Оздоровительная работа в ДОУ

18382

Цель оздоровительной работы в детском саду: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.

В систему оздоровления в детском саду входят:

  • создание условий, способствующих благоприятному развитию организма;
  • организация рациональной двигательной активности детей;
  • проведение иммунопрофилактики специфической и неспецифической.

Оздоровительная работа в детском саду: основные мероприятия

Эффективная оздоровительная работа в ДОУ предусматривает соблюдение санитарно-эпидемиологических требований. Кроме того, особое внимание следует уделять следующим мероприятиям:

  • проветривать в соответствии с графиком помещения, в которых находятся дети;
  • дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений;
  • укоротить шторы на окнах для обеспечения естественного освещения; не загромождать групповые и спальные помещения мебелью;
  • дважды в год выносить постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) на солнце и мороз;
  • дважды в год чистить ковровые изделия (летом – стирка, зимой – чистка снегом);
  • правильно подбирать и расставлять комнатные растения;
  • своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;
  • соблюдать правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;
  • во время карантинных мероприятий строго придерживаться санэпидрежима.

Двигательная активность – основа оздоровительной работы в ДОУ

Важнейшим условием проведения оздоровления детей в детском саду является организация двигательной активности детей. Двигательная активность способствует:

  • повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
  • росту физической работоспособности;
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  • появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Оздоровительная работа в детском саду предусматривает осуществления следующих форм организации двигательной активности:

  • занятия в физкультурном зале и на спортивной площадке;
  • плавание в бассейне; утренняя гимнастика;
  • физкультминутки; бег;
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулках и в группе;
  • физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья» и т. п.

При организации оздоровления в ДОО необходимо применять индивидуальный подход и помнить о том, что предлагаемые мероприятия должны быть адекватны возрасту и полу ребенка, состоянию его здоровья, уровню развития и биологической зрелости. В комплекс оздоровительных работ в ДОУ следует включать общедоступные закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики. Один из методов внедрения оздоровления, а именно рекомендуемый режим двигательной активности в ДОУ по ФГОС, представлен в приложении (скачать документ).

Все физкультурные мероприятия должны проходить под контролем медицинского работника ДОУ.

Оздоровительная работа в детском саду и иммунопрофилактика

В рамках Оздоровительная работа в ДОУоздоровления, для укрепления здоровья воспитанников в детском саду проводится специфическая и неспецифическая иммунопрофилактика.

Цель специфической иммунопрофилактики – усилить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями является вакцинопрофилактика, которая обязательно должна входить в комплекс оздоровительных мероприятий в ДОО. Вакцинация в детском саду осуществляется в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, утв. приказом Минздрава России от 27.06.2001 № 229.

Неспецифическая иммунопрофилактика представляет собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения неспецифической резистентности организма, применяемых в рамках оздоровление детей в детском саду, относятся:

  • фито- и витаминотерапия, которые проводятся в соответствии с годовым планом (скачать документ).
  • закаливающие мероприятия;
  • физиопроцедуры;
  • дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж.

Одним из основных направлений проведения оздоровления является закаливание. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием на организм ребенка того или иного закаливающего фактора на каждом этапе оздоровления и постепенным повышением его дозировки.

При осуществлении оздоровительных работ используются следующие методы закаливания:

  • контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны). Обязательным условием проведения воздушных ванн является поддержание оптимальной температуры воздуха в помещениях: 18–20 °C;
  • хождение босиком;
  • циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде; полоскание горла (с 2,5–3 лет).

Оздоровительная работа в ДОУ: дыхательные упражнения

Для поддержания хорошего самочувствия дети должны научиться правильно дышать. Правильным принято считать медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних. Такое дыхание, регулярно применяемое при проведении оздоровления, позволяет ускорить кровообращение и газообмен, обеспечить вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению организма.

В рамках проведения оздоровительных работ в ДОУ универсальным является обучение детей четырехфазовым дыхательным упражнениям. Каждое упражнение состоит из равных по времени этапов:Оздоровительная работа в ДОУ

  • 1-й – вдох (расслабить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких);
  • 2-й – пауза;
  • 3-й – выдох (приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить ребра, используя группу межреберных мышц; опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких);
  • 4-й – пауза. В начале обучения продолжительность каждого этапа может составлять 2–3 сек, затем – до 7 сек.

Комплекс дыхательных упражнений, практикуемый в рамках проведения оздоровительных работ в детском саду, необходимо выполнять сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя (скачать документ). Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется во время проведения оздоровления класть одну его руку на грудь, другую – на живот (сверху зафиксировав их руками взрослого – педагога, медицинского работника, родителя) для контроля полноты дыхательных движений. При выполнении упражнения в поОздоровительная работа в ДОУложении сидя или стоя нельзя нагибаться вперед. Все упражнения делаются по 3–5 раз.

После выполнения упражнений рекомендуется приступать к самомассажу, который также входит в комплекс оздоровления. Обучение воспитанников рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала тело ребенка массирует взрослый, затем, положив свои руки на руки ребенка, он продолжает массаж. После совместного выполнения процедуры воспитанник может делать массаж самостоятельно. Проведение оздоровительных работ в детском саду предусматривает регулярно просить ребенка описывать ощущения до и после массажа.

Комплекс упражнений для самомассажа, практикуемый при осуществлении оздоровления, можно скачать по ссылке (скачать документ).

Нормативные документы:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249–03», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003.

Больше статей об оздоровительной работе в детском саду:

  • Оздоровительные мероприятия для дошкольников в детских садах
  • Программа оздоровления в ДОУ "Здоровье - это главное!"
  • Оздоровительная группа кратковременного пребывания. Организация. Документация
  • Режим работы оздоровительной группы на базе дошкольного учреждения
  • Особенности проведения различных оздоровительных мероприятий в детском саду



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль