Преемственность в работе детского сада и школы. План реализации

22748

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних малышей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний и познавательной готовности. Перед учителем младших классов встает задача «выровнять» их знания, обеспечивая реализацию плана преемственности в работе детского сада и школы. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

План преемственности в работе детского сада и школы: основные проблемы

Преемственность в работе детского сада и школы. План реализации

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию «готовность к школе» различается. Родители считают, что если они обеспечат ранее обучение чтению, научат малышей считать и писать до первого класса, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов «правильная» подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность, что обеспечивает преемственности детского сада и школы согласно плану.

Но самым важным условием успешного обучения является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него образовательной организацией. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах дошкольников положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе, стремлении узнавать новое.

Принципиально важным в работе воспитателя должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия. Именно поэтому все педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей, обеспечивая реализацию принципа преемственности.

Преемственность в работе детского сада и школы: план реализации

Обозначив и осознав данную проблему, коллектив ГОУ «Детский сад № 2129» г. Москвы налаживает плодотворное сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и ОО;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; создание условий для благоприятного взаимо-действия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Работа по обеспечению преемственности детского сада и школы в рамках плана ведется по трем направлениям (приложение 1).

Первое – диагностико-коррекционное направление – предусматривает анкетирование родителей, изучение семей дошкольников (условий проживания и стиля воспитания). При необходимости организуется групповая и индивидуальная коррекционная работа с учителем-логопедом, педагогом-психологом по выявлению проблем и определению способов их решения. Специалисты оказывают помощь родителям проблемных детей, помогают справиться со сложной ситуацией, консультируют по разным вопросам, чем обеспечивают реализацию плана преемственности.

Второе – психолого-педагогическое направление – подразумевает просвещение родителей путем консультаций по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья» и др. Педагоги составляют памятки для родителей (как развить у ребенка любовь к чтению, «Игра – это серьезно"), дают рекомендации по подготовке детей к новому этапу обучения (приложение 2). Специально для родителей в методическом кабинете ДОУ ведется папка «Сотрудничество со школой», где они могут найти полезную информацию.

Третье направление реализации плана предусматривает организацию совместной деятельности педагогов детского сада, ОО и родителей, объединение усилий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества. Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, экскурсии в библиотеку и школьный музей народного быта, собрания родительского комитета.

Реализация плана преемственности в работе детского сада и школы: пример

В ГОУ «Детский сад № 2129» налажено сотрудничество со школой № 1148 им. Ф.М. Достоевского с этнокультурным компонентом на основе традиционной отечественной культуры. Принцип преемственности реализуется по плану, в рамках воспитательно-образовательного процесса (приложение 3).

Учителя начальных классов ежегодно приглашают родителей на дни открытых дверей и сами посещают собрания в детском саду. Таким образом, родители заранее зна

Преемственность в работе детского сада и школы. План реализации

комятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие вопросы. Перед поступлением в школу по предварительной записи индивидуально с каждым ребенком в присутствии родителей педагог-психолог и учитель проводят собеседование. Его цель – выявить уровень психологической подготовки детей к новому этапу обучения и на основании этих данных распределить дошкольников по классам.

Особенностью системы воспитательного процесса данной школы является музейная педагогика. Все учителя 1-й ступени в рамках дополнительного образования ведут занятия по курсу «Музей и культура». В ОО созданы четыре музея, обеспечивающие социальные и культурологические связи человека как личности и гражданина с обществом и окружающим миром:

  • этнографический музей «Народное творчество»;
  • исторический музей «История школы»;
  • краеведческий музей «Мое Люблино»;
  • литературный музей «Ф.М. Достоевский в Люблине».

На их базе проводятся учебные занятия, встречи с интересными людьми, артистами, специалистами разных областей знаний, работа с ветеранами войны и труда. Цель такой деятельности – формирование у детей привязанностей к школьным традициям, развитие национального самосознания, гордости, знаний, умений и навыков цивилизованной жизни в столичном мегаполисе, милосердия и стремления к благотворительности.

В рамках предшкольной подготовки воспитанники ДОУ каждый год посещают этнографический музей «Народное творчество», где знакомятся с костюмами разных губерний, убранством избы, утварью, предметами быта, а также игрушками, которые особенно нравятся детям. Занятия помогают им приобщиться к мировому наследию, познакомиться с историей своей страны. Родителям педагоги рекомендуют посетить вместе с детьми один из многочисленных музеев Москвы и потом отразить полученные впечатления в творческих работах на занятиях в ДОУ. Альтернативный детский сад также может перенять подобную практику ведения образовательной работы.

Таким образом, благодаря данной методике, по мнению педагогов, выпускники ГОУ «Детский сад № 2129» легко адаптируются к школьному обучению, быстро начинают свободно читать, хорошо понимая содержание прочитанного. Результаты такого сотрудничества свидетельствуют о том, что работа ведется в правильном направлении.

Е.С. Родионова, старший воспитатель ГОУ «Детский сад № 2129» г. Москвы

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • План работы с родителями на 20__ / 20__ учебный год .docx
  • Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе.docx
  • План взаимодействия детского сада и школы по преемственности воспитательно-образовательного процесса.docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль