Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации детей

7711
Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации детей

Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) ее основной задачей является создание:

  • условий развития воспитанников, позволяющих осуществлять его позитивную социализацию, личностный рост, стимулировать инициативность и творческие способности, основываясь на взаимосвязи со сверстниками и взрослыми, участвуя в соответствующих возрасту видах деятельности;
  • развивающей образовательной среды, представляющей комплекс предпосылок для социализации и индивидуализации детей.

Компоненты для социализации и индивидуализации детей

Социализация и индивидуализация детей – это последовательный и всеохватывающий процесс внедрения малыша в общество, способствование благоприятному усвоению им ценностей и норм общества, развитие активной личностной позиции. Социализация и индивидуализация детей находится в непосредственной взаимосвязи с переходом дошкольника во взрослый мир, включая объективный мир взаимодействия, отношений, деятельности, а также мир ценностей, правил, норм и смыслов, который является совершенно субъективным. Родители являются ключевыми посредниками в этом процессе, выполняя социализацию и индивидуализацию детей совместно с педагогами и воспитателями. 

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации детей

Родители и педагогические работники помогают малышам открывать для себя мир, модифицируют картину мира, учитывая индивидуальные и возрастные особенности крохи, поставленные социокультурные задачи развития.

Воспитанники учатся абстрагироваться от заданных моделей поведения, ориентации на конкретных людей, идентифицируя себя с обществом, осуществляя социальные

модели поведения. На первом этапе социализации он общается с конкретными людьми, имеет четкие установки и ригидное восприятие правил и норм, а на втором этапе – формируется активный поиск собственного места в обществе, рефлексия личности, дошкольник становится готовым к трансформациям. По завершению процесса социализации малыш становится уникальной личностью, реализующей свою индивидуальность.

Дошкольники пребывают в том возрасте, который позволяет сензитивно усваивать моральные и социальные нормы, активно социализироваться, поскольку психика готова к интериоризации правил, норм и ценностей социального взаимодействия. Несмотря на то, что взрослые предъявляют к ребенку социальные требования уже в школе, нельзя пренебрегать его возрастной чувствительностью к моделям поведения, принятым в обществе *.

* Авдулова Т.П., Аксенова Е.Г., Захарова Т.Н. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника. Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка. М.: Владос, 2014.

Социализация и индивидуализация детей отличаются от адаптации тем, что представляют собой не приспособление, а усвоение ценностей и норм, принятых в обществе, применение их для регуляции поведения.

Механизмы социализации и индивидуализации детей

Основные механизмы социализации и индивидуализации детей:

  • идентификация – желание малыша быть похожим на значимых для него людей, родителей, перенимая их мировоззрение и личностные качества (дошкольник положительно воспринимает, ориентируется на установки и роли взрослых);
  • интериоризация – копирование и присвоение моделей поведения, которые малыш включает в собственную картину поведения, что делает внешние модели поведения внутренними моделями поведения ребенка, становясь частью структуры личности;
  • ролевое экспериментирование – позволяет апробировать качества личности, примеряя для нее различные роли в обществе, благодаря чему собственные переживания и влияние окружения позволяют отторгнуть или закрепить те или иные модели поведения;
  • социальные ритуалы и социальные образцы – являются устойчивыми моделями поведения в различных ситуациях, которые возникают при взаимодействии в обществе, а потому служат эффективным механизмом построения межличностных отношений.

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации детей

Социализации и индивидуализации детей приводит к тому, что дошкольники развивают собственную индивидуализированная, эмоционально окрашенная и значимая картина мира. Дошкольники приобретают собственное интерсубъектное представление о действительности и обществе. В процессе моделирования образовательной среды стоит прогнозировать, какие ассоциации она вызовет у малышей, так, в зависимости от содержания и восприятия она может быть стимулирующей к творчеству, воспитывающей, ограничивающей или догматической.

Детский сад как первая ступень социализации и индивидуализации детей

Все дошкольные образовательные учреждения (включая учреждения допобразования и детские сады) являются первыми институтами социализации и индивидуализации детей, а потому воссоздают для дошкольников социум, демонстрируя принципы построения отношений с окружением. Благодаря им и созданном образовательной среде, воспитанники получают представление о нормах поведения, универсальных правилах, требованиях окружения и принципах построения отношений посредством общения со сверстниками и взрослыми. 

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации детей

Неудивительно, что ДОУ несут полную ответственность за социализацию и индивидуализацию детей, поскольку они закладывают первую модель социализации, на которую впоследствии будут лишь наслаиваться новые модели поведения и социального воздействия. Эта первичная модель является самой устойчивой, а потому определяет социальные отношения и переживания дошкольника.

Дошколята развиваются в современной среде, которая не содержит идентичные модели, а потому нормативность поведения не может служить показателем эффективной социализации и индивидуализации детей. К тому же нормативного поведения можно придерживаться, даже если чувствовать внутреннее отторжение от общества, отвергая социальные ценности. Только развивающая среда способна стать помощью ребенку на пути выбора уникальной траектории в обществе, реализации взаимодействия с ним.

Образовательная среда позволяет сформировать условия для развития идентичности, представления малыша о себе как личности, она позволяет дать ответы на вопросы: «Какой я?», «Какими качествами обладаю?», «Что я умею?», «Что отличает меня от сверстников и взрослых?». При этом среда влияет социальную идентичность и развитие представлений малыша о себе как части общества. Он использует оценку общества, принадлежность к социальным группам, взаимодействия, стремясь найти ответы на вопросы: «Как ко мне относятся окружающие?», «Что умеют другие?», «Чем я привлекателен?», «Что я могу сделать, чтобы общаться с ними?», «Чем я отличаюсь от других?», «Какие правила надо соблюдать, чтобы быть принятым?».

Цель образовательной среды – обеспечение включенности дошкольника в группу, взаимовосприятие их, при котором малыш чувствует принадлежность к соцгруппе, а та в свою очередь признает его. Правильное моделирование среды позволит воспитаннику стать частью группы по интересам, по половому или возрастному признаку, по этнокультурному соотношению, принадлежности к образовательной организации и прочим.

В процессе социализации и индивидуализации детей дошколята представляют себя более адекватно, дифференцированно, глубоко и разносторонне, что проявляется мощной стимуляцией средовых индивидуальных и социальных переживаний. Образовательная среда на успешных образцах поведения позволяет малышам развить необходимые для социального научения навыки и знания. 

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации детей

Воспитатели и педагоги в ДОУ служат универсальными носителями моделей социализации, задавая направление для нее посредством создания образовательной среды, важно не сводить процесс к морализаторству и дидактике. 

Социальные ритуалы как механизм социализации и индивидуализации детей

Другой механизм социализации и индивидуализации детей – социальные ритуалы, то есть устойчивые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, когда определенный способ действия является регламентированным, социально заданным и стабилизирующим позитивные отношения. Общественные нормы социальных ритуалов обеспечивают их успешность, то есть достижение положительного результата взаимодействия. Организация образовательной среды позволяет вооружать ребенка способами регуляции собственного поведения через ритуалы взаимодействия, например, субкультурные детские регуляторы отношений.

Ритуалы прекрасно моделируются образовательной средой дошкольной образовательной организации, разные помещения которой задают определенную направленность взаимодействия и регулярность действий. Организованность среды упорядочивает психическую жизнь ребенка и через внешнюю стимуляцию дает импульсы, запускающие нужные модели поведения.

Средовое развитие индивидуализации обеспечивается возможностью формирования каждым из воспитанников индивидуального стиля деятельности и общения. Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана обеспечить формирование личности дошкольника, воспитать активную позицию по отношению к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача социального взрослого (воспитателя, педагога дополнительного образования, психолога-педагога и др.) – исходя из индивидуальных особенностей, интересов и способностей воспитанника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме.

Социализация детей и индивидуализация в дошкольном образовании предполагает создание ситуаций апробации ребенком соответствующих моделей, приобретения опыта принятия социальных решений. Значение имеют не только социокультурные навыки, но и самостоятельность малыша, приобретенный им опыт действий.

Из общих положений ФГОС дошкольного образования можно выделить принципиальные характеристики образовательной среды в качестве подспорья для социализации и индивидуализации. Стандарт предусматривает формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям малышей. Такая среда создает условия для поддержания разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства через игру, познавательную и исследовательскую деятельность. Это означает, что предметная среда не должна быть уменьшенной копией взрослого мира, но должна формироваться с целью решения общих задач возрастного развития ребенка, закладывать фундамент для становления психики и актуализации личности. Цель организуемой среды – создание условий для самоценного развития дошкольника: формирование первичной картины мира и иерархии мотивов личности, начальных этических ориентиров, презентация обществу индивидуальных качеств, децентрация и произвольная регуляция поведения*.

* Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. М.: Академия, 2009.

Основная характеристика среды, направленная на социализацию и индивидуализацию детей, их развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования, – обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. Так, социализация достигается за счет приобщения малышей к социокультурным нормам, семейным традициям, нормам, принятым в обществе, стране, формирования этнокультурной среды. Воплощением этих положений на практике могут быть разнообразные варианты создания этнокультурных уголков в группах или соответствующих объектов на территории дошкольной образовательной организации, проведение праздников и выставок соответствующей направленности, участие в районных и региональных мероприятиях, посещение учреждений культуры (музеев, выставок, парков и т. д.). Принцип построения этнокультурного компонента образовательной среды – ориентация на патриотизм, гражданскую идентичность, с одной стороны, и толерантность, интернациональность, с другой. Основой такого подхода является уважение прав и свобод человека.

Важными показателями образовательной среды являются ее соотнесенность с образовательными системами других стран и осознание педагогами характера влияния определенных компонентов среды на формирование гражданской идентичности личности. Знакомство с образовательными средами других стран, обмен опытом не только расширяют педагогические горизонты и позволяют использовать современные мировые психолого-педагогические технологии, но и формируют толерантность и гражданскую позицию педагогов как надежную основу социализации воспитанников ДОУ.

Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста дошкольников, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построении эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Акцентировать внимание следует на когнитивных компонентах развития, умении выполнять операции классификации, категоризации, дифференциации и обобщения.

Аспекты социализации и индивидуализации детей

Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих характеристик:

  • уважение себя и других;
  • уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;
  • естественность поведения и искренность;
  • готовность принимать на себя ответственность за свои действия;
  • самостоятельность намерений и решений;
  • эмпатийная позиция и способность сопереживать другим;
  • ориентация на индивидуальные и социальные интересы.

Социализация и индивидуализация детей проходят в процессе игры. Дошколята осваивают социальные навыки, приобретают опыт сотрудничества в игровом пространстве. Взаимопониманию и опыту координации действий они учатся, налаживая контакты из-за игрушек или процесса игры, получая важный опыт социального общения.

В игре действия дошкольника направлены не столько на внешний предмет, сколько на изображение действия как такового. Игра изнутри мотивирует детскую деятельность, что позволяет актуализировать внутреннюю социальную направленность субъекта во внешний мир, стимулируется социальная активность ребенка*.

* Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. М.: Академия, 2009.

Чтобы сплотить детский коллектив, способствовать развитию межличностного общения в ДОУ используются групповые сюжетно-ролевые игры, помогающие дошкольникам понять законы общества и проникнуться духом коллективизма. Развить социальный интеллект малышей в особой мере позволяет игровая среда. В процессе познания социальной реальности ребенку удается встроить ее в свою картину мира, исследовать формы и принципы общения людей, осознать их взаимоотношения. Социальная компетентность повышается с развитием коммуникативного репертуара.

Игра выполняет не только роль социализации, но и позволяет способствовать персонализации и индивидуализации. В ходе индивидуализации ребенок приобретает собственный стиль деятельности и социальную неповторимость, персонализация, напротив, позволяет утвердиться в собственной самобытности.

Процесс социализации дошколят неотъемлемо связан с идентификацией – процессом становления частью группы сверстников, ориентацией в ней, созданием собственной позиции в контексте отношений со сверстниками и взрослыми. Игровая среда дает возможность малышу отделять себя от других, осознавать индивидуальность и соотносить себя с другими через отождествление, идентификацию, сопереживание. В процессе игры он моделирует социальные отношения, а также социально сопереживает сюжетам, усваивая их, через эмоциональную включенность он укрепляет уверенность в себе, развивает способность действовать в разных коммуникативных ситуациях.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать!
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль