Новая система оплаты труда. Определение условий оплаты труда в уставе

4180

Для нормативно-правового обеспечения новой системы оплаты труда образовательные учреждения должны подготовить и утвердить ряд локальных нормативных актов. Рассмотрим основные положения, которые необходимо прописать в уставе.

Новая система оплаты труда. Определение условий оплаты труда в уставеВ связи с введением в 2006 г. в Трудовой кодекс РФ понятия "профессиональные квалификационные группы" прежние системы оплаты труда, основанные на 18 разрядах Единой тарифной сетки, заменяются на новые. По профессиональным квалификационным группам (ПКГ) устанавливаются базовые (минимальные) оклады и ставки (вместо коэффициентов Единой тарифной сетки), и фактически профессиональные квалификационные группв заменяют собой разряды Единой тарифной сетки. Кроме того, ТК РФ более четко (по сравнению с ранее действовавшим законодательством) выделил три составляющие части заработной платы: базовую, компенсационную и стимулирующую.

Введение новой системы оплаты труда

В сфере образования изменение законодательных принципов определения заработной платы совпало с внедрением так называемой отраслевой системы оплаты труда, которая должна полнее учитывать особенности работы педагогов. Поэтому для педагогов новая система оплаты труда (НСОТ) означает прежде всего оплату всех видов их внеаудиторной работы, стимулирование качества и результативности труда, учет при определении базового оклада интенсивности труда разных педагогических работников (например, в зависимости от количества обучающихся, сложности предмета и других параметров).

Новый подход к оплате педагогического труда принципиально отличается от ранее принятого уравнительного подхода, при котором доминирующим и на практике единственным измерителем педагогической работы является отработка учебного времени в аудитории (группе, классе).

Для нормативно-правового обеспечения НСОТ в муниципальных и государственных образовательных учреждениях необходимо принятие значительного числа нормативных правовых актов субъектом РФ, муниципальной администрацией (учредителем) и локальных нормативных актов самим учреждением.

Новая система оплаты труда. Определение условий оплаты труда в уставеСогласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, а также (в зависимости от подведомственности учреждения) в соответствии с законами и нормативными правовыми актами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Определение условий оплаты труда в уставе образовательного учреждения

Несмотря на то что в ТК РФ уставы учреждений не упоминаются, полноценное юридическое оформление системы оплаты труда в любом ОУ все же требует внесения изменений в его устав. Из статей 13 и 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" следует, что:

  • в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке должны быть указаны порядок комплектования работников учреждения и условия оплаты их труда (подп. 7 "в" п. 1 ст. 13);
  • к компетенции образовательного учреждения относится установление заработной платы работников, в т. ч. надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размера их премирования (подп. 5 п. 2 ст. 32).

Новая система оплаты труда. Определение условий оплаты труда в уставеПри разработке устава любого образовательного учреждения в качестве его структурной и содержательной основы используются типовые положения об образовательном учреждении, если предусмотренные типовым положением образовательные программы соответствуют по уровню и направленности программам, реализуемым в данном образовательном учреждении. Такая практика основана на норме ст. 12 Закона РФ "Об образовании", предусматривающей, что деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

В настоящее время почти все действующие типовые положения об образовательном учреждении (их более 20) в части регулирования условий оплаты труда приведены в соответствие с новыми принципами определения заработной платы, установленными трудовым законодательством. Исключение составляет Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, в п. 81 которого содержится устаревшая норма об установлении ставок заработной платы и должностных окладов работников на основе Единой тарифной сетки. Ввиду того что указанная норма противоречит ст. 144 ТК РФ, предусматривающей оплату труда по профессиональным квалификационным группам, а также другим федеральным нормативным актам, в т. ч. об отмене действия постановления Правительства РФ о Единой тарифной сетке, она не должна учитываться при разработке устава образовательного учреждения.

Нормы устава образовательного учреждения, устанавливающие условия оплаты труда, рекомендуется размещать либо в разделе "Права и обязанности участников образовательного процесса" (Права работников), либо в разделе "Финансово-экономическая деятельность учреждения".

Поскольку устав является своего рода "основным законом" учреждения и предназначен для регулирования деятельности учреждения в целом, в нем невозможно подробно прописать все условия оплаты труда, как того требует законодательство. В связи с этим рекомендуется включить в устав лишь наиболее общие, основные правила (принципы) установления заработной платы с отсылкой к локальным актам или коллективному договору (соглашению), в которых основные правила, предусмотренные уставом, изложены подробно.

Для отражения в уставе образовательного учреждения условий оплаты труда работников, соответствующих новым требованиям трудового законодательства, может быть предложена следующая формулировка:

Разделы "Права и обязанности участников образовательного процесса" /
"Финансово-экономическая деятельность учреждения"

Заработная плата работников школы устанавливается образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работников, сложности и условий выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Заработная плата работников школы включает в себя: базовую часть – установленные работникам по тарификации должностные оклады; компенсационную часть, состоящую из выплат компенсационного характера к должностным окладам (ставкам); стимулирующую часть, включающую выплаты за качество и результативность труда, премии и иные поощрительные выплаты.

Размер должностного оклада (ставки) заработной платы работника устанавливается руководителем образовательного учреждения с учетом коэффициентов (надбавок, доплат), предусмотренных локальными нормативными актами (коллективным договором, соглашением) за сложность и объем выполняемой работы (количество обучающихся, уровень образования, квалификационную категорию, педагогический стаж и др.), на основе базовых должностных окладов (базовых ставок), установленных для соответствующей профессиональной квалификационной группы.

Компенсационные выплаты определяются в процентах к должностному окладу (ставке) работника или в абсолютных размерах в соответствии с трудовым законодательством и иными действующими нормативными правовыми актами, а также локальными нормативными актами образовательного учреждения (коллективным договором, соглашением).

Виды и размеры выплат стимулирующего характера, а также показатели и условия осуществления таких выплат устанавливаются локальным нормативным актом образовательного учреждения (коллективным договором, соглашением).

Система оплаты труда в школе, предусматривающая размеры должностных окладов (ставок), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, порядок и условия их осуществления, устанавливается Положением об оплате труда работников школы (коллективным договором, соглашением) и иными локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (профсоюзного комитета).

Условия оплаты труда работника школы указываются в трудовом договоре с ним либо в приложении (отдельном соглашении) к трудовому договору в соответствии с действующей в образовательном учреждении системой оплаты труда.

Нормативные документы

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.06.2006)
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 17.07.2009)
  • Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (ред. от 18.08.2008)

Оформить подписку на журнал можно в интернет-магазине >>
Подробнее о журнале можно узнать на сайте издания >>

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль