Преемственность в работе детского сада и школы. План реализации

22689

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний и познавательной готовности. Перед учителем младших классов встает задача «выровнять» их знания, обеспечивая реализацию плана преемственности в работе детского сада и школы план. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

План преемственности в работе детского сада и школы: основные проблемы

Преемственность в работе детского сада и школы. План реализации

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию «готовность к школе» различается. Родители считают, что если они обеспечат ранее обучение чтению, научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов «правильная» подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность, что обеспечивает преемственность в работе детского сада и школы согласно плану.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.

Принципиально важным в работе воспитателя должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия. Именно поэтому все педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей, обеспечивая преемственность в работе детского сада и школы по плану.

Преемственность в работе детского сада и школы: план реализации

Обозначив и осознав данную проблему, коллектив ГОУ «Детский сад № 2129» г. Москвы налаживает плодотворное сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; создание условий для благоприятного взаимо-действия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Работа по обеспечению преемственности в работе детского сада и школы в рамках плана ведется по трем направлениям (приложение 1).

Первое – диагностико-коррекционное направление – предусматривает анкетирование родителей, изучение семей дошкольников (условий проживания и стиля воспитания). При необходимости организуется групповая и индивидуальная коррекционная работа с учителем-логопедом, педагогом-психологом по выявлению проблем и определению способов их решения. Специалисты оказывают помощь родителям проблемных детей, помогают справиться со сложной ситуацией, консультируют по разным вопросам, чем обеспечивают реализацию плана преемственности в работе детского сада и школы.

Второе – психолого-педагогическое направление – подразумевает просвещение родителей путем консультаций по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья» и др. Педагоги составляют памятки для родителей (как развить у ребенка любовь к чтению, «Игра – это серьезно"), дают рекомендации по подготовке детей к школе (приложение 2).

Согласно плану реализации преемственности в работе детского сада и школы специально для родителей в методическом кабинете ДОУ ведется папка «Сотрудничество со школой», где они могут найти полезную информацию.

Третье направление реализации плана преемственности в работе детского сада и школы предусматривает организацию совместной деятельности педагогов детского сада, школы и родителей, объединение усилий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества. Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, экскурсии в библиотеку и школьный музей народного быта, собрания родительского комитета.

Реализация плана преемственности в работе детского сада и школы: пример

В ГОУ «Детский сад № 2129» налажено сотрудничество со школой № 1148 им. Ф.М. Достоевского с этнокультурным компонентом на основе традиционной отечественной культуры. Преемственность в работе детского сада и школы реализуется по плану, в рамках воспитательно-образовательного процесса (приложение 3).

Учителя начальной школы ежегодно приглашают родителей на дни открытых дверей и сами посещают собрания в детском саду. Таким образом, родители заранее зна

Преемственность в работе детского сада и школы. План реализации

комятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие вопросы. Перед поступлением в школу по предварительной записи индивидуально с каждым ребенком в присутствии родителей педагог-психолог и учитель проводят собеседование. Его цель – выявить уровень психологической подготовки детей к поступлению в школу и на основании этих данных распределить дошкольников по классам.

Особенностью системы воспитательного процесса данной школы является музейная педагогика. Все учителя 1-й ступени в рамках дополнительного образования ведут занятия по курсу «Музей и культура». В школе созданы четыре музея, обеспечивающие социальные и культурологические связи человека как личности и гражданина с обществом и окружающим миром:

  • этнографический музей «Народное творчество»;
  • исторический музей «История школы»;
  • краеведческий музей «Мое Люблино»;
  • литературный музей «Ф.М. Достоевский в Люблине».

На их базе проводятся учебные занятия, встречи с интересными людьми, артистами, специалистами разных областей знаний, работа с ветеранами войны и труда. Цель такой деятельности – формирование у детей привязанностей к школьным традициям, развитие национального самосознания, гордости, знаний, умений и навыков цивилизованной жизни в столичном мегаполисе, милосердия и стремления к благотворительности.

В рамках занятий по приобщению к школе воспитанники ДОУ каждый год посещают этнографический музей «Народное творчество», где знакомятся с костюмами разных губерний, убранством избы, утварью, предметами быта, а также игрушками, которые особенно нравятся детям. Занятия помогают им приобщиться к мировому наследию, познакомиться с историей своей страны. Родителям педагоги рекомендуют посетить вместе с детьми один из многочисленных музеев Москвы и потом отразить полученные впечатления в творческих работах на занятиях в ДОУ. Альтернативный детский сад также может перенять подобную практику ведения образовательной работы.

Таким образом, благодаря данной методике, по мнению педагогов, выпускники ГОУ «Детский сад № 2129» легко адаптируются к школе, быстро начинают свободно читать, хорошо понимая содержание прочитанного. Результаты такого сотрудничества свидетельствуют о том, что работа ведется в правильном направлении.

Е.С. Родионова, старший воспитатель ГОУ «Детский сад № 2129» г. Москвы

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • План работы с родителями на 20__ / 20__ учебный год .docx
  • Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе.docx
  • План взаимодействия детского сада и школы по преемственности воспитательно-образовательного процесса.docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль