Семинар для учителей "Педагогическая компетентность"

15084

Цели и задачи семинара для учителей

В условиях расширяющейся демократии возрастают требования к личности, ее свободе и ответственности, поэтому встает вопрос о том, кто обучает и воспитывает, каков уровень профессиональной компетентности педагога школы. Ускоренный процесс обновления знаний, ценностей и форм поведения в любом возрасте требует воспитания человека, умеющего достойно самоактуализироваться и самореализоваться для достижения собственного блага и конструктивного решения социальных проблем. Этому непосредственно содействует образование. Являясь социальным институтом, оно призвано защитить права, свободу и достоинство каждого обучаемого, в т. ч. право получать качественное образование. Для этого необходимо реально осуществить психолого­педагогическую поддержку и сопровождение в трудном и противоречивом процессе личностного развития и становления.

Образование, ориентированное на человека, отвечает за результаты развития личности в детстве, отрочестве и юности и потому предполагает ответственное участие в жизни каждого растущего человека со стороны общества, государства, родителей и профессионалов­педагогов. Это требует компетентностного подхода в осуществлении личностно-­развивающей образовательной модели.

Многолетний опыт общения автора с педагогическими коллективами образовательных учреждений разного типа и отдельными учителями убеждает в необходимости овладения ими понятиями и категориями современных технологий педагогической деятельности. На семинаре это происходит наиболее эффективно. Так поднимается научно­-теоретический уровень школьных учителей, некоторые педагоги становятся исследователями образовательного процесса, успешно выступают на Педагогических чтениях, научно­практических конференциях, публикуют полученные ими результаты. Особенностью данного семинара является контекстное овладение понятиями современной педагогики (не специально, а "по пути" – в процессе анализа проблем и обращения к авторам, которые их исследовали и вводили в научный оборот и практику).

Цель семинара: содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов различного типа образовательных учреждений для достижения более высокого качества образования путем овладения методологией, теорией и практикой новой образовательной парадигмы.

Задачи семинара:

  • ввести учителей в понятийно­категориальный аппарат проблемы и содействовать овладению базовыми понятиями компетентностного подхода в образовании;
  • способствовать овладению знаниями, умениями мыслить и оперировать понятиями и категориями современной гуманистической психологии и педагогики;
  • развивать творческие и исследовательские способности учителей;
  • содействовать развитию критически­рефлексивного мышления, рефлексивной культуры педагога.

наверх

Примерный тематический план семинара "Педагогическая компетентность" 

Примерный тематический план семинара включает:

  1. Введение. Цель и задачи семинара.
  2. Необходимость новой профессиональной педагогической компетентности. Профессиональная педагогическая компетентность: понятие, сущность, структура. Критерии и показатели современной педагогической компетентности.
  3. Личность в психологии и педагогике. Возрастной и гендерный подход. Педагогические центрации. Личностно­развивающая модель образования.
  4. Компетентность педагога в общении. Умения профессионального педагогического общения, уровни, стили. Продуктивность и деструктивность в общении, речевая агрессия.
  5. Обучение как открытие. Современные дидактические технологии.
  6. Контрольно­оценочная деятельность и ее диагностико­корректирующий характер. Самооценочная деятельность учащихся. Альтернативные дидактические технологии контроля и оценки знаний. Рефлексивная профессиональная культура педагога.

Решение названных задач предполагает аудиторную и самостоятельную работу учителей и менеджеров образования. Фронтальная работа направлена на решение психолого­педагогических и социально­педагогических проблем, знакомство с основными положениями исследования личности в разных возрастах и роль образования в ее развитии. Групповые и индивидуальные задания для самостоятельной работы учителей направлены на творческое осмысление проблем и выполнение авторских проектов, презентаций, проведение мастер­класса, подготовку сообщений, написание и защиту рефератов, возможно, подготовку публикаций.

В ходе семинара используются интерактивные методы обучения, "мозговой штурм", дидактические игры, которыми учитель овладевает на практике. В любой современной школе – городской и сельской – для этого имеется все необходимое: специалисты и соответствующая техника. Более того, современные школьники значительно опередили многих учителей в знаниях и овладении информационными технологиями, что создает реальные условия для педагогики сотрудничества, совместной творческой деятельности учителей и учащихся.

Хотелось бы подчеркнуть, что участие в семинаре, тем более выполнение текущих, особенно творческих заданий – дело добровольное, но в то же время позволяющее, с одной стороны, диагностировать учителей, их отношения, мотивацию, интерес и получаемые результаты, а с другой – дающее участникам семинара реальную возможность, поднимая уровень профессиональной компетентности, делать вклад в свой "портфолио", необходимый для аттестации педагогических кадров.

Предлагаемый материал оставляет за директором, заместителями директора и учителями школы возможность корректировать объем и глубину изучения содержания материала, рассмотрения отдельных проблем, вариативности форм и методов фронтальной, групповой и индивидуальной работы, включая самостоятельную, в т. ч. диагностическую и проектную деятельность учителей и менеджеров образования. Также меняются сроки проведения: от лонгитюдного до интенсивного и метода "погружения". Вашему вниманию предлагаем программу первого занятия теоретико­методологического семинара для учителей. 

 наверх

Программа теоретико­-методологического семинара для учителей "Педагогическая компетентность"(первое занятие)

Введение. Цель и задачи семинара для учителей "Педагогическая компетентность".

Вводя учителей в обозначенную проблему, сразу же подчеркнем нарастающую роль образования в современном мире. Являясь феноменом культуры, оно веками выполняло традиционные функции – обучать и воспитывать подрастающие поколения. Между тем далеко не всегда успешно решало поставленные вопросы, а некоторые проблемы вовсе не видело или уходило от них. Причиной тому являются невнимание, возможно, пренебрежение к методологии и теории педагогики и образования.

Поскольку активные методы обучения – самые результативные для развития личности в образовании, начнем вводное занятие с выполнения учителями первого задания: напишите вопросы, которые вы задаете себе как учителю.

Целесообразно познакомить учителей с рекомендациями к анализу и интерпретации вопросов. Разумеется, критерии анализа могут использоваться разные, все дело в целях задания. Наша цель – выяснение как минимум нескольких аспектов профессиональной озабоченности учителей, которые могут быть рассмотрены через следующие показатели:

  • глубина гуманистических ориентаций;
  • проблема понимания ценности личности ребенка (подростка, девушки, юноши);
  • проблема понимания себя, т. е. рефлексивная культура профессионала;
  • понимание компетентности (некомпетентности) учителя с точки зрения современных требований к процессу и результату обучения и воспитания школьников разных возрастов;
  • упоминается ли учителями и как часто гендерная проблема (воспитание и обучение девочек и мальчиков, девушек и юношей в настоящее время);
  • конкретные предложения о том, в чем необходимо совершенствоваться как профессионалу­педагогу.

Собрав выполненные учителями задания, ведущий семинара их анализирует после занятия, обобщает и интерпретирует для последующего представления участникам семинара.

Первое наблюдение за выполнявшими задание учителями уже немало скажет ведущему:

  • некоторые не приступили к работе;
  • другие делали с неудовольствием;
  • третьи – в качестве "отписки" завучу, возможно, между проверкой тетрадей, дневников учащихся или заполнением журнала;
  • четвертые отнеслись со всей ответственностью и немалым интересом и дали значительный эмпирический материал, к результатам анализа которого обязательно необходимо вернуться на последующих занятиях.

Продолжая работу с учителями, предлагаем второе задание – остановиться подробно на обсуждении проблемы: далеко не все взрослые, в т. ч. профессионалы­педагоги, родители, признают свое образование и воспитание "неудовлетворительным", результаты "печальными и жалкими". Некоторые глубоко убеждены в правоте отца (матери), занимавшихся рукоприкладством. Многие живут, испытывая благодарность своим родителям и педагогам-­деспотам, повторяя этот опыт на собственных детях, школьниках и студентах. Участвуя в диалоге и завершая его, ведущий предлагает вопросы для дальнейшего обсуждения:

  • Можно воспитывать и обучать иначе – в свободе, без физического, психического и социального насилия?
  • Как деформируется личность ребенка, подростка, девушки, юноши при использовании методов такой негуманной педагогики?
  • Как это соотносится со свободой и человеческим достоинством не только тех, кого обучают и воспитывают, но и педагогов, учителей, воспитателей?

После обсуждения данных вопросов следует подчеркнуть: образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека и несет все большую и непосредственную ответственность за результаты обучения и воспитания. Этим обусловлена необходимость новой профессиональной педагогической компетентности. Она требует существенного личностного и профессионального развития самого педагога. Гуманистическая психология и педагогика обусловили новую образовательную парадигму и предъявили высокие требования к уровню знаний и умений педагогов, их компетентности, связанной с целями, содержанием и технологиями личностно развивающей образовательной модели. Здесь уместно начать знакомство слушателей с понятийно­категориальным аппаратом современной педагогической науки и сделать это в рамках дедуктивной логики, способствующей развитию теоретического мышления.

наверх

Понятия и категории, которыми оперирует современная педагогическая наука и образование

Современная педагогическая наука и образование как система оперируют понятиями и категориями, которые условно можно объединить в четыре группы:

  1. Устоявшиеся в педагогике, наполняющиеся новым содержанием: обучение, образование, воспитание, самооценка, социализация, профессиональный долг, педагогическая миссия;
  2. Возвращающиеся, некогда утраченные педагогической теорией и практикой: вера, вина, душа, совесть, благо, порок (грех), стыд, добро, зло, мудрость, сомнение, тревога и др.;
  3. Интегрируемые педагогикой, но хорошо разработанные другими отраслями знания – философией, психологией: адаптивность, неадаптивность, переживание, возрастные новообразования, защитные механизмы, зона актуального и ближайшего развития, идентичность, деструктивность, кризис идентичности, рефлексия, самоактуализация, социальная ситуация развития, эмпатия и др.;
  4. Новые, осваиваемые современной педагогикой: защита прав ребенка, свобода и достоинство ребенка, самоценность детства, развитое детство, ответственное родительство, личностно­развивающее обучение, многоуровневое образование, педагогическое отчуждение, толерантность, продуктивность и деструктивность учебно­воспитатательного процесса, полноценная учебная деятельность, этизация образовательного пространства, здоровьесберегающая среда школы.

К недавно вошедшим в понятийно-­категориальный аппарат педагогики относятся:

  • Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – понятие, сравнительно недавно вошедшее в научный аппарат педагогики, стало широко употребляться и связываться с целостными представлениями о системе методологических, теоретических и аксиологических установок, принятых современным научным сообществом в качестве образца для решения теоретических и практических задач.
    Парадигмальный подход в педагогике продуктивен в научном поиске теоретико­методологических основ и практики гуманистической ориентации, с ним связан процесс обновления понятийно­категориального аппарата науки и построение на его основе педагогической практики;
  • Компетентность (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определенной области;
  • Компетенция (лат. competentia – принадлежность по праву) – круг полномочий учреждений или лица, круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

В числе ведущих компетенций, например, называются:

  • когнитивная (теоретические и практические знания);
  • функциональная (умения и ноу­хау) в обучении, трудовой и социальной деятельности;
  • личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);
  • этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).

Все они взаимозависимы и взаимодополнительны, представляют процесс и результаты обучения, так или иначе связанные с умениями знать, понимать, делать (в т. ч. творчески). Исходя из компетентностного подхода, учителю надо знать и понимать, что педагогика не физика, не механика, и это не является ее недостатком, так как она имеет дело с человеком как предметом воспитания. Наш семинар призван убеждать учителей в том, что эта педагогика, несмотря на ее различные названия, – социократическая – пришла к кризису, выход из которого лежит на пути гуманной педагогики, ненасилия над личностью. Надо быть высоко профессионально компетентным, чтобы осуществлять ее на практике, ежедневно и ежечасно.

наверх

Три составляющие качества образования

В заключение слушателей можно познакомить с требованиями к уровню подготовки слушателей. Они могут быть прописаны как три составляющие:

предметно-­информативная составляющая качества образования

Во время семинара обеспечивается повышение педагогических компетенций воспитателей на базе знаний:

  • о современных интерпретациях основных понятий курса (воспитание, образование, обучение, личность, социализация, идентичность личности, возрастной кризис; о педагогических принципах природосообразности, культуросообразности и свободосообразности и путях их реализации в обучении и воспитании; о прогенеративной роли образования в развитии и становлении личности и др.);
  • основных психологических и педагогических литературных источников и их авторах, внесших научный вклад в развитие психологии и педагогики, обогативших теорию и практику современной образовательной парадигмы;

умений:

  • обосновывать сущность, предпосылки и трудности в освоении новой образовательной парадигмы;
  • интерпретировать сущность педагогических фактов, явлений, процессов с гуманистических, этико­педагогических позиций;
  • принимать компетентные решения и прогнозировать их последствия для развития личности ученика и коллектива в целом;

деятельностно­-коммуникативная составляющая качества образования
Участники семинара в процессе обучения овладевают современными педагогическими технологиями деятельности и общения:

  • диалоговыми формами, интерактивными методами обучения, проектными технологиями, современными способами осуществления контрольно­оценочной деятельности;
  • герменевтическими приемами анализа педагогических фактов;
  • умением видеть проблему с разных позиций, формулировать вопросы; строить доводы и опровержения;
  • умением обоснованно излагать свою позицию, точку зрения;
  • умениями продуктивного общения со всеми участниками образовательного процесса (с учащимися и их родителями, коллегами и представителями администрации);

ценностно­-ориентированная составляющая качества образования.

  • Участие в семинаре ориентирует в системе ценностей, связанных:
  • с ценностью человека, общества и мира, смыслом диалога поколений, культур, традиций и инноваций;
  • сущностью идеалов демократии, гуманизма, прав ребенка, его свободы и человеческого достоинства, единства личности и общества, их совместной ответственности;
  • ценностными установками, отношениями, ориентациями, сознанием и поведением.

Материал предоставлен редакцией журнала "Справочник заместителя директора школы". Адрес сайта журнала: //zam.resobr.ru/

Дополнительные материалы по теме: педагогическая компетентность, школьный учитель, образовательное учреждение, семинар для учителя, качество образования.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль