Повышение ИКТ-компетентности педагогов

48959

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Эффективный контракт. Подходы к стимулированию повышения эффективности труда педагогических работников образовательных организаций общего образования»

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий инструментами управлениями информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Как показывает практика, без ИКТ уже невозможно представить современную школу.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.

Актуальность использования информационных технологий

Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила работы с компьютерами, владеющие методикой приобщения дошкольников к ИКТ.

Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности воспитателей, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог применять современные компьютерные технологии в образовании для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных педагогических решений.

Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют:

  • интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка);
  • стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Владение ИКТ позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив нашего дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

В 2007 г. в рамках городского конкурса "Территория детства" в ДОУ был разработан проект "Формирование начал информационной культуры у детей дошкольного возраста", который занял 1-е место с выделением гранта 200 тыс. руб. В настоящее время данный проект успешно реализуется. Приобретено 10 ноутбуков, интер­активная техника (проектор, интерактивная доска, проекционный экран), диски с обучающими программами и играми, принтеры, сканеры. Воспитателями ДОУ разработаны и апробированы занятия с применением мультимедийных презентаций.

Однако в ходе реализации проекта мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

  • потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
  • желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
  • неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью применения ИКТ в процессе деятельности;
  • возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педработника и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
  • потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных воспитателей и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
  • существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования учителей, ориентированного на применение ИКТ в их практической деятельности.

Цели и задачи проекта

Данные противоречия позволили определить цель проекта инновационной деятельности с педагогическими кадрами – повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачами проекта стали:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
  • разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности воспитателей;
  • создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по применению информационных технологий в работе ДОУ;
  • создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Решение проблем формирования профессиональной компетенции воспитателей в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кад­ров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности.

В связи с этим были изучены их образовательные потребности с помощью:

  • диагностирования (анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы (приложение 1–3));
  • индивидуального собеседования;
  • изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;
  • систематизации и анализа выявленных проблем – запросов воспитателей.

Результаты диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением ИКТ.

Причины личной заинтересованности воспитателя в повышении уровня ИКТ-компетентности:

  • экономия времени при разработке дидактических материалов;
  • перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
  • переход на новый уровень педагогического мас­терства.

Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.). Для примера: необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке (64%), поскольку теряются при организации поиска релевантной информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.

Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – ИКТ позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательно­образовательный процесс.

Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определило выбор форм управления повышением ИК-компетентности. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям ИКТ, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.

Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ.

Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.

Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 и 3 был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов. На втором этапе подготовки они осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.

Таким образом, для обеспечения профессиональной  компетентности педагога ДОУ в сфере ИКТ нам потребовалось создать новую систему повышения квалификации.

Формы работы с воспитателями

В практике работы старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства.

В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:

  • недели педагогического мастерства;
  • мастер-классы;
  • педагогические мастерские и наставничество;
  • обучающие семинары;
  • работа в паре;
  • тематические семинары.

Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших воспитателей в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами группы 4 проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.

Критерии развития способностей педагогов:

  • умеет создавать текстовые и графические документы;
  • умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;
  • знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
  • умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • умеет использовать средства информатизации и ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
  • знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.

Мастер-классы проводятся с целью обучения воспитателей методам и приемам работы с детьми с использованием ИКТ и т. д.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педработком во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”. Поэтому нужно постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении ИКТ. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.

Важную роль в повышении теоретического уровня воспитателей и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы подключаем педагогов группы 4, которые дают практические задания “обучающимся” педагогам и отслеживают их выполнение.

Такой форме, как работа в паре, пару составляют педработник, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, представитель группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.

Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся старшим воспитателем или поручаются педагогам группы 4.

Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: 

  • “Создание мультимедийных презентаций (Power Point)”;
  • “Сеть Интернет”;
  • “Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office” и др.

В помощь воспитателям была создана творческая группа, которая разработала занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию ИКТ на занятиях.

Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических ра­ботников, повышения их ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования ИКТ в работе с детьми, родителямиорганизуются конкурсы педагогов.

С целью продвижения информационных технологий в ДОУ были проведены следующие конкурсы:

  • компьютерных плакатов;
  • компьютерных презентаций “Моя группа”;
  • электронных методических материалов и презентаций для занятий;
  • информационных буклетов для родителей, выполненных с помощью программы Publisher;
  • электронных групповых газет.

Использование ИКТ в методической работе

Важно отметить, что информационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе, так и в методической работе ДОУ.

В методической работе нашего дошкольного учреждения они (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

Так, в ДОУ для мероприятий разного уровня были созданы следующие презентации:

  • организация деятельности ДОУ в соответствии с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников – для слушателей курсов повышения квалификации Чувашского республиканского института образования – заведующих, старших воспитателей, воспитателей дошкольных учреждений Чувашской Республики;
  • внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс по художественному развитию воспитанников – для слушателей курсов повышения квалификации Чувашского республиканского института образования – заведующих, старших воспитателей дошкольных учреждений Чувашской Республики;
  • опыт работы дошкольного учреждения по нравственно-эстетическому развитию воспитанников в рамках городского конкурса “Старший воспитатель года”;
  • проект “Формирование начала информационной культуры у детей дошкольного возраста” в рамках городского конкурса проектов “Территория детства”;
  • методическое портфолио;
  • портфолио дошкольного учреждения;
  • программы развития дошкольного учреждения;
  • “Этнопедагогизация педагогического процесса ДОУ” – на конференции в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева.

Результаты внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс

 Разработанная система повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно – педагоги:

  • умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
  • умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • активно используют ИКТ в образовательном процессе;
  • владеют навыками поиска информации в Интернете;
  • владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
  • умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
  • владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

На данный момент в ДОУ разработана инструкция мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки с целью повысить компетентность воспитателя ДОУ в области информационных технологий. Подготовлена медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям; более 50 занятий с использованием ИКТ.

Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой интернет-сайт, имеется электронный адрес.

Таким образом, реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание, всестороннее развитие и компьютерное обучение детей.

Читайте еще об ИКТ в детском саду:

Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий

Анкета
Скачать в .docx

Диагностическая карта педагога по темам семинаров

Приложение
Скачать в .docx

Приложение 2

Ф.И.О.педагога

I

II

III

IV

V

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

1

2

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы семинаров:

I.    Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций

  1. Знакомство с PowerPoint.
  2. Создание слайда с диаграммой и таблицей.
  3. Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации.
  4. Создание управляющих кнопок.
  5. Сохранение и подготовка презентации к демонстрации.

II.   Microsoft Word

  1. Шрифт, размер.
  2. Создание и редактирование текстового документа.
  3. Набор и редактирование текстового документа.
  4. Абзацные отступы и интервалы.
  5. Создание и форматирование таблиц.
  6. Вставка рисунка.
  7. Нумерация страниц. Печать готового документа.

III. Microsoft Publisher

  1. Подготовка открытки.
  2. Подготовка буклета и печать.

IV. Интернет

  1. Поиск в сети Интернет.
  2. Электронная почта.

V. Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий

Диагностическая карта

Приложение
Скачать в .docx

"Использование информационно-компьютерных технологий в работе"

 Приложение 3

Ф.И.О.педагога__________________________________________________________________

Поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям с использованием интернет-ресурсов

 

Использование презентаций, мультимедийных пособий и др. на занятиях с детьми

 

Создание базы данных воспитанников и их родителей своей группы

 

Разработка занятия для детей по разным направлениям с использованием информационных технологий

 

Использование сети Интернет для самообразования

 

Использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе

 

Наличие собственного сайта (нет; да (укажите адрес))

 

Наличие опыта в области использования ИКТ по следующим вопросам

 

Готовность организовать обучение педагогов ДОУ (указать тему)

 

Примечание.Поставьте значок “+” в столбцах, содержащих положительный ответ.

Эффективный контракт. Подходы к стимулированию повышения эффективности труда педагогических работников образовательных организаций общего образования

Сергей Заир-Бек, вед. науч. сотр. ЛАМИД ИНИИ НИУ ВШЭ

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Анкета для определения степени использования ИКТ.docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль