Сценарий брейн-ринга "Мир вокруг нас" для начальной школы

16153

Летом, когда дети много времени проводят на открытом воздухе, самое время воспитывать у них бережное отношение к природе. Причем действенной в плане экологического воспитания является самая разнообразная деятельность (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).

Для участия в брейн-ринге "Мир вокруг нас" требуются тщательная подготовка, общая эрудированность игроков, умение применять знания в нестандартных ситуациях.

В игре могут участвовать две или три команды. Количество, объем и степень сложности заданий выбираются в зависимости от уровня подготовленности, потенциала обучающихся и количества команд. Командам заранее дается домашнее задание: выбрать капитана, продумать название, эмблему, девиз, подготовить представление команды.

В то время когда команды думают над вопросами и заданиями, для болельщиков проводятся конкурсы, игры. В течение игры жюри периодически объявляет промежуточные итоги.

Цели игры:

  • пробуждение интереса младших школьников к изучению природы, экологии;
  • расширение кругозора обучающихся;
  • продолжение развития и тренировки логического мышления, памяти, внимания;
  • воспитание чувства любви и уважения к окружающему миру;
  • формирование у детей экологического сознания.

Оформление зала: в зале расставлены столы и стулья для соревнующихся, по стенам развешаны плакаты на экологическую тему, изготовленные обучающимися.

Материалы: задания для конкурсов, листы бумаги, ручки, карандаши, секундомер, музыкальное сопровождение, колокольчики, свисток, краски.

Оценивание конкурсов:

  • 1‑й конкурс. Максимально 5 баллов;
  • 2, 6, 10‑й конкурсы. Каждый правильный ответ оценивается баллом;
  • 3‑й конкурс. За каждую правильно собранную примету дается один балл. Еще балл добавляется той команде, которая быстрее всех справилась с заданием;
  • 4‑й конкурс. Максимально 5 баллов. Обязательно учитывается актуальность плаката, эстетика;
  • 5‑й конкурс. За каждую песню дается по одному баллу. Если команда поет строчку из песни, можно начислить дополнительные баллы (по усмотрению жюри);
  • 7‑й конкурс. За каждый закон (заповедь) один балл;
  • 8‑й конкурс. Максимально 5 баллов. Можно отдельно начислить баллы за артистизм и точность изображения животных;
  • 9‑й конкурс. Максимально 5 баллов. Учитывается экологическая направленность ответов.

В конкурсе болельщиков за каждую отгадку начисляется балл той команде, болельщик которой дал правильный ответ.

(На сцену выходит ведущий.)

Ведущий: Нас с вами окружает удивительный мир: светит солнце, плывут облака, цветут цветы, весело поют птицы. Это природа! Человек – ее часть. Природа нас кормит, поит, одевает, лечит. Она является источником вдохновения для художников, писателей, поэтов, композиторов. Но всегда ли человек благодарен ей? Сегодня мы с вами проверим, насколько глубоки и прочны наши знания о природе, насколько мы умеем ее беречь.

(Ведущий представляет членов жюри. Ими могут быть учителя природоведения 5‑х классов, библиотекарь, представители администрации, учащиеся – представители школьного самоуправления.)

А начнем мы брейн-ринг замечательной песней.

(В исполнении учащихся звучит песня "Природа, природа" на слова М.Ю. Дахие, музыку В.В. Плешака.)

Вы знаете счастье окно отворить,
Березе в окне улыбнуться,
Синицу веселую с рук накормить,
К зеленой листве прикоснуться?
Сценарий брейн-ринга Мир вокруг нас для начальной школыВы знаете счастье дельфина обнять,
Сказать ему доброе слово?
Вы знаете счастье все тайны узнать
Безмолвного мира морского?

Вы знаете счастье с утра в тишине
По золоту листьев, по снегу,
По зимнему лесу, по первой лыжне
Пройти по звериному следу?

Припев:

Природа, природа в любое время года,
В любое время года мы благодарны ей
За ясные восходы, за дальние походы,
За то, что ждет природа своих друзей.

Участники команд начинают обсуждение после моего сигнала. Преимущество ответа получает команда, которая первой справилась с заданием и подала сигнал колокольчиком. Мы начинаем игру.

Конкурс 1. "Домашнее задание"

Капитаны команд представляют участников, рассказывают о названии, эмблеме и т. д.

Конкурс 2. "Разминка"

Команды по очереди отвечают на вопросы, которые написаны на лепестках астры. Капитаны команд отрывают лепестки и читают вопрос. Если команды затрудняются с ответом, право ответа получают команды-соперники.

Вопросы конкурса:

  • Какая жидкость не имеет цвета, запаха и вкуса. (Ответ: вода.)
  • Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? (Ответ: нет.)
  • Какая часть есть у обуви и у холма? (Ответ: подошва.)
  • Какую цепь нельзя поднять? (Ответ: цепь питания, горную цепь.)
  • Что за утреннее серебро можно собрать на траве? (Ответ: росу.)
  • Какое животное бежит задними ногами вперед? (Ответ: заяц.)
  • Что в пустыне дороже золота? (Ответ: вода.)
  • Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (Ответ: бобр.)
  • Название какого лесного зверя дано созвездиям? (Ответ: медведица.)
  • Какая перелетная птица не вьет собственного гнезда и подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Ответ: кукушка.)
  • Какая птица может нырять под воду (не зря ее называют "водяным воробьем")? (Ответ: оляпка.)
  • Какая птица выводит птенцов зимой? (Ответ: клест.)
  • Какая бабочка "носит" воинское звание? (Ответ: адмирал.)
  • Какой город парит в небе? (Ответ: Орел.)

Конкурс 3. "Собери приметы"

Командам выдаются конверты с разрезанными на части фразами (народными приметами). В каждом конверте содержится по три или четыре народные приметы. Участники должны быстро и правильно собрать из разрезанных частей фразу (народную примету), записать ее на листочке бумаги и передать членам жюри.

Народные приметы:

  • В августе до обеда – лето, после обеда – осень.
  • Птицы низко летают – к дождю.
  • Много ягод к холодной зиме.
  • Зацвела рябина – наступит тепло.
  • Если пчелы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день.
  • Появились опята – лето кончилось.
  • Поздний гриб – поздний снег.
  • Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
  • В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
  • В феврале иней на деревьях к морозам, туман – к оттепели.
  • Синие облака в апреле – к теплу и дождю.
  • В апреле вечерняя заря багрово-красная – к ветру и осадкам.
  • Май холодный – год хлебородный.
  • Увидел скворца – значит весна у крыльца.
  • Дуб перед ясенем лист пустил – к сухому лету.

Конкурс 4. "Экологический плакат"

Одному или двум участникам каждой команды выдается лист бумаги, краски, карандаши и предлагается задание за определенное время (по усмотрению учителя) нарисовать плакат на экологическую тему. Плакаты вывешиваются на специально подготовленных стендах и демонстрируются членам жюри.

Конкурс 5. "Музыкальный калейдоскоп"

Участникам команд предлагается вспомнить и через одну минуту назвать, а если смогут, то и спеть строчку из песни, в которой есть слова: погода, дождь, снег, град, иней, ветер, солнце, радуга. Команды отвечают по очереди.

(Примерные ответы: "У природы нет плохой погоды", "А я с утра не по погоде одет", "Главней всего погода в доме", "Если снова ветер переменится", "От улыбки радуга проснется", "Одна снежинка еще не снег", "Снег кружится, летает, летает", "Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной", "Мороз снежком укутывал, смотри не замерзай", "Дождик босиком по земле прошел, клены по листкам хлопал", "И уносят меня в звенящую снежную даль" ит.д.)

Конкурс 6. "Найди ошибку"

Команды получают конверты с фразами-утверждениями. Необходимо исправить ошибки и отдать верные ответы членам жюри.

1. Слон – хищное млекопитающее.
(Ответ: растительноядное млекопитающее.)

2. Фауна – древнеримская богиня цветов, весны и юности.
(Ответ: Фауна – древнеримская богиня полей и лесов, покровительница стад. Можно принять ответ: Фауна – древнеримская богиня, покровительница животных.)

3. Выходной день друзья решили провести в лесу. Целый день они резвились, играли, бегали по лесу, кричали, слушали музыку, плели венки. Потом разожгли костер, приготовили еду. То, что не доели, оставили в упаковке голодным лесным животным. А когда нашли маленького ежонка, то взяли его с собой, чтобы ему не было так одиноко.
(Ответ: В лесу нельзя шуметь, чтобы не потревожить животных. Нельзя рвать цветы, они могут исчезнуть. Костер можно разводить только в специально отведенных местах. Диким животным нельзя питаться той пищей, которой питаются люди. Нельзя оставлять в лесу упаковку и другой бытовой мусор. Природа не в состоянии его переработать. Нельзя брать домой диких животных, они могут погибнуть.)

Конкурс 7. "Мы – экологи"

Сценарий брейн-ринга Мир вокруг нас для начальной школыРебятам предлагается вспомнить, какие законы охраны природы они знают. 
Пусть участники команд постараются за пять минут вспомнить как можно больше заповедей юных любителей природы. 
Участники команд записывают на листе бумаги заповеди юных любителей природы и отдают их членам жюри.

Примерные ответы:

  • Не рвать дикорастущие растения.
  • Не вырубать и не ломать деревья и кустарники.
  • Не сбивать ногами, не трогать несъедобные грибы, они нужны диким животным.
  • Не шуметь в лесу и не тревожить его обитателей.
  • Не разжигать в лесу костры.
  • Не оставлять в лесу бытовой мусор.
  • Не трогать гнезда птиц и птичьи яйца.
  • Не уносить из леса диких животных.

Конкурс 8. "Загадки-пантомимы"

Необходимо задумать и через одну минуту изобразить животное. Команды-соперницы должны его угадать. Победит тот, кто наиболее похоже покажет животное и угадает животное, изображаемое соперниками.

Конкурс 9. "Закончи рассказ"

Конкурс капитанов. Капитанам выдается лист с началом рассказа и предлагается задание закончить его. На выполнение задания дается пять минут.

Начало рассказа: На лесной поляне блестели на солнце воды глубокого и чистого озера. Приветливо здоровались с солнышком белые кувшинки и желтые кубышки. В озере играли и плескались рыбки. Над ними летали стрекозы. Но однажды к сказочному озеру пришли люди…

Конкурс 10. "Анаграммы"

Участники команд получают конверты с текстом. Через две минуты они должны передать членам жюри листы с ответами.

Я – время года, знают все меня.
Катаются с горы и бабу дружно лепят.
Но слоги переставь во мне –
А нами кожу и глаза, и уши лечат.
(Ответ: зима – мази.)

Я – дерево, расту в тайге,
И в смешанном лесу меня найдешь почти повсюду.
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Ответ: сосна – насос.)

И в озере, и на берегу
От ветра я шумлю и уток прячу.
Но слоги переставь во мне –
И запищу, и попрошу я каши.
(Ответ: камыш – мышка.)

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною валишь.
(Ответ: липа – пила.)

Читайте слева вы меня,
И псом огромным буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтете вы наоборот.
(Ответ: дог – год.)

(Пока жюри оценивает предыдущие конкурсы, проводятся конкурсы для болельщиков.)

Загадки для болельщиков

На припеке  у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит малый огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки.
(Ответ: земляника.)

Сидит – зеленеет,
Летит – желтеет,
Падает – чернеет.
(Ответ: лист.)

Я – вода, да по воде же и плаваю.
(Ответ: лед.)

Всю ночь по крыше
Бьет, постукивает,
Бормочет и поет,
И убаюкивает.
(Ответ: дождь.)

Летит птица орел,
Несет вклюве огонь,
Огневые стрелы пускает,
Никто ее не поймает.
(Ответ: молния.)

Похож ясвиду на горох,
Где я пройду – переполох.
(Ответ: град.)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Ответ: сорока.)

В поход идут и дом берут,
В котором дома не живут.
(Ответ: палатка.)

Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округе полила.
(Ответ: гроза.)

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Ответ: дятел.)

Игра "Прилетели птицы"

Ведущий называет птиц, и если ошибается, болельщики должны хлопать в ладоши:

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
  • Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
  • Прилетели птицы: голуби, куницы…
  • Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи…
  • Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
  • Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

(Жюри объявляет итоги игры, вручает грамоты и призы победителям.)

Ведущий: Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. Давайте же бережно относиться к ней и жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчелы, пели птицы! Берегите природу!

Ж.Н. Чарнецкая,
зам. директора по УВР школы первой ступени обучения, учитель начальных классов ГОУ "СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234", г. Москва

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль