люли,
Из ворот гулять на улицу.
Выносили красны де́вицы
В белых руках по соловью. Ай люли, ай люли, ай люли,
В белых руках по соловью.
Соловьи в руках рассвищутся,
Красны де́вицы разгуляются.
Ай люли, ай люли, ай люли
Красны де́вицы разгуляются.

Тетушка Прасковья:
Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно!
Раз народ еще поет –
Значит не все потеряно!

♫ (На сцену выходят две старушки и поют.)

Старушки:
Смех, потешки услыхали –
Сразу к вам мы прибежали.
Где потешки поют –
Там и весело живут.
Правда, Даниловна?
Правда, Гавриловна!
Неразлучные старушки –
Мы живем в лесной избушке.
Избушка на кочке,
Блинами обита,
Оладьями покрыта.
Есть ограда кругом –
Пирожки с творогом.

Тетушка Прасковья: Ой, посмотрите, пока мы здесь веселились, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка-скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку три раза. Ну-ка, кто лучше?

Скороговороки

                    От топота копыт
                    Пыль по полю летит.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

                    Вставай, Архип, петух охрип.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
Тетушка Прасковья: Молодцы, ребята! А загадки отгадывать умеете?

Загадки

Сидел на заборе, пел да кричал.
А как все собрались, взял да перестал.
                                           (Ответ: петух.)

Сто один брат, все в один ряд
Вместе связаны стоят.
                                           (Ответ: забор.)

Не бык, а бодает,
Не ест, а хватает.
Что схватит – отдает,
Снова в угол отойдет.
                                          (Ответ: ухват.)

Катался колобком,
Пока не стал носком.
                                          (Ответ: клубок.)

Тетушка Прасковья:
Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши,
В руки брали просто ложки
И играли от души!

♫ (Ансамбль ложкарей выступает под русскую народную мелодию "Во саду ли, в огороде".)


На Руси всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа русского народа.
Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.

К нам на вечеринку приехали гости – это фольклорный ансамбль. Встречайте их.

♫ (Выступление ребят из старшей группы фольклорного ансамбля.)


Понравилось ли вам, ребята, на празднике? Спасибо вам, порадовали вы меня, только играми да плясками сыт не будешь. Приглашаю всех детей к чаю с пирогами.
Вот и солнце закатилось,
Вечериночка закрылась.
Приходите снова к нам, –
Рады мы всегда гостям!

(Заканчивается праздник чаепитием.)

Т.Б. Ведерникова,
учитель начальных классов МОУ "СОШ № 61", г. Пермь

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль