Нормативы финансирования коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений

14134

Н.Г. Типенко,канд. экон. наук, директор Центра универсальных программ

Задача повышения эффективности бюджетных расходов реализуется с помощью нормативов. Нормирование бюджетных расходов с 1 января 2008 г. приобретает особую значимость в связи с переходом с 2009 г. на планирование всех государственных (муниципальных) расходов на основе заданий (пп. 2, 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ). Цена услуги, которую необходимо определить для формирования заданий, должна включать в себя в т. ч. и затраты на коммунальные расходы, т. е. вопрос определения норматива по коммунальным расходам выдвигается на первый план.

Сложность в нормировании коммунальных и иных расходов (за исключением заработной платы) состоит в том, что нормировать необходимо по потребителям (учащимся), а планирование таких расходов осуществляется преимущественно по площадям.

Так можно ли определить этот норматив и как это сделать?

Для ответа на этот вопрос нами были проанализированы фактичес­кие коммунальные расходы различных образовательных учреждений (далее - ОУ), расположенных в средней полосе России, проведено сравнение с лимитами потребления на одного учащегося и на единицу площади. Результаты проведенного анализа в ряде городов свидетельствуют о том, что в структуре коммунальных платежей преобладают платежи за отопление поставщикам тепла. На их долю приходится от 80 до 40% в зависимости от степени развития централизованного теплоснабжения. В тех муниципальных образованиях, в состав которых входят сельские населенные пункты, доля платежей за централизованное отопление ниже, но значительно выше расходы на потребление котельно-печного топлива (табл. 1).

Доля расходов в населенном пункте

Таблица 1

Вид расходов А B C D
За потребление тепловой энергии 74.3 42.4 80.6 70
За потребление котельно-печного топлива 0.1 35 0.8 18.5
За потребление электрической энергии 13.5 20.1 12.7 9.9
Прочие расходы 12.1 2.5 5.9 1.6
Всего: 100 100 100 100

Примечание: A - город областного значения; В – муниципальное образование, включающее сельские населенные пункты, с преобладанием автономных котельных и печного отопления; С и D – населенные пункты с преобладанием централизованного снабжения теплом, но также имеющие и автономные котельные.

Для регионов, находящихся в менее благоприятных климатических условиях с учетом коэффициента удорожания бюджетных услуг структура коммунальных расходов будет несколько иной.

Оплата потребляемой электроэнергии – вторая по величине статья расходов. На ее долю приходится 10–15% затрат на коммунальные услуги. По этой категории расходов в ОУ традиционно ведется достаточно четкий учет и контроль: осуществляется регулярная проверка показаний счетчиков и сверка с установленными данному учреждению лимитами потребления электрической энергии.

Среди прочих расходов можно выделить оплату водопотребления, на ее долю приходится примерно 10% от всех затрат на коммунальные услуги ОУ в городах с централизованным водоснабжением. Для РФ в целом доля платежей по водоснабжению может быть оценена в 6–8%.

Планирование объемов финансовых средств на коммунальные расходы тесно связано с планированием норм потребления тепла, воды и других ресурсов бюджетным учреждениям посредством определения им лимитов. Минфин России устанавливает для главных распорядителей средств бюджета лимиты бюджетных ассигнований. Главные распорядители после этого определяют для себя направления расходования этих средств. Аналогичный порядок существует и на уровне субъектов РФ.

Лимитирование потребления топливно-энергетических ресурсов является обязательным для всех предприятий и учреждений бюджетной сферы РФ, вне зависимости от формы собственности и осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства РФ и методиками снабжения топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Лимитирование потребления электрической и тепловой энергии производится с учетом необходимого минимума энергопотребления для обеспечения жизнедеятельности учреждений, соблюдения санитарно-гигиенических норм и объемов энергопотребления базового года, а также намечаемых мероприятий по энергосбережению. Лимит энергосбережения является предельной величиной, оплачиваемой по льготному тарифу, который устанавливается в натуральном выражении (квт-ч, Гкал). Для установления лимитов потребления используются технические показатели зданий, СНИПы. Теоретически лимиты потребления тепловой и электрической энергии должны определяться для каждого обследуемого учреждения бюджетной сферы.

Однако из-за сложности повсеместного учета реального состояния зданий на практике устанавливаются лимиты с учетом фактически сложившегося уровня потребления по данному бюджетному учреждению. Для определения реальной потребности периодически проводится паспортизация учреждений бюджетной сферы. Вместе с тем, нами было отмечено, что предусмотренные в СНИПах размеры потребления энергии и тепла существенно (до 15–20%) выше их реального потребления, т. е. установление нормативов по лимитам приведет к завышению расходов.

При переводе лимитов из натуральных значений в стоимостные выражения учитываются цены и тарифы, используемые на региональном и областном уровнях по основным поставщикам тепла, электроэнергии и воды. В то же время расчет реальных финансовых лимитов на коммунальные услуги муниципальных учреждений представляет серьезную проблему, т. к. ОУ может снабжаться через организацию, являющуюся посредником, тарифы которого могут в несколько раз отличаться от уровня, утвержденного областным тарифным соглашением.

Поскольку ОУ не имеет возможности поменять поставщика тепла, разница в оплате коммунальных платежей за отопление в соседних ОУ не будет зависеть ни от площади, ни от ресурсосбережения учреждения, а только от тарифов поставщиков. С реформой электроэнергетики эта ситуация может только усугубиться, что осложнит нормирование коммунальных расходов.

В связи с финансовыми ограничениями бюджетов различных уровней, расчетные потребности (лимиты в натуральном и стоимостном выражении) корректируются в зависимости от возможностей бюджетов с использованием понижающих коэффициентов. Итоговые лимиты отражают уже не столько потребности учреждений, сколько возможности бюджета их профинансировать.

Кроме того, на норматив, рассчитанный на потребителя бюджетной услуги (учащегося), будет оказывать влияние такой показатель, как отклонение фактической наполняемости учреждения от его проектной мощности. Очевидно, что чем больше это отклонение, тем выше будут нормативные затраты на одного учащегося.

Из вышеприведенного можно сделать вывод, что определение нормативов по коммунальным услугам довольно сложный процесс.

В то же время, если сравнивать коммунальные платежи и другие статьи расходов (содержание имущества, увеличение стоимости основных средств, материальных запасов), то можно утверждать, что после оплаты труда коммунальные услуги занимают второе место по возможности нормирования.

Анализ, проведенный по всем субъектам РФ, показал, что вышеназванные статьи расходов разделяются на две группы: расходы с малым разбросом значений (стандартное отклонение) и с большим разбросом значений.

К расходам с малым разбросом значений относится заработная плата с начислениями. Очень велик разброс в значениях по статьям "расходы на услуги по содержанию имущества" и "увеличение стоимости основных средств", который составляет 80%, что свидетельствует об отсутствии какого-либо обоснованного нормирования, т. е. регионы расходуют средства в зависимости от возможностей бюджета.

Расходы на коммунальные услуги имеют разброс значений 36%, что свидетельствует о некой нормативной основе коммунальных расходов (лимиты потребления).

Представляем вашему вниманию расходы муниципальных бюджетов субъектов РФ на образование за 2005 г. по статьям экономической классификации (табл. 2).

Таблица 2

Статьи расходов

Расходы, тыс. руб.

Нормированное стандартное отклонение

Среднее значение

Стандартное отклонение

Минимальное значение

Максимальное значение

Заработная плата 9720 2508 4717 19483 26
Начисления на оплату труда 2566 653 1240 4951 25
Коммунальные услуги 1835 653 329 4405 36
Услуги по содержанию имущества 912 783 62 4921 86
Увеличение стоимости основных средств 566 453 23 2549 80
Увеличение стоимости материальных запасов 948 452 108 2134 48

В общей совокупности около 82% от общего числа анализируемых регионов (69 субъектов РФ) попадают в интервал удельных расходов по оплате коммунальных услуг от 1200 до 3000 руб. на учащегося.

В 14% субъектов РФ удельные расходы очень низки – менее 600 руб. на ребенка в год, в а остальных 4% – очень высоки – свыше 3000 руб. на ребенка в год.

Проведенный сопоставительный анализ по регионам позволяет сделать следующие выводы:

  • формирование модели финансирования коммунальных расходов с применением нормативов в условиях внедрения нормативно-подушевого финансирования возможно, разброс "средних" значений не очень велик;
  • удельные расходы по коммунальным платежам не зависят от уровня бюджетной обеспеченности регионов, а определяются другими факторами.

Существующая система планирования объемов расхода тепла, электроэнергии и водопотребления, выделения на это финансовых средств и контроля за их потреблением предполагает участие в этом процессе бюджетополучателя и поставщика услуги. При этом и та, и другая сторона заинтересованы в изменении объемов ресурсов и средств только в одном направлении – в сторону увеличения: чем больше будет бюджетная заявка на финансирование дошкольного образовательного учреждения и коммунальных услуг, тем больше средств окажется в распоряжении бюджетополучателя. Поставщики не заинтересованы в уменьшении потребления бюджетными учреждениями тепла и воды, т. к. контроль за объемом и качеством предоставляемых услуг со стороны этой категории потребителей минимален. Единственным ограничением в данном случае являются финансовые возможности бюджета оплачивать коммунальные расходы. Отсутствие приборов учета у потребителя (бюджетного учреждения) делает невозможным проверку реальности выставляемых счетов по теплу и водопотреблению.

Кроме того, многие бюджетные потребители коммунальных услуг покупают их не у производителей, а у других потребителей. Приведенные выше примеры могут служить иллюстрацией того, что продажа коммунальных услуг бюджетным организациям может стать бизнесом для многих организаций-посредников. В себестоимость услуги включаются в этом случае все затраты такого предприятия, что приводит к удорожанию тарифов в 2–3 раза. При этом, если тарифы специализированных предприятий находятся под контролем региональных администраций и законодательно утверждаются, то тарифы посредников никем не регулируются.

Рост кредиторской задолженности бюджетного учреждения не является заботой бюджетного учреждения. Субсидиарная ответственность, при которой все иски арбитражей будут направлены учредителю – федеральному министерству или региональной администрации, делает это для него безразличным. Кроме того, у бюджетного учреждения нет стимула к экономии, т. к. в случае уменьшения потребления воды или тепла финансирование дошкольного учреждения на следующий год будет урезано на размер экономии текущего года. Использование сэкономленных средств в текущем финансовом году также невозможно, т. к. переброска средств со статьи на статью руководителем бюджетного учреждения не может быть осущест­влена самостоятельно и без ведома учредителя, а в случае казначейского исполнения бюджета – без ведома отделений казначейства. Органы казначейства, в свою очередь, будут более склонны этой экономией компенсировать перерасход по другому бюджетному учреждению, чем разрешить использовать их по другим статьям расходов в этом же учреждении.

Таким образом, при существующей практике у бюджетных учреждений нет стимулов ограничивать себя в потреблении коммунальных услуг вне зависимости от объема выделенных лимитов. Единственным сколько-нибудь действенным стимулом может быть жесткая политика ресурсоснабжающих организаций (прежде всего – энергетиков) по ограничению обслуживания потребителей-неплательщиков. Но это только до тех пор, пока рост тарифов не создаст для поставщиков стимулов к обслуживанию и потребителей – бюджетных учреждений.

Все эти факторы необходимо было учесть при разработке методики расчета норматива по коммунальным расходам для муниципальных ОУ. Приведем некоторые положения этой методики, которые использовались нами при расчете норматива затрат на коммунальные услуги.

  • Для нормирования затрат на коммунальные услуги, которые можно отнести к стандартным и рассчитать на одного учащегося, анализируются данные по всем муниципалитетам области (в разрезе каждого ОУ) по сформированной таблице­запросу, учитывающей: число фактически обучающихся, плановое число учащихся для данного здания, площади зданий, фактическое и плановое потребление услуг в натуральном выражении. Школы ранжируются по числу обучающихся и проводится анализ фактических и плановых расходов на одного учащегося.
  • Анализируются связи фактического потребления и плановых показателей по потреблению тепла, электроэнергии, газа и воды. Такой подход позволяет исключить влияние тарифов на объемы потребления, что неизбежно бы сказалось при анализе стоимостных показателей.
  • Плановые показатели натурального потребления существенно выше фактических. Несмотря на то, что эта закономерность характерна практически для всех школ, степень этого отличия неодинакова. При этом есть школы "рекордсмены", где плановые значения отличаются от фактических более чем на 50%.
  • Отмечается слабая корреляционная зависимость между плановыми характеристиками и прочими показателями. Это свидетельствует о том, что качество планирования объемов потребления коммунальных услуг осуществляется не по достигнутым показателям (перерасход или недорасход), а осуществляется исходя из других факторов.
  • Возможно введение нормативных расходов по теплу, воде и электроэнергии на одного учащегося на основе средних значений по каждому из видов ресурсов и допустимых "коридоров" их изменений. "Коридоры" изменений вводятся в связи с тем, что достаточно высокий разброс значений не позволяет ограничиться одним числом в качестве норматива, необходимо задавать диапазон, "коридор", в рамках которого будет осуществляться планирование нормативов по видам коммунальных расходов.
  • Планирование расходов на основании нормативного среднего значения, верхней границы "коридора" или его нижней границы может осуществляться в зависимости от возможностей бюджета и от той ресурсосберегательной политики, которую проводят местные органы власти. Например, выбор в качестве нормы верхней границы "коридора" в сочетании с предложением, что 50% суммы экономии будет оставаться в распоряжении ОУ, будет существенно стимулировать ресурсосбережение в данном муниципальном образовании.
  • Наличие “коридора” значений в качестве нормы позволит администрации проводить гибкую политику как стимулирующего характера, так и вводить режим санкций и наказаний за нерациональное расходование средств.
  • Для введения нормативных параметров расходов по теплу, электроэнергии и воде необходимо определить диапазон "коридоров". Как показал анализ, целесообразно ввести понятие "типичных" школ в рамках своей группы (городские и сельские), поскольку анализ по всем школам дает слишком высокие значения дисперсий и не позволяет определить разумные коридоры для нормативных параметров.
  • Выделение группы таких учреждений в каждом субъекте федерации (муниципалитете) позволит упростить процедуру планирования средств бюджета на коммунальные платежи, выявить учреждения, допускающие неоправданный перерасход ресурсов, а также учреждения, обоснованно потребляющие больше тепла, воды и т. д. (школы, имеющие бассейны или большие спортивные залы).
  • Для модельного расчета затрат на коммунальные расходы в нормативной стоимости бюджетной услуги необходимо полученные натуральные нормы перемножить на региональные тарифы. Так как нормы, определенные нами, рассчитаны для регионов России со средними погодно-климатическими характеристиками, для других регионов необходимо использовать коэффициенты удорожания коммунальных услуг. Эти коэффициенты учитывают не только разную среднегодовую температуру по регионам и продолжительность отопительного сезона, но и тарифные особенности, что позволяет использовать данный коэффициент для расчетов.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль