Нормативно-подушевое финансирование учреждений НПО и СПО. Региональный опыт

21282

Принципы нормативно-подушевого финансирования

Вопросы финансового обеспечения учреждений начального и среднего профессионального образования, основанного на расчете норматива подушевого финансирования, в условиях ориентации региональных органов власти на повышение эффективности использования бюджетных средств, приобретают особую актуальность. Новые экономические механизмы финансирования бюджетных учреждений с использованием нормативов позволяют не только оптимизировать бюджетные расходы, но и управлять образовательными учреждениями, ориентируясь на результат (стимулирование увеличения численности обучающихся, повышение количества и качества реализуемых образовательных программ и т. п.).

Выбор подходов к расчету таких нормативов для учреждений начального и среднего профессионального образования и определение путей их практической реализации – важная задача, стоящая перед региональными органами власти в условиях, когда отсутствует единая федеральная законодательная база и необходимо принятие региональных методик расчета нормативов в зависимости от уровня образования, типа и вида образовательного учреждения.

Основными целями перехода к нормативному подушевому финансированию в сфере НПО и СПО  являются:

  • повышение обоснованности пользования региональными финансовыми ресурсами при реализации образовательных программ;
  • расчет реальных затрат на реализацию образовательной программы;
  • переход от финансирования образовательных учреждений к финансированию востребованных образовательных программ;
  • оптимизация региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования .

Нормативное бюджетное финансирование учреждений начального и среднего профессионального образования основано на следующих принципах:

  • единая методология расчетов;
  • прозрачность финансовых потоков бюджетных средств на всех этапах;
  • расчет норматива бюджетного финансирования на одного обучающегося и одну образовательную программу начального и среднего профессионального образования;
  • учет законодательно определенных норм и нормативов, а также минимальных социальных стандартов (санитарные нормы, наполняемость групп, социальные компенсации и т. д.).

наверх

Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования

С учетом вышеуказанных принципов были разработаны Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 29.06.2006 № АФ-157/02), ставшие основой для определения нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждении разных типов и видов, в т. ч. и учреждений начального и среднего профессионального образования в субъектах РФ.

Основные идеи методических рекомендаций, ставших типовыми для значительной части регионов, заключаются в следующем:

  • планирование должно осуществляться на основе определения стоимости стандартной бюджетной услуги в расчете на одного учащегося;
  • необходим учет специфики контингента учащихся;
  • норматив должен учитывать законодательно определенные натуральные нормы (санитарные, по наполняемости классов и др.);
  • для определения стоимости стандартной образовательной услуги необходимо использовать нормы федерального законодательства, обязательные для исполнения и влияющие на стоимость образовательной услуги;
  • учет различий в стоимости образовательной услуги по ступеням обучения (годам обучения), видам образовательных программ (по профилям) может осуществляться при помощи коэффициентов удорожания;
  • методика расчета должна учитывать региональные особенности.

Вместе с тем мониторинг практики соблюдения указанных выше принципов при расчете норматива бюджетного финансирования в регионах РФ свидетельствует о существенных расхождениях с идеологией, заложенной в методических рекомендациях.

Анализ законодательно закрепленных в субъектах РФ методик нормативного подушевого финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования позволяет выявить основные направления, по которым происходит корректировка рекомендуемой методики из-за региональной специфики ее применения.

наверх

Региональные документы по внедрению нормативного подушевого финансирования

Для сравнительного анализа были выбраны девять регионов, относящихся к различным федеральным округам РФ, в которых сформирована и детально проработана нормативно-правовая база по внедрению норматива подушевого бюджетного финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования (табл. 1).

Таблица 1

Нормативно-правовые акты, регулирующие финансирование учреждений начального и среднего профессионального образования 

Регион

Нормативно-правовой акт

Чувашская Республика

Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 15.05.2006 № 123 "Об утверждении Правил нормативного бюджетного финансирования в сфере образования в Чувашской Республике"

Ярославская область

Постановление правительства Ярославской области от 14.05.2008 № 231-п "Об утверждении Методики расчета норматива бюджетного финансирования государственных учреждений среднего профессионального образования Ярославской области"

Мурманская область

Закон Мурманской области от 19.12.2005 № 706-01-ЗМО "О региональных нормативах финансирования системы образования Мурманской области"

Краснодарский край

Постановление главы администрации Краснодарского края от 08.08.2007 № 721 "О переходе на нормативно-подушевое финансирование государственных образовательных учреждений начального профессионального образования Краснодарского края"

Хабаровский край

Постановление губернатора Хабаровского края от 29.01.2007 № 6 "Об утверждении Методики расчета нормативов финансирования краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования"

Республика Марий Эл

Постановление правительства Республики Марий Эл от 03.03.2008 № 54 "Об утверждении норматива подушевого бюджетного финансирования на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего профессионального образования в учреждениях профессионального образования Республики Марий Эл (в расчете на одного обучающегося) на 2008 год"

Камчатский край

Закон Камчатского края от 04.12.2008 № 166 "Об установлении нормативов финансирования организации предоставления начального, среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Камчатского края"

Астраханская область

Постановление правительства Астраханской области от 18.11.2008 № 617-п "О порядке расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию федерального государственного стандарта (основных образовательных программ) среднего профессионального образования
в государственных образовательных учреждениях Астраханской области".

Постановление правительства Астраханской области от 14.08.2008 № 438-п "О порядке расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию федерального государственного стандарта начального профессионального образования в государственных образовательных учреждениях Астраханской области"

Тамбовская область

Закон Тамбовской области от 24.11.2006 № 110-З "О порядке бюджетного финансирования областных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по видам образовательных программ"

наверх

Формирование фонда материального обеспечения учебного процесса

Следует отметить, что во всех анализируемых субъектах РФ, несмотря на различия в подходах к расчету норматива, в структуре затрат, включаемых в норматив, выделяются два основных компонента: затраты на заработную плату различных групп персонала и затраты на материальное обеспечение учебного процесса.

Формирование фонда материального обеспечения обычно не вызывает никаких проблем, в него в регионах включают расходы:

  • на учебно-материальное оснащение образовательного процесса;
  • организацию учебных экскурсий, производственной практики;
  • комплектование библиотечных фондов, подписку и приобретение периодических изданий;
  • информационное и учебно-методическое обеспечение, приобретение бланочной продукции;
  • организацию и проведение мероприятий культурно-просветительного характера;
  • развитие технического и художественного творчества учащихся, обеспечение спортивных мероприятий;
  • текущий ремонт и обслуживание учебного оборудования;
  • другие учебные расходы в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством;
  • транспортное обслуживание обучающихся;
  • канцелярские и хозяйственные расходы;
  • услуги связи;
  • прочие услуги (в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством).

Рассчитывается этот фонд, как правило, одним из двух способов:

  • в процентном отношении (как доля от фонда оплаты труда учреждения);
  • в абсолютном выражении (через расчет норматива на учащегося, который затем умножается на количество человек, обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования ).

Таким образом, сравнительный анализ методик расчета норматива бюджетного финансирования будет затрагивать, прежде всего, расходы на оплату труда в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

наверх

Расчет фондов оплаты труда образовательных учреждений

Особое внимание стоит уделить тому, что является основой для расчета фондов оплаты труда образовательных учреждений в анализируемых регионах (табл. 2).

Таблица 2

Методы установления норматива бюджетного финансирования

Регион

Основа для расчета

Чувашская Республика

Норматив на одного обучающегося, рассчитанный с учетом расходов на оплату труда педагогических работников и мастеров производственного обучения

Ярославская область

Норматив на одного обучающегося (расчет минимально необходимых затрат, связанных с реализацией образовательных программ стандартного качества)

Мурманская область

Норматив на одного обучающегося, рассчитанный по количеству ставок различных групп персонала

Краснодарский край

Расчетная численность педагогического персонала

Хабаровский край

Расчетная численность преподавателей образовательных учреждений

Республика Марий Эл

Средневзвешенный размер стоимости одного педагогического часа

Камчатский край

Норматив на одного обучающегося (расчет минимально необходимых затрат, связанных с реализацией образовательных программ стандартного качества)

Астраханская область

Норматив на одного обучающегося (расчет минимально необходимых затрат, связанных с реализацией образовательных программ стандартного качества)

Тамбовская область

Расходы на одного учащегося, рассчитанные исходя из числа педагогических ставок

Как следует из табл. 2, все анализируемые регионы можно условно распределить в 2 группы:

  • регионы, где норматив на одного обучающегося является суммой минимально необходимых затрат, связанных с реализацией образовательных программ стандартного качества и нормативами разработки программ дошкольного образования;
  • регионы, где норматив рассчитывается через число ставок и средний должностной оклад (или тарифный разряд) по каждой профессионально-квалификационной группе персонала.

Рассмотрим более подробно методы расчета на примере трех субъектов РФ.

наверх

Методика расчета регионального норматива финансирования 
для учреждений начального профессионального образования в Мурманской области

В Мурманской области методика расчета регионального норматива финансирования для учреждений начального профессионального образования  основана на расчете количества ставок различных групп персонала, приходящихся на одного учащегося (табл. 3).

Таблица 3

Методика расчета регионального норматива финансирования для учреждений начального профессионального образования в Мурманской области

Группы персонала и показатели численности

Число ставок в расчете на 1 обучающегося

Средний разряд

Повышающий коэффициент

  1. Педагогический персонал:

  2. преподавательские ставки на базе 9-х классов;

  3. преподавательские ставки на базе 11-х классов;

  4. преподавательские ставки для учащихся специальных (коррекционных) групп, одновременно являющихся сиротами;

  5. преподавательские ставки для учащихся учреждений начального  профессионального образования, расположенных в сельской местности

  1. 0,059

  2. 0,044

  3. 0,063 

  4. 0,075

  1. 13

  2. 13

  3. 13 

  4. 13

  1. 1,2

  2. 1,4

  1. Прочий педагогический персонал

  1. 0,02

  1. 12

  1. *

  1. Мастера производственного обучения:

  2. для основного контингента учащихся;

  3. для учащихся специальных (коррекционных) групп, одновременно являющихся сиротами;

  4. для учащихся учреждений начального профессионального образования, расположенных в сельской местности

  1. 0,08

  2. 0,16

  3. 0,1

  1. 12

  2. 12

  3.  12

  1. **

  2. 1,2

  3. 1,4

  1. Административно-управленческий персонал

  1. 0,016

  1. 15

  1. ***

  1. Учебно-вспомогательный персонал

  1. 0,06

  1. 8

  1.  

  1. Обслуживающий персонал

  1. 0,08

  1. 3

  1.  

Фонд оплаты труда  рассчитывается как сумма произведений тарифных ставок на разряд по каждой группе персонала с учетом повышающих коэффициентов и надтарифного фонда.

наверх

Методика расчета в Чувашской Республике

Методика, используемая в Чувашской Республике, основана на расчете норматива с учетом и количества ставок, и минимальных затрат.

Расходы на оплату труда персонала в расчете на одного обучающегося (Пперс) в Чувашской Республике определяют по формуле:

Пперс = (Пр + Пм) х K1 х K2 х K3 х K4 х K5 х K6 х 1,262 х 12,

где

  • Пр – расходы на оплату труда педагогических работников;
  • Пм – расходы на оплату труда мастеров производственного обучения;
  • K1 = 1,2 – повышающий коэффициент за выслугу лет;
  • K2 = 1,19 – повышающий коэффициент за квалификационную категорию;
  • K3 = 1,16 – повышающий коэффициент по занимаемой должности;
  • K4 = 1,53 – коэффициент увеличения фонда оплаты труда  на административный, учебно-вспомогательный, обслуживающий персонал;
  • K5 = 1,02 – коэффициент увеличения фонда оплаты труда работников, связанного с повышением минимальных окладов (ставок) за работу в ночное время, с вредными условиями труда и др.;
  • K6 – коэффициент, зависящий от размера стимулирующего фонда оплаты труда (в 2009 г. К6 = 1,33; в 2010 г. К6 = 1,428);
  • 1,262 – коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
  • 12 – число месяцев в году.

Расходы на оплату труда педагогических работников и мастеров производственного обучения определяются в свою очередь произведением размера минимального оклада (ставки) на количество ставок. 

наверх

Методика расчета в Камчатском крае

В Камчатском крае методика регламентирует расчет минимально необходимых затрат для реализации образовательных программ стандартного качества. Таким образом, годовой фонд оплаты труда (с учетом оплаты труда педагогического, административного, учебно-вспомогательного персонала) в расчете на одного учащегося по i-му профилю обучения в соответствии с реализуемыми учебной программой и учебными планами на финансовый год рассчитывается по следующей формуле:

 Нормативно-подушевое финансирование учреждений НПО и СПО. Региональный опыт

где 

  • 36 – максимальное количество часов по учебному плану в неделю на группу с учетом часов, выделяемых для проведения факультативов, консультаций и экзаменов;

  • К1 – повышающий коэффициент, учитывающий профиль обучения;
  • 40 – число учебных недель в году;
  • 720 – годовая учебная нагрузка преподавателей, ч;
  • Спед – ставка заработной платы преподавателя, соответствующая средневзвешенной ставке по отраслевой системе оплаты труда;
  • Снз – ставка начислений на заработную плату по единому социальному налогу, установленная в соответствии с федеральным законодательством;
  • 1,02 – коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением педагогического стажа, установлением педагогическим работникам квалификационных категорий и т. п.;
  • 1,33 – коэффициент увеличения фонда оплаты труда на установление доплат и надбавок (надтарифный фонд);
  • 12 – количество месяцев в году;
  • 1,15 – коэффициент увеличения фонда оплаты труда на административный, прочий педагогический и учебно-вспомогательный персонал;
  • 25 – нормируемая наполняемость групп, чел.

наверх

Основные показатели для расчета норматива

Независимо от выбранного способа расчета в нем всегда присутствуют два показателя, оказывающих основное влияние на значение норматива подушевого финансирования образовательных программ в учреждениях начального и среднего профессионального образования: наполняемость учебных групп (табл. 4) и коэффициенты удорожания по профилям обучения (табл. 5). Рассмотрим отличия их применения в анализируемых регионах.

Таблица 4

Наполняемость учебных групп, используемая для расчета нормативов

Регион

Нормативная наполняемость учебной группы, чел.

1

2

Чувашская Республика

25

Ярославская область

27,5

Мурманская область

  • 25 – группы основного контингента;
  • 12 – специальные коррекционные группы

Краснодарский край

В учреждениях начального профессионального образования :

  • 25–30 – на теоретических занятиях;
  • 12–15 – в группах производственного обучения;
  • не более 10 – по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ;
  • 8–10 – в группах детей, имеющих отклонения в развитии

Хабаровский край

В учреждениях начального профессионального образования :

  • 25–30 – на теоретических занятиях;
  • 12–15 – в группах производственного обучения;
  • не более 10 – по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ;
  • 8–10 – в группах детей, имеющих отклонения в развитии;
  • не менее 20 – в сельской местности и рабочих поселках.

В учреждениях среднего профессионального образования :

  • 25–30 – для поступивших на конкурсной основе при очной форме обучения;
  • 15–20 – при очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения.
  • В образовательных учреждениях сферы культуры и искусства:
  • 15–25 – в учебной группе;
  • 6–8 – по общепрофессиональным дисциплинам;
  • 2–4 – по ансамблевым дисциплинам;
  • индивидуальное обучение – по дисциплинам специализации

Республика Марий Эл

25

Камчатский край

  • 25 – учебные группы;
  • 12,5 – группы производственного обучения;
  • 12 – специальные коррекционные группы

Астраханская область

В учреждениях начального профессионального образования :

  • 25 – на теоретических занятиях;
  • 12–15 – в группах производственного обучения;
  • не более 10 – по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ;
  • 6–10 – в группах детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • не менее 20 – в сельской местности и рабочих поселках.

В учреждениях среднего профессионального образования :

  • 25–30 – на теоретических занятиях;
  • не менее 20 – в сельской местности и рабочих поселках;
  • 8 – в учреждениях культуры в группах теоретического обучения

Тамбовская область

25

Как видно из представленной таблицы, в большинстве регионов стараются придерживаться нормы наполняемости группы в 25 чел. в городской местности и 20 чел. – в сельской. Различия проявляются в наполняемости групп производственного обучения и в количестве установленных показателей наполняемости (от 1 до 8). Это объясняется тем, что в некоторых регионах старались максимально учесть различия по всем направлениям подготовки, а в других – скомпенсировать их, используя коэффициенты удорожания по профилям обучения.

Таблица 5

Коэффициенты удорожания по профилям обучения (для образовательных программ, реализуемых на базе среднего (полного) общего образования)

Регион

Сфера образования, направления, профили и особенности подготовки

Значения коэффициентов

1

2

3

Чувашская Республика

Металлообработка.

Производство радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи.

Оптико-механическое производство.

Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы.

Деревообрабатывающее производство.

Производство художественных и ювелирных изделий

1,0–1,227

Ярославская область

Повышенная сложность организации образовательного процесса (коэффициент индивидуализации обучения)

Дополнительно 0,1–0,7

Мурманская область

Общественное питание и торговля, сфера обслуживания.

Металлообработка, слесарные и слесарно-сборочные работы.

Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы.

Деревообрабатывающее производство.

Сельское хозяйство и транспорт.

Подготовка служащих.

Швейное производство

0,97–1,18

Краснодарский край

Сельское хозяйство и транспорт.

Металлообработка, слесарные и слесарно-сборочные работы.

Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы.

Деревообрабатывающее производство.

1,1–1,5

 

Легкая промышленность. Общественное питание и торговля. Сфера обслуживания.

Подготовка служащих

 

Хабаровский край

1 группа специальностей:

монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем; судоводитель маломерного судна; бухгалтер; водитель городского электротранспорта; делопроизводитель; лаборант-аналитик; эколог; младшая медицинская сестра; обогатитель полезных ископаемых; социальный работник.

2 группа специальностей:

мастер общестроительных работ; мастер отделочных строительных работ; мастер столярно-плотничных работ; мастер сухого строительства; монтажник технологического оборудования; слесарь-ремонтник; оператор прокатного производства; слесарь по изготовлению деталей и узлов технических систем в строительстве; слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике; слесарь по ремонту строительных машин; слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; слесарь строительно-монтажных работ; электромонтажник; электрослесарь по ремонту оборудования электростанций; электрик судовой; обувщик широкого профиля; портной; повар; кондитер; пекарь.

3 группа специальностей:

мастер жилищно-коммунального хозяйства; машинист дорожных и строительных машин; машинист крана (крановщик); машинист подъемно-транспортных и строительных машин; сварщик сварочного производства; станочник (металлообработка); токарь; тракторист-машинист; сборщик корпусов металлических судов; сборщик-достройщик судовой; слесарь-монтажник судовой; сборщик корпусов неметаллических судов; судоводитель – помощник механика; автомеханик; ветеринар; зоотехник; мастер животноводства; мастер сельскохозяйственного производства

1,0–1,3

Камчатский край

Начальное профессиональное образование:

  • судоремонт;
  • рыбодобывающая промышленность;
  • строительство;
  • торговля и бытовое обслуживание населения;
  • сельское хозяйство;
  • автомобильный транспорт и энергетика.
  • Среднее профессиональное образование:
  • техническое;
  • педагогическое;
  • медицинское;
  • в области культуры и искусства

0,71–0,87

 

 

 

 

 

 

0,99–1,3

Астраханская область

Гуманитарный

Социально-экономический

Педагогический

Технический

Естественно-научный

1,0–1,27

Тамбовская область

По отдельным направлениям:

  • металлообработка, производство радиоаппаратуры;
  • сельское хозяйство, транспорт;
  • строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы;
  • производство художественных изделий;
  • легкая промышленность;
  • общественное питание, сфера обслуживания;
  • подготовка служащих.

По профилям:

  • гуманитарный;
  • социально-экономический;
  • педагогический;
  • технический;
  • естественно-научный;
  • художественный

1,0–1,12

 

 

 

 

 

 

 

1,0–1,37

Представленные данные свидетельствуют о том, что в определении коэффициентов удорожания по профилям обучения нет единства, следовательно, нет установленного набора факторов, которые могли бы обусловить возникающие различия. Каждый регион выходит из этой ситуации по-своему. Таким образом, при введении нормативов подушевого финансирования в субъектах РФ на первый план выходит решение вопроса о применении коэффициентов удорожания по профилям обучения, позволяющих учесть все особенности образовательных программ учреждений начального и среднего профессионального образования.

наверх

Результаты анализа регионального опыта

Проведенный анализ регионального опыта по формированию нормативов бюджетного финансирования реализации программ начального и среднего профессионального образования позволяет сформулировать предложения по совершенствованию практики и методики расчета норматива подушевого финансирования.

В связи с поэтапным переходом части регионов на нормативное бюджетное финансирование в сфере начального и среднего профессионального образования необходима опережающая разработка и внедрение модельного методического обеспечения нормативов, которое позволит унифицировать подходы к организации финансирования на этих уровнях образования.

Нормативные акты, направленные на внедрение нормативного подушевого финансирования в различных регионах – субъектах РФ, должны быть сопоставимы между собой по степени детализации, содержать алгоритмы расчета норматива, адекватные их правилам. На практике часть регионов устанавливает нормативы бюджетного подушевого финансирования на основе индивидуальных расчетов (по оценке сложившейся ситуации) без разработки и утверждения методик, что искажает суть нормативного бюджетного финансирования, делает произвольными и индивидуальными процедуры расчета нормативов. Представляется целесообразным формирование однородной методической базы для перехода на нормативное подушевое финансирование во всех регионах.

Часть субъектов РФ определяет в своих нормативных актах процедуры коррекции нормативов бюджетного подушевого финансирования для приближения размеров реально выделенных средств на финансирование учреждений начального и среднего профессионального образования  к их расходам за прошлые годы, часть регионов – субъектов РФ не предусматривает в своем нормативном поле использование указанного механизма. Различная "степень жесткости" введения нормативно-подушевого финансирования в регионах усиливает эффект мозаичности, разнонаправленности, фиксируемый в региональных практиках. Объективной необходимостью является обеспечение равнозначности этого показателя для исключения из нормативного финансирования излишних индивидуальных затрат образовательных учреждений, финансируемых через бюджет в предыдущие годы.

Региональные модели применения подушевого бюджетного финансирования предусматривают:

  • многочисленные и ежегодно пересматриваемые поправочные коэффициенты;
  • широкие возможности для коррекции нормативов и бюджетов, выделенных учреждениям, в соответствии с фактическими расходами;
  • нормативы, устанавливаемые ежегодно, без раскрытия методик их расчета и в соответствии с ростом фактических расходов.

Такая практика может привести к формальному использованию и дискредитации идеи введения норматива, к невозможности в полной мере реализовать заложенные в методике его расчета стимулы, а также к сохранению, по существу, порядка финансирования на основе индивидуальных смет.

Г.К. Лапушинская, А.С. Гармашова

Оформить подписку на журнал можно в интернет-магазине >>
Подробнее о журнале можно узнать на сайте издания >>

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль