Оплата труда учителя, нормирование труда

24907

Декретом СНК от 20.06.1918 "Онормах оплаты учительского труда" (п. 1) месячная оплата учительскоготруда была установлена из расчета за 4 учебных часа в день (24 ч илиурока в неделю).

Обращаем внимание на то, что норма 24 часа или урока в неделю при ее установлении была неразрывно связана с оплатой труда учителя за месяц и принята как продолжительность рабочего времени учителя.

Те, кто пытаются внушитьучителям мысль о том, что они получают оплату только за уроки, аподготовка к урокам, методическая работа, работа с родителями им неоплачивается, глубоко заблуждаются. Первоначально, действительно,количество часов урочной работы учителей принималось какпродолжительность их рабочего времени, но никаких других обязанностей научителей при этом не возлагалось, а за счет сокращенной 24-часовойнедельной учебной нагрузки учитель мог осуществлять подготовку кзанятиям.

Дополнительно им оплачиваласьтолько "работа по исправлению письменных работ, по подготовке опытов,по классному наставничеству", на выполнение которой учителя затрачивалидополнительное время по своему усмотрению.

Значительно позжеисследования рабочего времени учителей показали, что по интенсивноститруда самым напряженным для них является время проведения урока (именнона учебных занятиях с наибольшей эффективностью используется учительскийтруд). При этом было установлено, что у учителей значительно возрословремя, затрачиваемое на подготовку к занятиям (из-за повышениятребований к проведению урока). Кроме того, обязанности учителейперестали ограничиваться только выполнением преподавательской работы вобъеме 24 ч в неделю.

На основе результатовпроведенныхнаучных исследований было принято решение компенсироватьучителямстарших классов дополнительные затраты рабочего времени наподготовку кзанятиям, работу с родителями, а также на методическуюработу.

Однако такая компенсация предусматривалась не в форме доплат, ачерез снижение нормы урочной работы, поскольку дополнительная работастала неотъемлемой частью деятельности каждого учителя.

Выполнение жеработ по классному руководству, проверке письменных работ, заведованиюкабинетами, мастерскими и учебно-опытными участками не входит вобязанности всех учителей, а осуществляется только их частью.

В соответствии спостановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 09.04.1936 "О повышениизаработной платы учителям и другим школьным работникам" (Сборникзаконодательства 1936 г. № 19, ст. 163) ставки заработной платы учителямстарших классов стали выплачиваться не за 24 ч урочной работы в неделю,а за 18 ч.

Таким образом, на подготовку кзанятиям, методическуюработу, работу с родителями учителям старшихклассов высвободили 6 чурочного времени в неделю.

Одновременно норма 18 ч внеделю стала условным расчетным показателем учета учительского труда, т.к. за учебную работу сверх 18 ч учителям было разрешено производитьдополнительную оплату соответственно получаемой ставке. Такая мера (т.е. разрешение выполнять дополнительную учебную нагрузку сверхустановленной нормы) была предусмотрена в связи с тем, чтовысвободившаяся учебная нагрузка не могла быть единовременно замещенадополнительным количеством учителей.

В дальнейшем оплата задополнительную нагрузку учителей вошла в порядок оплаты их труда,поскольку из-за невысокой заработной платы постоянно испытывался дефициткадров учителей.

Выплата ставок заработнойплаты за 3 ч преподавательской работы в день, в соответствии с указаннымпостановлением, была установлена также для преподавателейпедагогических техникумов (педучилищ).

Учителям I–IV классов нормачасов работы за ставку заработной платы была снижена в соответствии спостановлением ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12.04.1984 № 318 "Оповышении заработной платы учителей и других работников народногообразования", но не на 6, а на 4 ч в неделю и установлена из расчета 20 чв неделю.

Указанное снижение нормы времени работы было обусловлено восновном передачей для преподавания учителям-специалистам такихпредметов, как музыка, физкультура и изобразительное искусство. Ноблагодаря учету дополнительных затрат времени учителей начальных классов(так же, как и учителей старших классов) на подготовку к занятиям,работу с родителями и методическую работу, снижение нормы часов заставку заработной платы не повлекло ее уменьшения.

Если в школе не создана необходимая материальная база для преподавания указанных предметов учителями-специалистами, при их отсутствии, а также в случаях, когда это нецелесообразно по другим причинам, учителя начальных классов вправе преподавать эти предметы с соответствующей дополнительной оплатой за объем преподавательской работы свыше 20 ч в неделю.

Нормы 20 ч педагогическойработы за 1 ставку заработной платы для учителей начальных классов и 18 чпедагогической работы – для учителей старших классов закреп­леныпостановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительностирабочего времени (норме часов педагогической работы за ставкузаработной платы) педагогических работников образовательных учреждений"(далее – постановление № 191).

При согласовании указанногопостановления предлагалось установить единую норму часов за ставкузаработной платы учителям начальных и старших классов в объеме 18 ч внеделю, но Министерством финансов РФ такое предложение не былоподдержано и Правительство РФ учло мнение Минфина России.

► Следует отметить, чторазличия в нормах часов за ставку заработной платы учителей начальных истарших классов рассматривались в Конституционном Суде РФ.

В соответствии с определениемКонституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 230-О-О установление различнойпродолжительности рабочего времени (в пределах его льготной сокращеннойпродолжительности) для педагогических работников разных категорий самопо себе не может рассматриваться как не согласующееся с требованиямипринципов равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свободгражданина ( ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ) либо как умаляющее правона справедливое вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Выбор же критериев дифференциации в данном случае относится ккомпетенции Правительства РФ. Определено также, что оспариваемая нормаст. 333 ТК РФ и п. 2 приложения к постановлению № 191 конституционныеправа не нарушает.

При этом следует заметить,что в соответствии с ч. 2 п. 5 ст. 37 Конституции РФ установлениепродолжительности рабочего времени отнесено исключительно к компетенцииРоссийской Федерации, поскольку работающему по трудовому договоругарантируется установленная федеральным законом продолжительностьрабочего времени.

Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 ч в неделю. Однако это не означает, что у всех педагогических работников она одинаковая, т. к. в ст. 333 ТК РФ наряду с указанной продолжительностью рабочего времени педагогических работников (не более 36 ч в неделю) имеется очень существенное уточнение: "В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации".

Следовательно,"продолжительность рабочего времени не более 36 часов" – это необщеустановленная и обязательная для всех педагогических работниковпродолжительность рабочего времени, а всего лишь ее предельная норма,которая Правительством РФ (а в настоящее время уполномоченнымПравительством РФ федеральным органом исполнительной власти) могла бытьустановлена педагогическому работнику, занимающему одну должность илиполучающему одну ставку заработной платы, в зависимости от занимаемойдолжности и особенностей выполняемого труда.

► С учетом указанных условий иособенностей постановлением № 191 педагогическим работникам установленалибо продолжительность рабочего времени, либо норма часов педагогическойработы за одну ставку заработной платы.

Продолжительность рабочеговремени, составляющая 30 или 36 ч педагогической работы в неделю,установлена педагогическим работникам, предусмотренным в п. 1 приложенияк постановлению № 191, а норма часов преподавательской либопедагогической работы за одну ставку заработной платы, составляющая 18,20, 24, 25, 30, 36 ч в неделю либо 720 ч в год, – педагогическимработникам, предусмотренным в пп. 2 и 3 приложения к указанномупостановлению.

Следует также отметить,что оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, осуществляется на основе должностных окладов, а педагогических работников, для которых установлены нормы часов за ставку, – на основе ставок заработной платы. Так, для педагога дополнительного образования норма часов в неделю определяет ставку заработной платы.

Дополнительные материалы по данной теме:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль