Профилактика школьного травматизма в младших классах

5675

По наблюдениям педагогов наибольшее количество детских и подростковых травм приходится на весну. Авторы статьи предлагают цикл занятий с элементами двигательной активности и тренинга, направленных на профилактику детского травматизма.

Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты выделяют четыре основных вида детского травматизма: школьный, бытовой, уличный и спортивный.

Факторами риска возникновения травматизма у детей являются: недисциплинированность, неумение распознавать травмоопасную ситуацию, отсутствие необходимых навыков, недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации, физическая слабость, определенные особенности развития.

Наиболее подвержены травматизму учащиеся в возрасте 6–12 лет, что связано с их повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.

Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом. Более развитые в умственном отношении дети лучше осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков. Более половины детей, часто получающих травмы, винят в этом либо других людей, либо обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны и склонны переоценивать свои способности и возможности.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности: усталость, нервозность, преобладание возбуждения над торможением, импульсивность, с одной стороны, и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов, с другой.

Несчастным случаям больше всего подвержены дети с низкими показателями внимания (концентрация, распределение, переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, а также неосмотрительные дети, те, кто обладает низкой выносливостью, боязливые или, наоборот, слишком склонные к риску.

Для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что отражается на общей работоспособности и связано с эмоциональной не­устойчивостью.

Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети более подвержены травмам, нежели спокойные и уравновешенные. Большинство таких детей по физкультуре имели оценку "три".

В последние годы (особенно в крупных городах) серьезной проблемой для школьников, обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в гимназиях и лицеях, становится гипокинезия. От ее последствий (нарушения осанки и зрения, повышения артериального давления, избыточного веса и т. д.) страдает до 70% учащихся. Такие дети часто травмируются из-за плохой координации и слабой ориентации в пространстве.

Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы в связи со спешкой регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, кружки, спортивные секции, обязанности по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (стремление первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

Итак, среди всех случаев получения травмы из-за поведения пострадавшего наибольшее количество связано с его психофизио­логическим, эмоциональным состоянием, влияющим на успешность деятельности, особенно с состоянием игрового ража. С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, так как развитие ребенка расширяет сферу его самостоятельной деятельности.

Вторая группа причин детских травм, составляющая треть от всех случаев, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Сверстники час­то травмируют друг друга во время игры либо непреднамеренно вне игры – как правило, не заметив один другого (например, сталкиваются, бегая).

Особое внимание должны привлечь случаи, связанные с поведением, которое содержит элемент физического насилия по отношению к окружающим. Следует отметить тревожную тенденцию увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Количество травм в группе, связанной с действиями взрослых, в т. ч. родителей, приводящих к возникновению травмоопасной ситуации, а затем и к травме ребенка, составляет около 25%. Более половины травм дети получают в результате недосмотра родителей, отсутствия контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – еще одна частая ошибка родителей, приводящая к травме детей (25% от общего количества травм данной группы).

В образовательных учреждениях необходимо проводить профилактическую работу, организованную с учетом связи между возникновением травм у школьников и их индивидуально-психологическими особенностями. При этом весьма эффективно использовать такие активные формы обучения, как тренинговые занятия.

Авторы статьи представляют цикл занятий с элементами двигательной активности и тренинга, направленных на профилактику детского травматизма в начальной школе. Занятия могут проводиться учителем физической культуры, а также психологом (с заменой некоторых упражнений, требующих большого пространства). Занятия и их элементы можно использовать при проведении классных часов и уроков здоровья. Они также могут быть интересны инструкторам и воспитателям в лагерях отдыха.

Приложение:
Цикл занятий с элементами двигательной активности и тренинга, направленных на профилактику детского травматизма

В.А. Родионов,
д-р пед. наук, руководитель Центра научных исследований и мониторинга Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ
М.А. Ступницкая,
старший научный сотрудник лаборатории социально-психологического сопровождения образовательного процесса НИИ Столичного образования МГПУ

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль