Психологическое сопровождение подростка в кризисной ситуации

1280
Психологическое сопровождение подростка в кризисной ситуации

И.В. Калинина,  психолог Благотворительной программы "Дорога к дому",  г. ЧереповецТрадиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражено не только стремление противопоставить себя им, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от них помощи, защиты, поддержки. Одновременно взрослый мир заметно отделился: детям уделяется меньше времени, к ним не предъявляются четкие требования. Следствием этого являются потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, духовная беднота. Потребность в приобщении (принадлежности как базовой потребности), причастности к обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию часто сталкиваются с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослых, что является неблагоприятным фоном для полноценного развития детей.

Существенные проблемы связаны в этот период и с бурным развитием эмоциональной сферы: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств.

Серьезные преобразования происходят в мотивационной сфере подростка, в частности в мотивационной структуре процесса общения. Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-либо группе.

Подростковый период очень важен в развитии "Я-концепции", в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Все перечисленные характеристики способны порождать серьезные кризисные ситуации и, как следствие, психологическое неблагополучие, которое в крайних своих проявлениях ведет к наркотической и алкогольной зависимостям, суицидальным попыткам, агрессии и асоциальному поведению.

Психологическое сопровождение учащихся подросткового возраста будет наиболее эффективным при создании условий для формирования ключевых компетенций, позволяющих подростку быть адаптивным к условиям окружающего мира и социально значимым для взрослых и сверстников.

Ключевые понятия, описывающие критическую ситуацию
Психологическая наука различает четыре ключевых понятия, которыми можно описать критические ситуации: стресс, фрустрация,
конфликт и кризис.

Программу мероприятий, направленных на формирование базовых личностных компетенций и  Конспект тренинга "По жизни с позитивом" читайте в журнале "Справочник педагога-психолога. Школа". Подпишитесь на это издание!

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль