Координация учебных предметов в начальной школе

6776

Главная задача начальной школы – создать базовые условия для формирования компетентности, столь необходимой для успеха в разных сферах жизни любого человека.

Компетентность подразумевает продуктивное предметное мышление, знания, ценностную и нравственную ориентацию, социальные и поведенческие установки – все, что может быть мобилизовано для эффективного действия.

Выпускник начальной школы должен обладать рядом компетенций:

  • ориентироваться в окружающем пространстве (выбирать цель передвижения, планировать маршрут и т. д.) и времени (узнавать время по часам в часах и минутах, определять время и последовательность событий);
  • участвовать в проведении и отчасти в организации культурного семейного досуга, проводить время с друзьями в разновозрастных группах (спортивные и другие игры, коллективное чтение, небольшие театрализованные представления, посещение художественных выставок и выражение собственного мнения по поводу произведений искусства, организация семейных и школьных праздников);
  • организовывать индивидуальный культурный досуг: подбирать художественную литературу для чтения; читать и понимать художественный текст; самостоятельно создавать несложные художественные произведения (текстовые, графические, скульптурные и пр.);
  • владеть способами получения ответов на возникающие вопросы об окружающем мире, уметь определять наиболее подходящий способ их получения (самостоятельное наблюдение, экспериментирование, поиск информации в разнообразных информационных источниках);
  • осуществлять простейшие трудовые (бытовые) дела – убирать территорию, квартиру; осуществлять несложный ремонт изделий; изготавливать простые конструкции из разных материалов для собственных нужд; решать расчетные задачи, связанные с бытовыми ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
  • осуществлять уход за своим телом – регулярно проводить поддерживающие гигиенические и закаливающие процедуры, чувствовать и осознавать симптомы начинающейся болезни (своевременно обращаться за помощью к взрослому), владеть простейшей саморегуляцией, навыками самообслуживания;
  • иметь навыки культурного и безопасного поведения в окружающем мире (в доме, на жилой местности, на природе), уметь вести культурный диалог в условиях бытового общения;
  • осуществлять школьную учебную работу (в классе, группе, паре, разновозрастных группах, индивидуально) и самостоятельную учебную работу (выбор занятия, самоорганизация, простейшее планирование и т. д.).

Становление необходимых компетенций может обеспечиваться за счет содержательной интеграции разных предметных областей начального образования. При этом особую роль играют информационные технологии – и как средство организации учебной работы, и как особый объект изучения (на интегративной основе).

Обычно школьный день ученика проходит следующим образом: уроки, чередующиеся с переменами, и затем домашняя работа. Информация поступает по отдельным каналам, именуемым учебными предметами. Организованная деятельность, в которой нужно осмыслить, объединить и применить все то, что уже пройдено, отсутствует.

В школьную жизнь должны быть включены такие события, которые позволят детям собрать воедино свои познания и достижения в разных предметных линиях, ощутить новые возможности, применить опыт полученных знаний. Именно поэтому авторский коллектив разработал (в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров по информатизации российского образования в 2006–2008 гг.) учебно-методический комплекс "Новая начальная школа" (далее – образовательный комплекс).

Образовательный комплекс разрабатывался в дополнение к уже существующим учебно-методическим комплексам по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова для начальной школы. Данные учебные материалы могут успешно применяться для координации учебных предметов начальной школы учителями, работающими в других образовательных системах.

Описание модуля "Круглый год"

В качестве примера рассмотрим модуль первого года обучения "Круглый год", координирующий работу детей по учебным курсам "Математика", "Окружающий мир", "Изобразительное искусство" и "Литературное чтение".

Кульминационное событие модуля – праздник-многоборье "Круглый год" (скачать), который подводит итог ряду разнопредметных занятий, направленных на развитие представлений о времени, его линейности и цикличности, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе и деятельности людей. Время проведения модуля – март-апрель первого года обучения.

Основная подготовительная работа осуществляется в рамках учебных предметов "Литературное чтение" и "Окружающий мир". На занятиях по курсу "Окружающий мир" ученики знакомятся с сезонными изменениями в природе, учатся видеть их как переход из одного состояния объекта в другое. Объектами наблюдения выступают: погода, вода (в разных видах: снег, дождь, лед и т. п.), растения, животные, грибы и пр.

На занятиях по изобразительному искусству ученики выполняют творческие работы, которые затем находят применение при оформлении праздников.

На занятиях по математике рассматривается отношение целого и его частей. Особое внимание уделяется конкретизации этого понятия применительно к понятию времени: представлению временного периода как целого и его частей, относительность целого и частей (в неделю входят дни, а неделя входит в месяц). Выделяются специфические свойства времени – последовательность событий (отношение "раньше – позже"), длительность (продолжительность) периодов времени.

Проведение праздника "Круглый год" потребует примерно четыре часа. Следует отметить, что окончательное планирование праздника и компоновку заданий для него учитель осуществляет по собственному замыслу.

В результате работы по модулю "Круглый год" обучающиеся закрепляют знания:

  • о составе числа для первых десяти чисел;
  • о том, что при перестановке или перегруппировке частей значение целого не меняется;
  • об основных геометрических фигурах (квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.);
  • о годичном цикле и календаре;
  • временах года, об изменениях в природе, по которым различают начало, середину и конец каждого сезона;
  • названиях месяцев года и порядке их следования;
  • количестве дней в каждом месяце года (умение определить это количество);
  • количестве дней в неделе и их названиях по порядку;
  • количестве часов в сутках;
  • об особенностях эмоционального отклика человека на сезонные изменения в природе;
  • о названиях и некоторых видах деревьев, грибов, животных и птиц.

Обучающиеся приобретают первоначальные представления:

  • об отношении целого и частей;
  • относительности понятий целого и частей (быть целым и частью – не свойство самой величины, а ее соотношение с другими величинами);
  • о годичном цикле и календаре;
  • схеме, чертеже, ряде, классификации, плане наблюдения, конструировании.

Обучающиеся приобретают следующие умения и навыки:

  • разбивать числа от двух до десяти на части, а также из заданных частей составлять числа;
  • собирать целое из частей и разбивать целое на части по заданному правилу;
  • различать форму и площадь фигуры (понимание, что при перекраивании плоской фигуры меняется ее форма, а не площадь, если, конечно, не меняются составляющие ее части);
  • наблюдать и характеризовать словами объекты наблюдения, выделять характерные признаки и описывать состояние этих объектов;
  • сравнивать объекты наблюдения по выделенным признакам и классифицировать их по определенному признаку;
  • составлять простую схему процесса, обозначать и давать словесное описание начального и конечного состояния объекта;
  • обнаруживать названные или описанные процессы в тексте;
  • демонстрировать первоначальные навыки выразительного чтения простого текста.

Дополнительный материал по теме: Система координации межпредметных связей "Новая начальная школа"

Е.В. Чудинова, канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник Психологического института им. Л.Г. Щукиной РАО.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль