Технология проектирования учебного процесса

14281

Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом, и прежде всего – умение учителя активно применять новые формы перспективного и текущего планирования. В качестве основы для такого планирования автор статьи предлагает использовать технологическую карту.

Перед современной школой стоит задача повышения качества обучения. Успех этой работы будет зависеть от того, насколько каждый педагог овладеет необходимыми умениями:

  • планирования и организации обучения на деятельностной основе;
  • создания системы контроля и оценки уровня сформированности знаний, общих учебных умений и навыков, способов деятельности;
  • осуществления педагогической диагностики – изучения, оценки, регулирования и коррекции деятельности каждого обучающегося в соответствии с уровнем его возможностей и способностей, а также требованиями государственного стандарта.

наверх

Технологическая карта как форма планирования учебного процесса

Оптимальной формой перспективного планирования является технологическая карта (далее – ТК), которая разрабатывается на учебную тему (раздел) и служит основой для составления поурочных планов. Учитель разрабатывает ТК самостоятельно, исходя из своих творческих возможностей и квалификации, уровня обученности и обучаемости учащихся, сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, обеспеченности образовательного процесса необходимым учебным оборудованием и современными средствами обучения.

ТК позволяет представить образовательный процесс как целостную педагогическую систему учебных занятий, взаимосвязанных по целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному и рефлексивному компонентам. ТК предусматривает планирование целей обучения, воспитания и развития учащихся; формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Указанные показатели являются конечными результатами усвоения учащимися программного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.

Как правило, ТК разрабатывается на основе блочного планирования изучения учебного материала.

Алгоритм блочного планирования:

  • учебный материал раздела (темы) делится на блоки – логически завершенные части;
  • определяется количество уроков, необходимых для изучения каждого блока;
  • по каждому блоку определяются преобладающие методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся с учетом их возможностей и способностей, а также особенностей учебного материала;
  • применительно к учебному блоку конкретизируются знания, которые должны усвоить учащиеся; умения, навыки и способы деятельности, которыми они должны овладеть;
  • планируется система контроля знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся по каждому блоку, форма итогового контроля по теме (разделу). Система контроля должна включать в себя элементы самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, учительского и административного контроля.

Планирование в форме ТК организует деятельность учителя при подготовке к системе учебных занятий по блоку, дает ему возможность:

  • маневрировать учебным материалом исходя из реального темпа его усвоения, овладения учащимися умениями, навыками и способами познавательной деятельности и на основе этого детально разрабатывать поурочные планы;
  • более эффективно организовывать учебный процесс;
  • управлять познавательной деятельностью учащихся с учетом их реальных успехов, своевременно выявлять трудности, испытываемые учащимися, и оказывать им дозированную помощь.

наверх

Структура технологической карты

Наиболее целесообразной и приемлемой для всех учебных предметов является следующая структура технологической карты:

1. Название блока (темы) учебных занятий.

2. Количество часов на изучение блока учебных занятий.

Название блока (темы) и количество часов определяются исходя из программы на основе значимости учебного материала в обязательном минимуме требований государственного стандарта.

3. Триединые дидактические цели (далее – ТДЦ), планируемые при изучении учебного блока (темы) и сформулированные на деятельностной основе.

ТДЦ включают в себя обучающие, развивающие и воспитательные аспекты.

3.1. Обучающие учебные цели призваны:

  • помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;
  • организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы;
  • выявить степень готовности учащихся к усвоению новых знаний, овладению умениями, навыками и способами деятельности на основе актуализации субъектного опыта каждого учащегося;
  • обеспечить усвоение знаний, овладение умениями и навыками, способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности по изучаемому блоку учебного материала;
  • организовать деятельность учащихся:
    – по самостоятельному применению знаний, умений и способов деятельности в разнообразных ситуациях;
    – коррекции знаний и способов действий;
    – обобщению и систематизации знаний и способов действий;
  • обеспечить формирование (продолжить и закрепить):
    – предметных, специальных умений и навыков;
    – общих учебных умений, навыков и способов деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной).

3.2. Развивающие цели должны быть ориентированы на развитие:

  • Личностно-смыслового отношения к учебному предмету;
  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

3.3. Воспитательные цели должны предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности:

  • для формирования и развития различных качеств личности;
  • воспитания убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации;
  • сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, воспитания уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности;
  • формирования готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков.

4. Содержание учебного материала – федеральный, региональный и школьный компоненты (далее – СУМ).

Здесь учитель указывает обязательный минимум федерального, регионального и школьного компонентов содержания учебного материала;

5. Преобладающие методы обучения (далее – МО).

В зависимости от содержания учебного материала, дидактических целей учитель планирует использование тех или иных МО.

6. Формы организации познавательной деятельности учащихся (далее – ФОПД).

Наиболее распространенными в педагогической практике формами организации познавательной деятельности являются:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная (индивидуализированная).

При планировании форм организации познавательной деятельности необходимо учитывать их адекватность содержанию изучаемого материала, дидактическим целям и используемым методам.

7. Требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям учащихся.

Данные требования формулируются в категориях знать, уметь, владеть компетенциями в соответствии с требованиями государственного стандарта применительно к содержанию изучаемого материала.

8. Межпредметные связи (далее – МПС).

Межпредметные связи планируются для обеспечения преемственности в формировании понятий, общих для группы родственных дисциплин (гуманитарных, естественно­научных и др.), способов учебной деятельности, развития творческих способностей учащихся, формирования ключевых компетентностей. Различают содержательные и деятельностные МПС.

Содержательные МПС отражают в хронической последовательности изучение общих для ряда смежных предметов понятий с учетом следующих положений:

  • изучаемое понятие уже было усвоено на уроках по смежным предметам и нужно сохранить преемственность в его обогащении и дальнейшем развитии;
  • данный предмет закладывает основу для изучения этого понятия, обогащение и развитие которого будет осуществляться при изучении других смежных дисциплин.

В условиях введения государственного стандарта общего образования особую значимость приобретают деятельностные МПС. Суть их заключается в выработке единых подходов к формированию общих учебных умений, навыков и способов познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.

9. Система контроля процесса усвоения знаний, овладения умениями, навыками и компетенциями.

ТК предусматривает систему контрольно-оценочной деятельности, включающую в себя:

  • самоконтроль учащихся;
  • взаимный контроль;
  • контроль учителя. 

 Приведем одну из возможных форм технологической карты:

№ блока

Название блока (темы), количество часов

ТДЦ

СУМ

МО

ФОПД

Учащиеся должны:

МПС

Система контроля:

знать

уметь

владеть компетенциями

само-

взаимо-

учительский

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Разработанная учителем технологическая карта – проект изучения темы. На ее основе составляются технологические карты учебных занятий. Так, перспективное планирование в форме технологической карты является основой для проектирования учебных занятий на деятельностной (компетентностной) основе.

В приложениях 1, 2 представлены примеры проектирования учебных занятий по информатике для 6­го класса, обеспечивающих овладение элементами функциональной грамотности.

наверх

РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме "Множества понятий"

Приложение 1

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование для урока: раздаточный материал.

Триединая дидактическая цель:

1. Учащиеся должны овладеть знаниями и умениями:

  • выделять признаки понятий;
  • классифицировать понятия;
  • выявлять отношения множеств понятий между собой.

2. Обеспечить дальнейшее развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

3. Обеспечить формирование и дальнейшее развитие коммуникативных и рефлексивных умений учащихся.

Содержание урока

Этап

Название этапа

Задачи

Деятельность учителя (методы обучения)

Деятельность ученика (формы организации учебно-познавательной деятельности)

Характер учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий)

Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности)

1-й

Подготовка учащихся к изучению нового материала

Обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала

Объявляет тему и цели учебного занятия, обосновывает ее значимость для развития познавательной деятельности, раскрывает содержание урока и инструктирует о работе с отчетными бланками

Включаются в процесс целеполагания, оформляют отчетные бланки работы на уроке

Конструктивный

Готовы к изучению нового материала

2-й

Практическая работа по описанию объекта

Подготовка учащихся к выработке алгоритма описания объекта по существенным признакам

Раздает задания группам, проводит инструктаж по выполнению задания, управляет деятельностью групп

Выполняют задания в соответствии с инструкцией (задание № 1)

Конструктивный

Представляют сформулированные понятия

3-й

Работа с текстом

Выработать прием соотношения множеств "тождество" – "противоречие"; "подчинение" – "противоположность"; "соподчинение" – "противоречие"; "тождество" и "противоположность"

Раздает задания группам, проводит инструктаж по выполнению задания, управляет деятельностью групп

Выполняют задания в соответствии с инструкцией: знакомятся с новым материалом (задание № 2)

Конструктивный, творческий

Защита результатов работы групп

4-й

Ролевая игра

Применить полученные знания в измененной ситуации

Раздает задания группам, проводит инструктаж по выполнению задания, управляет деятельностью групп "мыслителей" и "аналитиков"

"Аналитики" раскрывают смысл понятия "игра", указывая его существенные признаки. "Мыслители" по представленным признакам определяют задуманное понятие (задание № 3)

Творческий

"Мыслители" по предлагаемым существенным признакам определяют загаданное слово

5-й

Подведение итогов, рефлексия

Подвести итоги по результатам отчета групп. Оценить уровень достижения ТДЦ

Инструктирует о заполнении бланков. Наблюдает за работой руководителей групп

Обсуждают работу каждого в группе, заполняют отчетные бланки

Конструктивный

Бланки заполнены, работа членов групп оценена объективно.

ТДЦ достигнута

Задание № 1

Инструкция по работе с объектом

Вам дано название объекта. Опишите данный объект таким образом, чтобы объект был узнаваем без его названия. Для описания можно использовать не более 10 свойств (характеристик). Описание объекта вы представите классу. Ребята должны будут назвать объект по вашему описанию.

Карточки с заданиями для групп:

Группа № 1
Дайте описание объекту:
ручка
Группа № 2
Дайте описание объекту:
лист
Группа № 3
Дайте описание объекту:
дерево
Группа № 4
Дайте описание объекту:
шарик

Задание № 2

Опишите последовательность ваших действий (алгоритм) по описанию объекта, используя раздаточный материал. В раздаточном материале № 1 предлагается содержание мыслительных операций, которые вы использовали при выполнении задания № 1.

Запишите алгоритм на листе отчета вашей группы для защиты перед классом.

Используя раздаточный материал № 2, присвойте каждой мыслительной операции название.

Раздаточный материал № 1

  • мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа;
  • мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта;
  • мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам;
  • мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других;
  • мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс.

Раздаточный материал № 2

АНАЛИЗ; СИНТЕЗ; СРАВНЕНИЕ; АБСТРАГИРОВАНИЕ; ОБОБЩЕНИЕ

Задание № 3

Выберите в группе одного человека, который будет играть роль "мыслителя", остальные учащиеся будут выступать в роли "аналитиков".

Задача "аналитиков" – раскрыть смысл понятия "игра", указать его существенные признаки.

"Аналитики" поочередно называют "мыслителю" по одному признаку понятия. "Мыслитель" по представленным признакам определяет задуманное понятие. Если названных признаков недостаточно для определения понятия, "мыслителю" предлагаются дополнительные признаки понятия.

Бланк отчета групп

Ф.И. ученика

Оценка

наверх

РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме "Суждение и умозаключение как формы мышления"

Приложение 2

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование для урока: раздаточный материал.

Триединая дидактическая цель:

1. Учащиеся должны овладеть знаниями и умениями:

  • определения суждения и умозаключения;
  • нахождения в тексте и различения суждения и умозаключения;
  • форматирования текста.

2. Обеспечить развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

3. Обеспечить формирование и дальнейшее развитие коммуникативных умений учащихся и рефлексии.

Содержание урока

Этап

Название этапа

Задачи

Деятельность учителя (методы обучения)

Деятельность ученика (формы организации учебно-познавательной деятельности)

Характер учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий)

Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности)

1-й

Актуализация знаний учащихся по таким понятиям, как "суждение" и "умозаключение". Подготовка учащихся к изучению нового материала

Обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала

Объявляет тему и цели учебного занятия, обосновывает ее значимость для развития познавательной и информационно-коммуникативной деятельности, раскрывает содержание урока и инструктирует о работе с отчетными бланками

Участвуют в мини-дискуссии по выявлению отличительных признаков понятий "суждение", "умозаключение". Включаются в процесс целеполагания, заготавливают отчетные бланки работы на уроке

Конструктивный

Готовы к изучению нового материала

2-й

Практическая работа по нахождению суждений и умозаключений в предложенном тексте

Обеспечить правильное выделение в тексте суждений и умозаключений

Раздает задания группам, проводит инструктаж по выполнению задания, управляет деятельностью групп, наблюдает, при необходимости корректирует общение, взаимодействие учащихся в группах

Выполняют задания в соответствии с инструкцией (осуществляют поиск суждений и умозаключений в стихотворении), согласовывают результаты поисковой деятельности (задание № 1)

Конструктивный

Представляют результат работы группы

3-й

Практическая работа на компьютере по созданию и форматированию текста

Освоить прием форматирования текста

Проводит инструктаж по выполнению задания, управляет деятельностью пар учащихся

Выполняют задания по созданию текстового документа и его форматированию (задание № 2)

Конструктивный

Форматированный текст

4-й

Практическая работа на компьютере по нахождению в тексте и различению суждений и умозаключений

Закрепить прием нахождения в тексте и различения суждений и умозаключений

Управляет работой учащихся на компьютерах, при необходимости оказывает помощь

Выполняют задания по нахождению в тексте суждений и умозаключений, их различению. (задание № 3)

Конструктивный

Форматированный текст

5-й

Подведение итогов, рефлексия

Подвести итоги по результатам отчета групп. Оценить уровень достижения ТДЦ

Инструктирует о заполнении бланков. Наблюдает за работой руководителей групп

Обсуждают работу каждого в группе, заполняют отчетные бланки

Конструктивный, творческий

Бланки заполнены, работа членов групп оценена объективно. ТДЦ достигнута

Задание № 1

В предложенном вам тексте выберите суждения (подчеркните их синим карандашом) и умозаключения (выделите их красным карандашом).

Выступите с результатами своей работы перед группами.

Заполните бланки отчета группы.

Карточки с заданиями для групп

Группа № 1
Он с жадностью пьет –
А не чувствует жажды.
Он бел –
А купается только однажды:
Он смело ныряет
В кипящую воду
Себе на беду,
Но на радость народу…
И добрые люди
(Вот это загадка!)
Не скажут.
– Как жалко…
А скажут:
– Как сладко!
Группа № 2
Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!)
Летают, летают
Белые мухи!
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже – не тают!
Группа № 3
Мудрейшая птица на свете –
Сова.
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит –  
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас
Не хватает!
Группа № 4
– Славный домик,
Милый Крот,
Только больно
Узкий вход!
– Вход, Лисичка,
В самый раз:
Он не впустит
В домик Вас!

 

Задание № 2

На компьютере откройте папку РАБОЧАЯ, которая находится на УЧЕНИЧЕСКОМ ДИСКЕ.

Зайдите в папку 6­-й КЛАСС.

Создайте текстовый документ WORD, присвоив ему имя СТИШОК.

Наберите текст стихотворения.

В набранном тексте примените прием форматирования текста, выделите синим цветом суждения и красным – умозаключения.

Сохраните документ.

Задание № 3

В папке 6-­й КЛАСС откройте файл БАРБОС (содержание текстового файла – стихотворение Б. Заходера "Барбос").

Продумайте и предложите свой способ форматирования текста.

Произведите форматирование текста предложенным вами способом.

О.В. Золотова,
учитель информатики МОУ "Гимназия № 33", г. Ульяновск

наверх

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль